Раиса Урукова
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] по сказке «Маша и Медведь»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием различных инновационных технологий на тему: «Автоматизация звука Ш (по сказке «Маша и Медведь»)»
Цели:
• коррекционные:
закрепление правильного произношения звука Ш (изолированного звука, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи);
закрепление умения осуществлять слоговой анализ слова;
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Автоматизация звука [Ш] по сказке „Маша и Медведь“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Маша и медведь», сказка
- Темочки
закрепление правильного согласования имен прилагательных с существительными в роде;
закрепление знания графического изображения буквы Ш;
• развивающие:
развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, профилактика плоскостопия;
развитие фонематического слуха, формирование навыка самоконтроля за собственной речью;
развитие внимания, памяти, логического мышления.
Оборудование:
презентация «Автоматизация звука Ш»;
игрушки Маша и Медведь;
пособие «Шашки»;
картинки: шарф, душ, ковш, шапка, кошка, шуба, подушка, машина, шиповник;
3 макета шкафа;
сухой бассейн с гречневой крупой;
мягкие пазлы с изображением героев мультфильма «Маша и Медведь»;
пособие «Следы»;
мнемодорожки;
массажер су-джок;
массажная варежка;
ребристая доска;
пульт телевизора;
магнитно-маркерная доска, маркер;
музыкальный фрагмент из мультфильма «Маша и Медведь»;
приз – раскраска «Маша и Медведь».
Ход занятия:
1. Орг. момент, сообщение темы занятия :
- Сегодня у нас необычный день. К нам пришли гости. Давайте их поприветствуем. Они хотят посмотреть наше необычное занятие. А мы им покажем, как мы учимся правильно говорить.
Каждый день, всегда, везде –
На занятиях, в игре –
Громко, четко говорим,
Никогда мы не спешим.
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятиях.
Говорим всегда красиво,
Ясно и неторопливо.
Логопед привлекает внимание ребенка к сухому бассейну (с гречневой крупой).
- Положи ладони в бассейн, закрой глаза, почувствуй, как тебе тепло, приятно, крупинки чуть колют твои ладошки. Можно погладить ладошками по поверхности, постучать кулачками. А теперь начинай погружать руки внутрь. Сжимай ладошки, перебирай крупинки. Что ты чувствуешь? (Крупинки острые, они сильно колют твои ладошки, пальчики.) Давайте копнем поглубже: вдруг найдем там что-нибудь интересное?
Ребенок обнаруживает пазлы – элементы картинок, которые затем собирает на столе под звучание музыки из мультфильма.
- Кто-то прислал нам свои фотографии, ты узнала, кто это? (Это Маша и Медведь из мультфильма.)
- Послушай, как я их назову: Машшша, Мишшшка. Какой звук я выделила? (Звук Ш.)
- Сегодня на занятии мы будем учиться правильно произносить и различать звук Ш. А помогут нам в этом герои мультфильма «Маша и медведь».
2. Артикуляционная гимнастика:
- В одном домике жила девочка Маша. Домик у нее красивый, с круглыми окошками, как бублик (упражнение «Бублик»). Сегодня Маша печет блины (упражнение «Блинчик» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу, следить, чтобы язык не дрожал, держать 10- 15сек.). Блины горячие, их нужно остудить (упражнение «Подуй на блинчик»). К блинам Маша приготовила сладкий чай и налила его в чашечку (упражнение «Чашечка» - рот широко раскрыть, широкий язык поднять кверху, потянуться к верхним зубам, но не касаться их, удерживать язык в таком положении 10-15 сек.). Чай горячий, Маша дует на него (упражнение «Фокус» - поднять язык в положение «чашечка» и плавно подуть на кусочек ватки, лежащий на кончике носа, во время дутья он должен улететь вверх.). Хорошо и весело стало Маше, взяла она гармошку и стала играть (упражнение «Гармошка» - раскрыть рот, присосать язык к нёбу, не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть, проделать 15 раз. Язык не должен отрываться от нёба.). Выглянуло солнышко, и Маша прикрыла окошко шторкой (упражнение «Шторка» - поднять широкий язык на верхнюю губу, держать 10 сек.). Ветерок дует на шторку, а Маша слушает, как шторка шуршит: шшшшш…
3. Упражнение «Штора шуршит на ветру». Характеристика звука :
- Давай вспомним, как шуршит шторка на ветру: ш-ш-ш-ш.
- Рассмотри картинку (демонстрирует профиль звука Ш) и опиши, что делают губы? Зубы? Где находится язычок? В каком он положении? Давай произнесем этот звук на выдохе. Проверим, какой ветерок выходит?
- Воздух выходит свободно изо рта? Правильно, есть преграда для воздушной струи – это язычок в форме «чашечки». Значит, этот звук какой? (Согласный.) Как мы его произносим, сердито или ласково? (Сердито.) Звук Ш – твердый согласный. Поставь руку на горлышко, повтори: ш-ш-ш-ш. Дрожит ли наше горлышко или оно спит? Правильно, звук Ш – глухой.
4. Произнесение слогов и слоговых сочетаний со звуком Ш :
- Однажды Маша решила сходить к Мишке в гости. Шла она по лесу и вдруг увидела на снегу следы (выставляет карточку с изображением следов с наклеенными на них элементами ипликатора Кузнецова). Стала она по ним ходить и произносить слоги:
ша-шу-ши аш-уш-иш шта-шту-шты
ши-ша-шу иш-аш-уш шка-шко-шку
шу-ши-ша уш-иш-аш шма-шмо-шма
шну-шна-шны
Затем логопед выкладывает половинки шариков су-джока:
- Дорожка ведет Машу дальше. Впереди кочки. Нужно перепрыгивать с кочки на кочку, вот так:
аШта - аШва – аШка – анШа – амШа – акШа.
5. Игра «Пройди по дорожке» (на развитие фонематического восприятия и профилактику плоскостопия) :
Логопед приглашает ребенка встать на ребристую доску:
- Идет Маша дальше по дорожке. Шаг ты будешь делать в том случае, если услышишь в слове звук Ш :
Для… Мишутки…малыша…
Маша…вяжет… теплый…шарф…
Шарф… на… шею… он …повяжет…
И… спасибо… Маша… скажет…
- Молодец, у тебя внимательные ушки!
6. Динамическая пауза:
Для Мишутки малыша
Маша вяжет теплый шарф
Шарф на шею он повяжет
И спасибо Маша скажет. Присесть, обхватив колени.
Встать, имитация вязания.
Наклоны головой в стороны
Поклониться.
7. Пальчиковая гимнастика «Варежка» (с массажной варежкой) :
- Маша варежка нашла,
По ладошке провела,
Маша гладит по ладошке,
Будто убирает крошки,
А теперь наши горошки
Давят, давят понемножку.
8. Игра «Шашки» :
- Вот и дошла Маша до дома Мишки. Зашла, посмотрела вокруг, а хозяина-то нет. Увидела Маша на столе шашки и решила в них поиграть.
Логопед обращает внимание ребенка на доску с шашками, лежащую на столе: «Шашки у Мишки необычные. На обратной стороне – картинки. Давай попробуем назвать картинки и разделить их названия на части. А чтобы у Мишки не было беспорядка в комнате, мы будем складывать картинки: в шкаф с одной полкой положим картинки с одним слогом в названии, в шкаф, где две полки, положим картинки с двумя слогами, в шкаф с тремя полками убирем картинки с тремя слогами в названии». Ребенок делает слоговой анализ слов : шарф, душ, ковш, шапка, кошка, шуба, подушка, машина, шиповник и раскладывает картинки к соответствующему макету шкафа.
9. Игра «Большой – большая» (на согласование прилагательных с существительными в роде) :
- Посмотри на картинки и ответь, про что можно сказать «большой»? (Ребенок произносит словосочетания «большой шарф», «большой ковш», «большой душ», «большой шиповник».)
- А про что можно сказать «большая»? («Большая шапка», «большая кошка», «большая подушка», «большая шуба», «большая машина».)
10. Игра «Сломанный телевизор» (произнесение звука Ш в предложениях) :
- Увидела Маша на столе рядом с шашками пульт и захотела включить телевизор. Послушала она, да только понять ничего не может. Давай поможем Маше исправить предложения:
На елке мышка, а в норке шишка.
Поиграли в чашки, а помыли шашки.
Наша Маша чашку шила, а Наташа платье мыла.
11. Рассказывание стихотворений с использованием мнемодорожек:
Логопед выставляет перед ребенком мнемодорожки и говорит, что эти картинки помогут нам рассказать стишки для Мишки :
а) Миша под душем моет шею и уши.
б) Шапка да шубка –
Вот наш Мишутка.
в) Одному большому Мишке
Маша вышила штанишки.
На штанишках два кармашка,
На кармашках там ромашки.
12. Игра «Неправильная буква» :
- Заглянула Маша в другую комнату и нашла там Мишку. Он учился писать букву Ш. Все ли буквы написаны правильно? Зачеркни неправильно написанные буквы. (Звучит музыка из мультфильма, ребенок зачеркивает маркером неправильно написанные на магнитно-маркерной доске буквы Ш).
- Напомни Мишке, из чего же состоит буква Ш? (Из четырех палочек, одна лежит внизу, три – направлены вверх.)
13. Итог занятия :
- Вот и помогли мы Маше и Мишке встретиться. Какой звук мы учились сегодня правильно произносить? Какое задание тебе понравилось больше? Ты хорошо занималась, молодец. Наши герои приготовили тебе приз.