Мария Артемова
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в словах»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального логопедического занятия
«Автоматизация звука Р в словах»
Тема: Автоматизация звука Р в словах.
Цели:
- уточнить представления об артикуляционном укладе звука Р;
- закрепить правильное произношение звука Р в словах;
- развивать фонематическое восприятие, умение дифференцировать звуки Р-Л;
- развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику рук;
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Автоматизация звука [Р] в словах“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
- формировать навыки словообразования и словоизменения : закреплять умения образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе, существительные с количественными числительными;
- закреплять умение проводить слоговой и звуковой анализ слов,
- воспитывать доброе отношение к окружающим, желание помочь нуждающемуся.
Оборудование: карточки для артикуляционной гимнастики, фигурка сороконожки и ее сапожки из цветного картона на магнитной доске; кукла Золушка или картинка с её изображением, предметные картинки с изображением цветов (розы, астры, ромашки, нарциссы, георгины, гладиолусы); игрушечное ведерко; слоговая пирамида; пластиковые фигурки рыбок со скрепками на носиках, удочка с магнитом, изображение озера, игрушечный грузовик, муляжи овощей, предметная картинка «рак», звуковые квадраты для составления схемы слова, артикуляционный профиль звука Р.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
II. Артикуляционная гимнастика.
- Сделаем зарядку для губ и языка, чтобы они были сильными и умелыми и могли справиться с любыми трудными звуками и сложными словами.
- Переворачивай по очереди карточки по артикуляционной гимнастике, и будем выполнять эти упражнения.
Выполняются упражнения: «Улыбка», «Бегемотик», «Хоботок», «Лошадка», «Грибок», «Парус», «Маляр», «Гармошка».
III. Пальчиковая гимнастика.
- Чтобы четко говорить,
Надо с пальцами дружить.
- Повторим пальчиковое упражнение «Пальцы – дружная семья».
IV. Сообщение темы и целей занятия.
- Сегодня на занятии мы будем тренироваться правильно произносить звук Р в словах. Но не просто так. Мы будем делать добрые дела. Пусть сегодня будет день добрых дел.
V. Характеристика звука Р по акустическим и артикуляционным признакам.
- Как же правильно произносить звук Р? В каком положении должны находиться губы, зубы, язычок? (Используем артикуляционный профиль звука Р)
При произнесении звука р :
- губы полураскрыты,
- зубы разомкнуты,
- широкий кончик языка поднимается к бугоркам за верхние зубы и там дрожит.
- Произнеси звук Р длительно. Прокатись на машинке по горам.
- Какой это звук : гласный или согласный? Почему ты так думаешь?
- Этот звук твердый или мягкий? Звонкий или глухой? Почему ты так считаешь?
- Ну что ж, садимся в автомобиль и в путь! (Ребенок движется, изображая себя за рулем, произносит протяжно звук Р – так работает мотор)
VI. Автоматизация звука Р в слогах.
- Ой, кто это? Сороконожка! Послушай, что она говорит:
Трудно жить сороконожке,
Надевать самой сапожки.
Вот помог бы кто-нибудь
Мне сапожечки обуть.
- Давай поможем сороконожке.
(На магнитной доске сороконожка и её сапожки. Ребенок «обувает» сороконожку и называет слоги, написанные на сапожках)
VII. Автоматизация звука Р в словах
- Отправляемся дальше. (Снова «едем на машине», изображая рокот мотора).
- Стой! Кажется, кто-то плачет. Посмотри, да это же … Золушка. Злая мачеха приказала ей к завтрашнему дню посадить на клумбе цветы со звуком Р в названии. Золушка никак не успевает. Ей нужна наша помощь.
- Посмотри на картинки. Назови цветы, в названии которых есть звук Р. (Розы, астры, ромашки, нарциссы, георгины)
1. Деление слов на слоги.
- Поделим эти слова на слоги и разложим картинки так: внизу – цветы, названия которых состоят из 4 слогов, выше – из 3 слогов, еще выше – из 2 слогов, а на самом верху – из 1 слога. Нам поможет в этом слоговая пирамида.
- А теперь пора ехать дальше. (Снова «едем на машине», изображая рокот мотора).
2. Развитие навыков словоизменения. Согласование существительных с количественными числительными.
- Стоп! Мы приехали на берег озера. Кто это сидит там у самой воды? Это кот Матроскин ловит рыбу. Но что-то он такой грустный, наверное, не клюет. Может, нам удастся поймать рыбешку коту.
(Ребенок с помощью магнита «ловит» удочкой рыбок в пруду. Складывает их в ведерко и считает).
3. Подбор родственных слов к слову «рыба». (Игра с мячом)
- А сейчас немного отдохнем, поиграем с мячом. Подберем родственные слова к слову «рыба».
- Маленькая рыба - … рыбка. А ласково - …рыбешка.
Тот, кто ловит рыбу - …рыбак. А по-другому - … рыболов.
Удить рыбу – значит … рыбачить. И это занятие называется … рыбалка.
Суп из рыбы какой? …рыбный. А поселок рыбаков какой? … рыбацкий.
4. Фонематический анализ слова «рак».
- А теперь отгадай загадку и узнаешь, кого поймал в озере кот.
На дне озера живет,
Ходит задом наперед.
Все под водой
Хватает клешней.
(Рак)
- Проанализируем слово «рак».
5. Развитие навыков словоизменения. Согласование прилагательных с существительными.
- Поедем дальше. (Снова «едем на машине», изображая рокот мотора).
- А здесь огород. Это заяц вырастил богатый урожай. Что вырастил зайка? (Морковь, картофель, огурцы, помидоры, кукурузу)
- Что «лишнее»? (Кукуруза) Почему? (Остальное овощи, а кукуруза – полевое, зерновое растение) Какие же овощи у зайца?
- Огурцы хрустят, значит они …хрустящие огурцы.
- Картошка по размеру большая, значит …крупная картошка.
- Помидоры по цвету какие? … Красные помидоры.
- А морковь какая по цвету?. Оранжевая морковь.
6. Развитие навыков словообразования. Образование имен существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Поможем зайке погрузить овощи в кузов грузовика. Кладем овощи в кузов и называем их ласково.
X. Развитие фонематического восприятия.
Компьютерная развивающая игра, направленная на дифференциацию звуков Р-Л «Разложи картинки по коробкам».
- Вот сколько добрых дел мы сделали. Но и родителям нужно помогать, и одноклассникам. Наведи порядок у себя на столе: разложи картинки по коробкам.
XI. Подведение итогов.
- Что тебе понравилось на сегодняшнем занятии?
Да, делать добрые дела, помогать другим тоже приятно.
- Правильное произношение какого звука мы отрабатывали на сегодняшнем занятии?
- Как правильно произносить звук Р?
Использованная литература
1. Звуки изучаем, а потом их закрепляем. Индивидуальные и подгрупповые коррекционно-речевые занятия с детьми дошкольного возраста. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2010. – 172 с.
2. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 136 с.
3. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
4. Репина З. А., Буйко В. И. Уроки логопедии. – Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 2001. – 208 с.
5. Уроки логопеда. Игры для развития речи. Авт. -сост. Косинова Е. М. – М. : ООО «Изд-во «Эксмо», 2007. – 174 с.