НАТАЛЬЯ ОВЧИННИКОВА
Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук [з]. История о Маленьком зайчике»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Звук З. История о Маленьком зайчике».
Цель: Постановка звука «З».
Задачи:
-коррекционно-образовательные: научить правильному произношению звука [з], давать характеристику звуку, учить распознавать звук в словах.
-коррекционно-развивающие: уточнять артикуляционный уклад при произнесении звуков, развивать фонематический слух, мелкую моторику пальцев рук, зрительное и слуховое восприятие, уточнять словарный запас.
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Звук [з], История о Маленьком зайчике“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
-коррекционно-воспитательные: воспитывать положительную мотивацию к занятиям, самоконтроль за своей речью, умение слушать.
Оборудование: маска-ободок зайчик, игрушка морковка, картинка комарика, карточки артикуляционной гимнастики, шарики «Су-джок», ноутбук, колонки, зеркало.
Предварительная работа: Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков.
Речевой материал: загадка, стихи, дидактические речевые игры.
Используемые технологии:
- Технологии коррекции звукопроизношения
- Игровые технологии
- ИКТ
- Здоровьесберегающие
- Технологии развития лексико-грамматической стороны речи
- Игровые технологии
- Технология проблемного обучения
План занятия :
1. Организационный момент.
2. Основная часть:
-артикуляционная гимнастика;
-дыхательная гимнастика;
-пальчиковая гимнастика;
-знакомство со звуком З;
-физминутка;
-закрепление произношения изолированного звука;
-развитие фонематического слуха;
-домашнее задание.
3. Итог занятия.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед : - Здравствуй! Сегодня на занятии мы будем знакомиться с новым звуком из группы свистящих, и поучимся его произносить. А поможет нам его выучить наш гость, а кто это нам поможет узнать - загадка.
Зимой белый, летом серый.
В гору прыжком, а с горы кувырком.
Ребенок: - (заяц).
Логопед :- Правильно. А с какого звука начинается это слово? (логопед надевает маску-ободок зайчик)
Ребенок: - (Со звука З).
Логопед : - Вот сегодня мы будем работать над произношением звука З.
2. Основная часть.
Артикуляционная гимнастика.
– Маленький зайчик сильно скучает по лету и хочет вспомнить теплые летние дни.
- Давай и мы вместе с зайчиком вспомним лето. Ты внимательно смотри на Зайчика и делай вместе с ним. (Логопед показывает упражнения перед зеркалом)
Он улыбнулся, (упражнение «Лягушка»). (Держим улыбку. Зубки не сжимаем).
Открыл ротик и высунул язычок вспоминая, как его грело солнышко (упражнение «Блинчик»).
Маленький зайчик не знал, что зимой идет снег; вдруг ему на язычок упала, холодная снежинка зайчик испугался и спрятал язычок (упражнение «Поймай мышку за хвостик»).
Понравилось Зайчику играть с язычком; то высунет, то спрячет, то высунет, то спрячет.
А еще Зайчик вспомнил, что осенью он ел вкусную морковку, она для него была такая вкусная, как нам вкусное варенье (Упражнение «Вкусное варение»)
А потом чистил зубки. (Упражнение «Чистим зубки»)
Он посмотрел на ёлочку, а на ней много иголочек (Упражнение «Иголочка»)
Дыхательная гимнастика «Ветерок»
- Вдруг подул ветер. Голые веточки на кустиках задрожали. Зайчик испугался. Посмотрел вокруг. А ветерок все дует, шевелит веточки на кустах. (Звук ветра.)
- Давай с тобой покажем, как дует ветер (Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку. 1- сделать полный вдох, выпячивая живот. 2- задержать дыхание на 3-4сек. 3- сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. 5раз)
- Понял тут Маленький Зайчик, что ему нечего бояться. Это всего – на всего ветерок запутался в ветках. Улыбнулся Зайчик и стал опять летние забавы вспоминать.
Пальчиковая гимнастика с шариками Су-джок «Овощи»
- Вдруг зайчик вспомнил, что у него есть чудесная корзина. Давай посмотрим, что в ней?
У зайчонка овощи в корзиночке,
(Делаем ладошку «корзиночкой» и катаем шарик)
Вот пузатый кабачок положил он на бочок,
Перец и морковку уложил он ловко,
Помидор и огурец.
(Надеваем колечко на пальцы, начиная с большого.)
Наша зайчонок - молодец! (Показываем большой палец)
Знакомство со звуком «З».
Логопед : - Летом Маленький Зайчик познакомился с комариком. Комарик летом около Зайчика летал и громко звенел «З – З – З».
- Как звенел Комарик?
Ребенок:- пытается повторить «З-З-З»
Логопед : - А ты хочешь научиться звенеть так же хорошо, как Комарик?
Ребенок: - Да.
Логопед : - При произнесении звука «З»
а) Губы в улыбке, зубы видны;
б) Зубы сближены, но не сомкнуты.
в) Широкий кончик языка упирается в нижние зубы.
г) Передняя часть стенки языка поднимается к верхним бугоркам и образует с ними щель.
д) Боковые края языка плотно прижимаются к боковым зубам.
е) По середине языка идет сильная холодная струя воздуха.
ё) Голосовые связки напряжены, сближены, колеблются, в результате чего
образуется голос (контроль ладонью на горлышко).
- Посмотри в зеркало, улыбнись и произнеси звук «З».
- Звук «З» можно петь?
Ребенок: - Нет.
Логопед : – Значит звук «З» согласный, звук «З» произносится глухо или звонко?
Ребенок:- Звонко.
Логопед : —А как я произнесу звук «З» – мягко или твердо?
Зонт, замок.
Ребенок: - Твердо.
Логопед : – Значит звук «З» согласный, звонкий и твердый.
Физминутка.
Гимнастика для глаз «Заяц»
Вверх морковку подними, на нее ты посмотри.
(Смотрят вверх (И. П. - стоя, руки вдоль туловища)
Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево.
(Глазами смотрят вверх-вниз, вправо-влево.)
Ай-да заинька, умелый! Глазками моргает. (Моргают глазками.)
Глазки закрывает. (Глазки закрывают.)
Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали.
(Прыгаем, как зайчики).
Закрепление произношения изолированного звука
Игра «Далеко – близко».
- Поймай комара, поднесите к уху. (З – З – З - громко)
Слышишь, как звенит Комарик?
А теперь отпусти Комарика. Пусть он летит.
(З – З – З — тихо). Улетел.
Развитие фонематического слуха
Дидактическая игра «Хлопни, если услышишь звук [з]».
- А сейчас мы поиграем в игру «Хлопни, если услышишь звук [з]». Я буду произносить различные звуки, а ты слушай внимательно. Если услышишь звук [з], хлопай в ладоши.
- [с], [з], [ч,], [ц], [с,], [з,], [ш,], [ц], [з], [с], [ж], [ц], [с,], [ш], [з,], [с], [ц], [ш,], [ч,], [з].
Домашнее задание:
1) Повторить артикуляционную гимнастику.
2) Вспомнить как звенит комарик.
3. Итог занятия.
- А теперь Зайчику пора в путь дорогу. А то его мама – зайчиха потеряет. (Логопед снимает маску-ободок). В качестве поощрения в конце занятия ребенок получает наклейку с изображением зайчика.
Используемая литература:
1) Е. А. Пожиленко, «Вошебный мир звуков и слов», пособие для логопедов. - 2003г.