Екатерина Маранова
Конспект индивидуально-подгруппого логопедического занятия на тему «Дифференциация звуков [с]-[з] в слогах и словах»
▼ Скачать +Заказ
МДОБУ Великосельский детский сад№14
Конспект индивидуально-подгруппого логопедического занятия на тему :
«Дифференциация звуков [с] - [з] в слогах и словах»
Цель: учить различать звуки [с ]-[з] в слогах и словах; правильно употреблять в речи форму дательного падежа существительных.
Задачи:
образовательные:
- уточнить и сравнить артикуляции звуков [с] - [з];
Публикация «Конспект индивидуально-подгруппого логопедического занятия на тему „Дифференциация звуков [с]-[з] в слогах и словах“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
- развивать элементарные навыки звукового анализа и синтеза;
- расширять и актуализировать словарь по теме «Животные»;
- закреплять правильное употребление в речи беспредложных форм дательного падежа существительных в единственном числе (с окончаниями -у, -е);
коррекционно - развивающие:
- развивать артикуляторную и мелкую моторику;
- развивать координацию и динамическую организацию движений;
- совершенствовать правильное речевое дыхание;
5) воспитательные:
- воспитывать любовь к животным;
- воспитывать активность, целеустремлённость.
Оборудование:
• запись голоса Сказки;
• карточки для артикуляционной гимнастики;
• игрушки: Язычок, Рука, доктор Айболит;
• фигурки Комара и Стрекозы;
• схемы положения губ, зубов, языка, голосовых связок;
• домики для звонких и глухих звуков;
• предметные картинки «заболевших» животных (собака, ослик, лиса, сова, змея, заяц, коза, бизон);
I. Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас не обычный урок, а урок – сказка. Ой, мне пришло звуковое сообщение. Давайте прослушаем его.
Звучит мелодия «В гостях у сказки» и голос:
- Здравствуйте, ребята! Это я – сказка! Меня нельзя увидеть. Но вместе со мной пришли сказочные герои. Помогая им во всем, вы узнаете много нового и интересного! Но помните, что в сказке нужно говорить четко, правильно, красиво, громко и неторопливо. Удачи вам!
II. Основная часть
1. Артикуляторная гимнастика (соединение движений кистей рук с
движениями органов артикуляционного аппарата).
- Подготовиться к правильной речи нам поможет веселый Язычок (появляется игрушка).
Во рту - волшебном домике,
Жил - был маленький дружок –
Наш веселый Язычок.
Скучно ему было одному. Подружился Язычок с Руками. И стали друзья
вместе играть. Светило яркое солнышко. У друзей было прекрасное настроение.
Улыбнулись им подружки – зеленые лягушки.
1) «Улыбка»
Описание. Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние нижние и верхние зубы. Удерживать под счёт от 1 до 5-10. Повторить 5 раз. Кисти рук. Пальчики расставлены в стороны, как лучи солнца. Удерживаются в таком положении одновременно с улыбкой 5 сек., затем ладонь - в кулак.
2) «Трубочка».
Друзей встречает большой слон - длинный хобот тянет он.
Описание. Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой. Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Повторить 5 раз. Кисти рук. Ладонь собрана щепотью, большой палец прижат к остальным пальцам.
Долго друзья играли так все вместе.
«Улыбка – трубочка» (поочередное выполнение упражнений 5 раз).
- Устали руки и решили отдохнуть. Язычок пригласил их к себе в гости. Они немного проголодались. Пока руки отдыхали язычок напек блинов.
3) «Блинчик»
Ручейком по сковородке
Тесто растекается…
Посмотри, какой красивый
Блинчик получается.
Давайте превратим наш язык в блинчик.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10. Повторить 5 раз.
( Если язык не расслабляется: Язычок не может полежать спокойно, давайте поможем ему: пя – пя- пя – пя- пя.)
4. «Киска сердится»
На вкусный запах прибежала кошечка. Но что это с ней?
Рассердилась наша киска:
Ей забыли вымыть миску.
Ты не подходи к ней близко-
Поцарапать может киска!
Описание. Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, "спинку" выгнуть, а боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5.
2. К нам в гости, а также к Язычку и Руке прилетели Комар и Стрекоза. Они принесли с собой интересные упражнения. Давайте их выполним. Для этого нам необходимо встать. Комар предлагает поиграть в игру «Поймай комара». Зудит комар, звенит с утра, а мы поймаем комара!
Встать прямо, ноги на ширине плеч. Развести руки в стороны – вдохнуть носом, затем медленно сводить руки, выдыхая через рот со звуком «з», хлопнуть в ладоши – поймать комара. (Повторить 3-4 раза).
А Стрекоза предлагает с ней полетать.
Стрекоза с тихим свистом садится на листик.
Встать прямо, ноги на ширине плеч, поднять руки до уровня груди – вдохнуть носом, опускать руки вниз, выдыхая через рот со звуком «с».
Следить, чтобы дети не надували щеки, не поднимали плечи; дыхание - диафрагмальное.
3. Сравнение артикуляции и звучания звуков [с] и [з].
- Какой звук мы произносили, когда летала стрекоза? - [с]
- Какой звук мы произносили, когда ловили комара? - [з]
- Сегодня на занятии мы потренируемся различать звуки с и з.
- Произнесите звуки з и с. (Дети произносят.) А теперь я произнесу, а вы
посмотрите, одинаково ли положение губ? С-с-с – губы. в улыбке. З-з-з – губы … в улыбке. Схема положения губ.
- З-з-з. Язык узкий или широкий? (Широкий.) Куда упирается кончик языка? (В нижние зубы.) С-с-с. Язык узкий или широкий? (Широкий.) Куда упирается кончик языка? (В нижние зубы.) Схема положения языка.
- Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении звука з : з-з-з. (Дрожит.)
- С голосом или без голоса произносится звук з? (С голосом.)
- Какой это звук (звонкий или глухой? Звонкий. Схема «Звонкий звук – колокольчик звенит».
- А теперь произнесите звук [с] и послушайте, дрожит ли горлышко. (Не дрожит.) С голосом или без голоса произносится этот звук? (без голоса).
- Какой это звук (звонкий или глухой? Глухой. Схема «Глухой звук – колокольчик не звенит».
4. Дифференциация звуков [c]/[з] в слогах. Повторение слогов с массажерами Су – Джок: круговые движения между ладонями). Комар и Стрекоза предлагают нам произнести заклинание, чтобы позвать их друга. Но для этого нам нужны волшебные шарики. Круговыми движениями на ладонях катайте шарики и повторяйте четко и красиво за мной заклинание: СА-ЗА ЗО-СО СУ-ЗУ СЫ-ЗЫ АСА-АЗА СНА-ЗНА.
5. Дифференциация звуков [c]/[з] в словах.
- Угадайте, кто спешит к нам в гости?
Приходи к нему лечится и корова, и лисица.
Всех излечит, исцелит, добрый доктор … (Айболит).
- Назовите по очереди, кто пришёл к доктору Айболиту?
Собака, ослик, лиса, сова, змея, заяц, коза, бизон.
- Назовите всех одним словом (Животные.)
- Помогите больным животным записаться на прием к доктору Айболиту.
Сначала доктор принимает животных в названии которых есть звук [с], а потом в названии которых есть звук [з]. Давайте соберем животных со звуком [с] в названии у домика с зачеркнутым колокольчиком, а со звуком [з] у домика с колокольчиком.
I – животные, в названии которых есть звук [з] : заяц, змея, коза, бизон.
II - животные, в названии которых есть звук [с] : собака, ослик, лиса, сова.
А почему, мы так сделали? Потому, что звук [з] звонкий и на домике нарисован колокольчик, а звук [с] глухой и на домике колокольчик зачеркнут.
6. Уточнение формы дательного падежа существительных.
- Добрый доктор Айболит быстро всем помог.
- Скажите, кому помог доктор Айболит?
Собаке, ослику, лисе, сове, змее, зайцу, козе, бизону.
III. Итог занятия.
- Ребята, на какой вопрос мы учились отвечать (Кому)
- Какие звуки мы учились различать (Звуки з - с.)
- Ваня какое животное со звуком [c] в названии ты запомнил?
- Лиза, какое животное со звуком [з] в названии ты запомнила?
Молодцы! Попращаемся с нашими друзьями. До свидания!