Анна Марченко
Конспект коррекционно-развивающей деятельности на тему «Насекомые. Буква Ф. Звуки [Ф] и [Ф’]»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕМУ
НАСЕКОМЫЕ. ЗВУКИ [Ф] И [ФЬ]. БУКВА Ф.
Тип занятия: Комбинированное занятие обучение грамоте с элементами лексико-грамматического занятия с детьми с общим недоразвитием речи, старшая группа.
Форма занятия: Подгрупповое логопедическое занятие в условиях логопедической группы.
Цель: Познакомить детей со звуком [Ф] и [Фь]. Буквой Ф.
Уточнить и систематизировать знания детей о насекомых.
Задачи:
Коррекционно-обучающие :
Публикация «Конспект коррекционно-развивающей деятельности на тему „Насекомые, Буква Ф, Звуки [Ф] и [Ф’]“» размещена в разделах
- Буквы В, Ф и звуки [В], [Ф]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018
- познакомить со звуками Ф и Фь. Буквой Ф;
- закрепить знания о звуках [Ф] и [Фь]
Коррекционно-развивающие :
- актуализировать понятие гласный звук;
- выделять заданный звук в различных позициях (в начале, середине, в конце слова);
- порядковый счет до 10;
- развить навык звукобуквенного анализа и синтеза;
- актуализировать зрительное и слуховое внимание;
- способствовать развитию мыслительной деятельности (умение рассуждать,
анализировать);
- закрепить навык различения звуков [Ф] и [Фь];
- развить фонематические процессы;
- упражняться в словоизменении (развивать умение образовывать множественное число существительных,уменьшительно-ласкательную форму слова,);
- развить высшие психические функции (внимание, мышление, воображение);
- развить зрительно-пространственную ориентировку
- развить мелкую моторику.
- совершенствовать умение составлять распространенные предложения по схеме с заданным словом.
- согласовывать числительные с существительными.
- актуализировать словарь по теме «Насекомые»
Коррекционно-воспитательные :
- формировать положительную учебную мотивацию, бережное отношение к раздаточному материалу.
Оборудование: Цветик-семицветик. Бабочки (10 шт.). Картинки изображением насекомых. Картинки со звуками Ф и Фь. Зрительный образ буквы Ф. Картинки двух королевств. Волшебный мячик. Схема предложения. Буквы (ф,о,н,а,р,ь,и). Пазлы.
Тема: Согласные звуки [Ф – ФЬ]. Буква Ф.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Коммуникативное упражнение «Здравствуйте!»
Я с утра пришла сюда,
Здравствуйте, мои друзья,
Здравствуй, солнце и земля,
Это я. (по очереди дети называют себя по имени)
Здравствуйте!
- Ребята, вы любите ходить в гости?
- У кого вы бывали в гостях?
Сегодня на занятии я приглашаю вас отправиться в страну, имя которой «Звуки».
Но чтобы мы не заблудились, у нас есть помощник, вот этот «Цветик Семицветик». Он укажет нам дорогу.
Вы готовы? Отправляемся!
Глаза закрыли, повернулись и на поляне мы очнулись!
Ребята, мы оказались на волшебной поляне, посмотрите сколько здесь бабочек! Давайте их посчитаем.
Отлично, но у бабочек есть друзья, давайте назовем их.
По очереди называем картинки, кто называет, тот садится на свое место.
А как можно назвать всех жителей этой полянки одним словом? (насекомые)
Смотрите, вот бабочка села на цветок, а кто мне скажет, где теперь бабочка?
(над, под, за, перед, справа, слева).
Молодцы, отправляемся дальше (1лепесток).
Ребята, чтобы пройти дальше, вам нужно отгадать загадки, слушайте.
1. Червяком она была,
Только ела да спала.
Потеряла аппетит,
Смотришь - по небу летит. (бабочка).
2. Красненькие крылышки, черные горошки.
Кто это гуляет по моей ладошке? (божья коровка)
3. Кто они? Откуда! Чьи?
Льются чё рные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке. (муравьи)
4. Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (пчела)
5. Ходит ходок через потолок,
Всем надоедает, здоровью угрожает.
А как осень придёт,
Ещё и кусаться начнёт. (муха)
6. Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит. (комар)
7. Ползла букашка
По большой ромашке,
Но вспорхнула второпях
И запуталась в сетях.
Угадайте, дети:
Кто расставил сети? (паук)
Справились, идем дальше! (2лепесток.)
Смотрите ребята, у меня были картинки, но кто-то их разрезал, поможете собрать?
(Собирают пазлы)
Что-то мы засиделись, давайте разомнемся.
Физкультминутка.
Поднимайте плечики, раз-два, раз-два,
Прыгай, как кузнечики, прыг-скок, прыг-скок,
Сели травушку покушали, тишину послушали.
Выше, выше, высоко прыгай на носках легко!
Ребята, в этой стране два королевства (показываю карту королевства).
Жители одного королевства, которое маленькое, умеют громко кричать, петь, баюкать. Как вы уже догадались, жители этого королевства назывались…гласные.
- Каким цветом обозначаются на схеме гласные звуки? (красным)
- (3 лепесток) Давайте заглянем в это королевство
- Сейчас я буду произносить звуки, а вы будете поднимать свои сигналы (квадраты красного цвета) только тогда, когда услышите гласный звук. (Называю звуки [А], [С], [У], [Д], [Э], [К], [О], [Ы], [К], [И], [Н], [В]).
- Теперь пойдём к большому королевству.
Жители большого королевства умеют шелестеть, скрипеть, даже фыркать и шипеть.
- Как называются жители этого королевства? (согласные)
- Каким цветом обозначаются твердые согласные на схеме? (синим) Мягкие согласные? (зеленым)
- Давайте поиграем. Сейчас я назову твердый или мягкий согласный звук и передам мяч одному из вас. Тот, кто получил мяч, должен вспомнить и назвать его пару и вернуть мяч обратно. (Называю звуки [М], [Л], [КЬ], [НЬ], [Р], [ГЬ], [Д], [ВЬ]).
Смотрите, ребята! У ворот королевства нас кто-то встречает. Но кто это? Отгадайте загадку.
В моих руках любой предмет
Как будто заколдован. Вот шарик есть, а вот уж нет!
Вот появился снова! (фокусник)
Войти в королевство могут только те, кто пройдет его испытания. Ну, что, попробуем?
Назовите картинки (фотоаппарат, флаг, жираф, фонарь)
Какой общий звук в этих словах? (звук [Ф]).
- Как вы считаете, этот звук гласный или согласный? (согласный) Почему? Твердый или мягкий? (твердый)
- Каким цветом мы будем обозначать звук [Ф] на схеме? (синим)
Молодцы!
Но у нашего фокусника есть помощница. Кто это, ребята? (фея)
Она тоже приготовила нам картинки (филин, кефир, зефир, дельфин).
Какой общий звук в этих словах? (звук [Ф*]).
- Как вы считаете, этот звук гласный или согласный? (согласный) Почему? Твердый или мягкий? (твердый)
- Каким цветом мы будем обозначать звук [Ф*]? (зелёным)
(4лепесток) Молодцы! Вот мы и в королевстве согласных звуков.
Ребята, так как мы сегодня знакомимся со звуками [Ф] и [Ф*] давайте поймаем их в словах.
Ловим звук [Ф]. ф, п, д, ф … фа, ва, аф, фо, уп, фу.
Фазан, одуванчик, фокусник, жирафы, ваза, фары, шарф, фотограф.
Ловим звук [Ф*]. ф*, б*, т*, ф* … ву,фи,фэ,ви,фе,фя.
Финики, вилка, фикус, буфет, ведро, фильм.
Идём дальше. (5 лепесток)
По дороге нам повстречались улитки, которые тоже спешат к королеве, но одна в начале пути, другая в середине, а последняя в конце пути. Давайте раздадим им наши картинки, но вам нужно определить, где находится звук [Ф] или [Ф*] в начале, середине или конце слова.
(6 лепесток). Справились! Следуем дальше.
Вот мы и добрались. Нас уже ожидает сама королева «Буква Ф».
Ребята, а что такое буква? (то, что мы пишем и читаем) Давайте вспомним наше правило. Звук я слышу, произношу, а букву читаю и пишу.
- На что похожа буква Ф? (ответы детей)
Дедушка надел очки –
И смешно вдруг стало:
Он похож на букву Ф,
А я-то и не знала.
Перед вами лежат буквы, возьмите букву Ф, добавьте О, что получилось? Добавьте Н, А, Р, Ь. Какое слово получилось? А теперь поменяйте Ь на И. Что получилось? Молодцы!
(7 лепесток). Королева тоже приготовила вам задание.
Перед вами схема предложения. Составьте предложение со словом ФОКУС.
Итог занятия.
Ребята, чем мы сегодня с вами занимались? С какими звуками и буквой познакомились?
Жители королевств благодарят вас за работу. И королева дарит вам сказку, которую воспитатель прочитает вам после тихого часа.
Ну что, возвращаемся в детский сад.
А теперь настала пора, возвращаться нам, друзья.
Топнем правою ногой,
Топнем левою ногой,
Снова – правою ногой,
Снова – левою ногой.
После – правою ногой.
Перешли мы мост с тобой.