Хасанова Флюра
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию речи для детей 6–7 лет с ТНР на тему «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно – образовательные задачи: закрепить знания детей о насекомых, об их многообразии и многочисленности; их строении, питании, передвижении; закрепить характерные особенности данного вида живых организмов, умение узнавать насекомых по внешнему виду, называть части тела, определение; продолжать осмысление зависимости строения насекомых от среды обитания, способа питания, умение детей составлять группы насекомых; активизировать словарь поданной теме; закрепить умение отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки, слова-действия; слова – антонимы; продолжать совершенствовать грамматический строй речи, образовывать существительные множественного числа, качественные прилагательные, относительные прилагательные, существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами, продолжать совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций, навыки словообразования.
Публикация «Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию речи для детей 6–7 лет с ТНР на тему „Насекомые“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Конспекты по развитию речи
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2018
Коррекционно – развивающие задачи : развивать у детей познавательный интерес, зрительное внимание и восприятие, память, логическое мышление, связную речь, словарь по данной теме.
Коррекционно – воспитательные задачи: формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, инициативности; воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам через умения слушать товарища и принимать мнение другого; воспитывать экологическое отношение ко всему живому, понимание пользы для человека, подвести к осознанию взаимосвязи всего живого на Земле.
Словарная работа: существительные: оса, пчела, муха, шмель, бабочка, муравей, кузнечик, комар, стрекоза, божья коровка, паук, майский жук, жук-плавунец, водомерки, жук-щелкун, жук-слоник, панцирь, лапки, брюшко, усики, крылья, хоботок, пыльца, спинка, жало. Прилагательные: полезные, вредные, шестиногий, красивая, яркая, пестрая, пятнистая, разноцветная, дружные, трудолюбивые, осторожные, блестящие, жужжащие, защитная окраска, ядовитые. Глаголы: летает, жужжит, жалит, кусает, собирает, опыляет, охраняют, порхают, ползут, стрекочет, звенит, уничтожает, плетет, ест, плавает, бегает, прыгает, пищит, строит, откладывает, засыпает.
Оборудование: демонстрационный материал –предметные картинки по данной теме; загадки; магнитная доска; мяч; разрезные картинки с изображение насекомых; раздаточный материал - картинки с изображением этапов развития насекомых.
Ход занятия
1. Организационный момент
Педагог выставляет на доску картинки с изображением насекомых.
Педагог: Отгадайте загадки. Найдите на доске картинки - отгадки.
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь. (Жук).
Шевелись у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка).
Хоть они жалят больно,
Мы работой их довольны. (Пчёлы).
Осенью в щель заберется,
А весной проснется. (Муха).
Летит, звенит,
Ножки длинные тащит. (Комар).
Прыгает пружинка-
Зеленая спинка-
С травы - на былинку,
С ветки - на тропинку. (Кузнечик).
Педагог: Как их всех назвать одним словом? В какое время года мы их может увидеть в природе? Для чего нужны насекомые? Какие из этих насекомых считаются самыми вредными? Какие из этих насекомых приносят пользу человеку?
«+» - польза:
Опыляют растения
Собирают мед
Борятся с вредными насекомыми
Переносят семена трав, цветов
Являются кормом для птиц,
едой для человека в некоторых странах
Дают нитки - тутовый шелкопряд
Радуют глаз мы ими восхищаемся
Рыхлят почву
Являются санитарами леса
«-» - вред:
Одни насекомые поедают других,
Распространяют микробы,
Есть ядовитые: скорпион, фаланга, которые
Уничтожают посевы и огородные овощи, леса,
Кусают и есть кровососущие, пугают людей.
2. Игра «Что сначала, что потом»
(Педагог предлагает детям сесть за столы парами.)
Педагог: Перед вами на столах лежат картинки, на которых изображены этапы развития насекомых. Вам необходимо все эти этапы расположить в нужной последовательности: что было сначала, что потом.
После окончания игры, педагог предлагает проверить правильность выполнения задания друг у друга. После проведенного анализа ошибок детьми, педагог предлагает сравнить результаты своих работ с наглядным пособием на доске и проговорить вслух все этапы развития насекомого по цепочке :
1. Бабочка откладывает яйца.
2. Из яичек вылупляются личинки - гусеницы.
3. Гусеница превращается в куколку.
4. Из куколки вылупляется бабочка.
3. Игра «Четвёртый лишний»
Муха, муравей, грач, пчела.
Стрекоза, гусеница, жук, собака.
Комар, кузнечик, бабочка, белка.
Муравейник, муха жук, пчела.
Бабочка, комар, воробей, жук.
Божья коровка, кузнечик, паук, гусеница.
3. Игра «Назови ласково»
( слова: голова, брюхо, крыло, нога, лапа).
4. Игра «Сложи картинку»
(Дети должны сложить картинку из 4 - 5 частей).
5. Физкультминутка «Видишь, бабочка летает»
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
6. Игра «Что изменилось?»
(На магнитной доске картинки. Дети закрывают глаза. Педагог убирает (добавляет, переставляет) картинки.
7. Игра с мячом «Закончи предложение»
(Педагог бросает мяч ребёнку и говорит предложение, а дети, получившие мяч должны закончить его).
Майский жук большой, а божья коровка (маленькая).
У майского жука крылья короткие, а у стрекозы (длинные).
У жука усы толстые, а у бабочки (тонкие).
Гусеница ползает, а бабочка (летает).
Пчёлы летают, а паук (ползает).
Кузнечик умеет прыгать, а божья коровка (нет).
Муравьи живут в муравейнике, а пчелы… (в улье).
Пчелы из нектара делают… (мед).
У птиц 2 лапки, а у насекомых… (шесть).
8. Игра «Насекомые - великаны»
(образование существительных с увеличительными оттенками)
Не паук, а. паучище
(муравей, кузнечик, таракан, клоп, муха, стрекоза, червяк, оса, шмель, пчела, божья коровка, жук, улитка).
9. Игра «Чей? Чья7 Чьи? Чьё?»
(образование притяжательных прилагательных)
У комара писк - комариный
У пчелы мед -.
У муравья лапка -.
У шмеля жужжание -.
У таракана усы -.
У паука паутина -.
10. Итог занятия.