Наталья Емелина
Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы проекта : Учитель-логопед МДОУ Детского сада №4 «Солнышко» г. о. Власиха, Московская обл. Емелина Наталья Вячеславовна,
Педагог - психолог МДОУ Детского сада №4 «Солнышко» г. о. Власиха, Московская обл. Варвянская Оксана Валерьевна.
Продолжительность проекта : долгосрочный
Тип проекта : коррекционный-развивающий.
Публикация «Проект „Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности“» размещена в разделах
- Проекты
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Участники проекта : дети подготовительной, второй младшей группы, учитель–логопед, педагог - психолог, педагоги, родители.
Возраст детей: 3-4года,6-7 лет.
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект :
С каждым годом увеличивается число детей, имеющие различные отклонения в познавательноличностной и речевой сфере. За низким уровнем речевого развития ребёнка скрывается более серьёзная проблема – недостаточность овладения коммукативным поведением в целом (дети с заниженной самооценной, эмоциональной неустойчивостью, агресивностью,конфликтные,застенчивые, замкнутые)
Взаимодополняемость позиций в подходе к ребёнку, тесное сотрудничество во всех направлениях педагога-психолога и учителя - логопеда - это необходимое условие обеспечения результативной работы психолого-логопедической службы детского сада.
Цель проекта :
Развивать познавательное и корректировать личностное развитие дошкольника, психические процессы или сферы психики, свойственные конкретному периоду детства. Научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли.
Задачи проекта :
-Развитие навыков вербального, невербального и культурного общения.
- Развитие эмоциональной сферы детей.
-Развтитие произвольности психофизических процесов.
-Развитие мелкой и крупной моторики.
Задачи работы учителя-логопеда для детей :
-Развитие коммуникативной деятельности (активизация активного словаря, развитие грамматически правильной, связной, диалогической и монологической речи).
-Развитие звуковой и интонационной культуры речи
-Развитие фонематического восприятия, развитие слухоречевого и зрительного внимания, зрительной и речевой памяти, словесно-логического мышления. Развитие звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Задачи работы педагога-психолога для детей :
-Развитие навыков общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми, снятие тревожности у детей при негативном настрое.
- Развитие познавательной деятельности (памяти, внимания, мышления и т. д.).
- Развитие зрительной, слуховой произвольной деятельности и т. д.
- Развитие произвольности навыков самоконтроля, волевых качеств.
Для педагогов :
-Создание условий для системной коррекционной работы специалистов детского сада на основе диагностического, профилактического, коррекционно-развивающего подхода.
-Формирование готовности всех участников образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержаний образовательной деятельности.
-Формирование механизма, обеспечивающего непрерывное прогрессирование речевого, интеллектуально-психического, художественно-эстетического и физического развития детей с речевыми нарушениями.
-Использование современных разработок для совершенствования взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения в создании комплексной системы коррекционно-развивающей деятельности.
-Совершенствование профессионального уровня педагогов через использование творческих форм активности и осмысления своей педагогической деятельности
Для родителей:
-установить контакт с родителями (лицами их заменяющими)
- повышение уровеня психолого-педагогической культуры родителей, т. е. формирование у родителей мотивированного отношения к коррекционной работе и активное включение в нее.
- повысить уровень логопедической компетентности, в вопросах речевого развития;
- побудить активное участие в реализации проекта, в создании творческой атмосферы взаимопонимания, общности интересов эмоциональной взаимоподдержки через использование новых нетрадиционных форм работы, подготовку, организацию проведения различных мероприятий;
- помочь развитию социальной личностной сферы дошкольника по средствам совместной творческой деятельности детей и родителей в семье.
Для социальных партнё ров:
- распространении педагогического опыта
- участие в всероссийском ежемесячном конкурсе;
- трансляция педагогического опыта взаимодействия учителя– логопеда и педагога -психолога в познавательном, личностном,речевом развитие дошкольника.
Форма проведения итогового мероприятия проекта : коррекционно–игровая.
Название итогового мероприятия проекта.
1. Тематический психолого-логопедический досуг «Широкая Масленица» для детей 3-4 года
2. Тематический психолого-логопедический досуг «Широкая Масленица» для детей 6-7 лет.
3. Психолого-логопедическое тематическое занятие «Настоящий защитник» для детей 3-4 лет.
4. Психолого-логопедическое тематическое занятие «День защитника Отечества» для детей 6-7 лет.
5. Тематическое психолого-логопедическое развлечение ко Дню космонавтики для детей 3 -4 лет «Полёт в космос»
6. Тематическое психолого-логопедическое развлечение ко Дню космонавтики для детей 6 -7 лет «Волшебное путешествие в космос»
7. Тематическое психолого-логопедическое занятие для детей 3-4 лет «День Победы!»
8. Тематическое психолого-логопедическое занятие для детей 6-7 лет посвящённое детям войны «День Победы!»
Этапы проекта.
I этап (подготовительный) :
1. Диагностический. Изучние психических и речевых особенностей развития ребенка(3-4; 6-7)лет ; составления общей карты ребенка. А также определения методической базы.
2. Создание развивающей среды.
3. Подбор методической литературы по темам.
4. Предварительная работа в группе педагогами :
К празднику Масленица:
- беседа с детьми о празднике Масленица;
-рассматривание иллюстраций народных гуляний на масленицу;
- разучивание стихов, закличек, игр, русских народных попевок;
-изготовление блинов.
К Дню защитника Отечества:
-разучивание стихов, песен, игр.
- чтение рассказов про армию, про военные профессии.
Ко дню Космонавтики:
- рассматривание карты звёздного неба, глобуса, макета земли, модели Солнечной системы;
-иллюстрации - с космонавтами, космическими кораблями, космической станции, фото из космоса.
-беседа о космосе (в доступной форме).
К 9 Мая:
-рассматривание плакатов военных лет, фотографий, иллюстраций с изображением памятников павшим воинам,
- знакомство с военной техникой, военным оружием, формой одежды военных.
-чтение и заучивание стихотворений посвященных ко Дню Победы
- прослушивание песен
- просмотр мультфильмов, посвященных детям войны:
4. Проведение логопедических занятий согласно перспективному и календарному плану для воспитанников, посещающих логопедический пункт с ФНР, ФФНР, НВОНР.
5. Проведение логоритмических занятий согласно календарному плану для воспитанников, посещающих лоритмический кружок.
6. Проведение психологогических занятий согласно перспективному и тематическому плану для воспитанников второй младшей и подготовительной группы.
5. Разработка мероприятий.
- подбор игр на развитие высших психических функций;
- подбор игр на развитие эмоционально волевой и личностной сферы;
подбор речевых, дыхательных игр; игр на развитие артикуляционного аппарата, мелкой и крупной моторики;изготовление дидактического материала для выполнения заданий;
материала для презентации.
II этап (деятельностный) :
Виды деятельности, формы и содержание работы:
1. Работа над приобретёнными произносительными звуковыми навыками (заучивание скороговорок).
2. Развитие фонематического слуха и восприятия.
3. Совершенствование звуко-слогового анализа слов (деление слов на слоги, определение количество слогов в слове).
4. Развитие логического мышления, разгадывание загадок.
5. Развитие связной речи.
6. Развитие навыков самоконтроля за речью с использованием логопедических дидактических игр, игр на коммуникацию.
7. Развитие личностной сферы, формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе, на развитие наглядно образного мышления (разглядывание картинок – нелепиц; рассказывание сказок; прослушивание музыки; дидактические игры на повышение самооценки, на коммуникацию, развитие высших психических фукций, на развитие психофизической сферы, на развитие волевой сферы)
III этап (завершающий)
1. Тематические досуги:
- февраль (приложение №1,2);
- февраль (приложение №3,4);
- апрель (приложение №5,6)
- май (приложение №7,8).
2. Оформление отчётной документации.
3. Презентация проекта.
Продукты проекта : коллективные работы,рисунки и поделки, грамоты участников, победителей выставок, конкурсов.
Для детей: картотека дидактические игр;
Для педагогов : конспекты, презентации досугов;
Для родителей :размещение информации на сайте,дипломы победителей и участников конкурсов.
Полученный резутьтат:
Для детей: максимально возможное выравнивание речевого и психофизического развития детей и создание равных стартовых возможностей в ДОУ для дальнейшего обучения в школе;
Для педагогов : повышен профессиональный уровнь в вопросах психофизического и речевого развития, раскрыт творческий потенциал;
Для родителей: повышена компетентность в вопросах речевого развития, принято активное участие в реализации проекта;
Для социальных партнё ров: опубликаван на сайте, транслирован опыт взаимодействия учителя– логопеда и педагога -психолога в позновательном и личностном,речевом развитие дошкольника.