Алена Иванова
Конспект фронтального занятия по звукопроизношению и подготовке к обучению грамоте «Звуки [Ф] — [Ф’], буква Ф»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект фронтального занятия по звукопроизношению и подготовке к обучению грамоте
Тема: Звуки [ф] - [ф’], буква Ф.
Цель: знакомство со звуками [ф], [ф’], с буквой Ф.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- учить правильно произносить звуки [ф], [ф’];
- знакомить детей со звуками [ф], [ф’], их характеристикой;
- знакомить с буквой Ф;
Публикация «Конспект фронтального занятия по звукопроизношению и подготовке к обучению грамоте „Звуки [Ф] — [Ф’], буква Ф“» размещена в разделах
- Буквы В, Ф и звуки [В], [Ф]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2020
Коррекционно – развивающие:
- развивать мимику и мелкую моторику;
- развивать фонематическое восприятие;
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать у детей умение внимательно вслушиваться в речь педагога;
- воспитывать умение слушать друг друга.
Демонстрационный материал: предметные картинки (фокусник и кролик, ключик, замок принцессы Согласы, звуковички, карточка с буквой Ф.
Раздаточный материал: фишки синего и зеленого цветов, горох, раздаточные листы с заданиями (из тетради Крупенчук «Учим буквы для детей 5 – 6 лет, синие и зеленые карандаши, раскраска бука Ф, звездочки - наклейки.
Ход занятия
I. Вводная часть (Организационный момент)
- Здравствуйте, ребята. К нам в гости пришёл фокусник Фока со своим помощником - кроликом по кличке «Филя». У них случилась неприятность. Они потеряли ключи от волшебных сундучков. С их помощью, Фока показывает свои фокусы. И не могут их найти. Давайте ребята поможем Фоку и Филе их найти. А чтобы их найти нужно, выполнить задание.
Развитие мимики.
- Фока удивился, когда узнал, что ключик потерялся – показать удивление. Затем он огорчился – показать огорчение. Потом он обрадовался, когда узнал, что мы ему поможем его найти – показать радость.
II. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия.
- Давайте определим, какой первый звук в имени Фока? (звук [ф])
- Какой первый звук в кличке кролика – Филя? (звук [ф’])
- Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки [ф], [ф’] и познакомимся с буквой Ф.
2. Акустико – артикуляционная характеристика звуков.
- Звук [ф], какой он? (согласный, так как воздух встречает преграду (верхние зубы и нижняя губа); глухой, так как горлышко «не дрожит»; при произнесении звука ф губы «растянуты» в улыбке, верхние зубы касаются нижней губы; твёрдый звук; обозначаем фишкой синего цвета).
- А в слове Филя, какой звук [ф’]? (согласный, так как воздух встречает преграду (верхние зубы и нижняя губа); глухой, так как горлышко «не дрожит»; при произнесении звука Ф губы «растянуты» в улыбке, верхние зубы касаются нижней губы, мягкий звук; обозначаем фишкой зелёного цвета).
3. Игра с фишками (определение мягкости, твердости звука)
- Следующее задание – у вас на столах фишки. Если вы услышите твердый звук [ф], то поднимаете синюю фишку, а если услышите мягкий звук [ф’] – зеленую фишку.
- Сначала называются звуки : ф, к, фь, м, в, ф и т. д.
- Слоги: фа, фя, ва, фи, уф и т. д.
- Слова: фантик, фен, фунтик, флаг, фонтан, фотография, фишка.
4. Физминутка.
Скоро в школу мы пойдем,
(выполняют ходьбу на месте).
И портфель с собой возьмем.
Выполняют упражнение Квадрат. (Руки поднять вверх, руки развести в стороны, кончики пальцев рук соприкасаются. Развести руки в стороны и опустить (локти не разгибать, ладони повернуть друг к другу и поставить вертикально. Затем опять развести локти в стороны, ладони двигаются навстречу друг другу до соприкосновения кончиками пальцев. Получается квадрат, изображённый в воздухе с помощью обеих рук).
Книжки, ручку, карандаш
(Поочерёдно прикасаются к подушечке большого пальца кончиком указательного, среднего, безымянного и мизинца).
Мы в портфель положим наш.
(Округлить ладони, расставив пальцы так, чтобы кончиками они касались друг друга. Соединяют и разъединяют пальцы)
Будем мы читать, писать
(соединяют их в «замок»).
И учиться все на «пять»!
(Хлопают в ладоши. Показывают пять пальцев).
Мы со звуком [ф] играем.
(сжимают и разжимают одновременно пальцы обеих рук в кулачок)
И слова мы называем: фотограф,
Фокус, флаг
(загибают пальчики на обеих руках одновременно начиная с большого)
Футляр, фонтан.
5. Знакомство с буквой Ф.
- Давайте вспомним правило: буквы – видим и пишем, звуки - слышим и произносим.
- Посмотрите, на доске буква, которая называется Ф.
- Из каких элементов она состоит?
- Напишите букву Ф в воздухе. Выложите букву Ф из гороха.
6. Работа с раздаточными листами.
- Возьмите листочки. Давайте выполним задания:
1) раскрасьте большую букву Ф синим карандашом, маленькую – зеленым.
2) найдите и раскрасьте букву Ф.
3) соедините с буквой Ф только те предметы, названия которых начинаются со звуков [ф] и [ф’].
4) обведите в кружок все буквы Ф.
III. Итог занятия.
- Ребята, скажите мне еще раз – на что похожа буква Ф? (на ключик) Превратите букву Ф в волшебный ключик. Вот мы и нашли волшебные ключики Фокусника Фока.
- Какие звуки мы учились различать? Расскажите про звук [ф]. Вспомните слова со звуком [ф]. Расскажите про звук [ф’]. Вспомните слова со звукам [ф’]. Фока и Филя хотят Вас отблагодарить за помощь (логопед открывает сундучок и дарит детям звёздочки).