Ольга Криворотова
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Дифференцирование звуков [Ч]-[Т’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
коррекционно-образовательная:
- дать детям понятие о механизме образования звуков Ч — Ть в сравнительном плане;
- формировать навыки связной речи;
коррекционно-развивающие:
- учить детей дифференцировать звуки Ч — Ть в слогах, словах и предложениях;
- развивать мыслительную деятельность;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- учить координировать речь и движения;
- выполнять упражнения, направленные на предупреждение дисграфии;
коррекционно-воспитательные:
— воспитывать самостоятельность, наблюдательность;
Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе „Дифференцирование звуков [Ч]-[Т’]“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
— формировать у детей навыки самоконтроля за речью.
Оборудование: таблица акустико-артикуляционного образа звука, фишки, пособие для игры «Что куда посадим?», карандаши, тетради, наборы для составления схем, зеркала, предметные картинки с изображением различных растений, картинки, в названии которых есть звуки Ч, Ть.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Сядет тот, кто назовет слова с буквой Л.
1. Общее расслабление.
Кладем руки на колени,
А теперь немного лени.
Напряженье улетело,
И расслаблено все тело.
Наши мышцы не устали
И еще послушней стали.
2. Артикуляционная гимнастика.
— Медленно открывать и закрывать рот.
— То же с откидыванием головы назад.
— Рукой отпустить челюсть вниз.
— Движение челюсти вправо—влево.
— Поцелуй (бабочка поцеловала облетевший цветок).
— А затем пропела задумчивую песенку (на доску вывешивается карточка с песенкой из звуков).
— Поочередное высовывание языка вперед- назад.
— После «поцелуя» цветка у бабочки осталась пыльца, оближем верхнюю губу. «Вкусное варенье».
Голосовые упражнения:
Ay, ау, аукаем Бабочку прибаукиваем. Распевать гласные звуки.
II. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
1. Объявление темы.
Логопед : Посмотрите на доску, что за предметы вы видите?
Дети: Телефон, часы.
Логопед : Выделите в словах первый звук.
Дети: Ч, ТЬ.
Логопед : Дайте этим звукам акустико-артикуляционную характеристику.
Дети: Звук Ч –согласный, глухой, всегда мягкий, обозначаем зеленым цветом.
Звук ТЬ- согласный, глухой, мягкий, обозначаем зеленым цветом.
Логопед : А чем эти два звука отличаются?
Дети: отличаются артикуляцией, на звуке Ч –артикуляционная поза «Бублик», а на звуке ТЬ – «Улыбочка», «Заборчик».
Логопед : Сегодня мы будем учиться различать звуки Ч — Ть.
2. Развитие фонематического слуха.
Игра «Поймай звук».
Логопед : На звук Ч — топаем, а звук Ть — «хлопаем».
Ч, П, ТЬ, А, Ч, Н, ТЬ, И, В.
3. Связь звуков и букв. На доске напечатаны буквы Ч и Т с недостающими элементами. Дети восстанавливают и называют буквы.
4. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.
Воспроизведение слоговых рядов : ча-тя-ча-тя ти-ти-чи-ти тю-чу-чу-тю и т. д.
Игра «Наоборот».
Мяч — мять Печь — петь
Вечер — ветер Печка — Петька
III. Физ. минутка «Эй, ребята, эге-гей…».
Эй, ребята, эге-гей,
Режем овощи для щей,
Рубим мы капусту,
Будет супчик вкусный.
Чистим мы картошку,
Чистим очень ловко.
Мы натрем морковку
Красную головку.
А потом, а потом
Мы порежем помидор,
И головку лучка,
И зубочек чесночка.
Мы посолим супчик,
Мы посолим супчик,
Попробуй-ка голубчик.
Работа в тетрадях:
Задание №1
Восстанови буквы и прочитай слова:
Ветер, вечер.
Звуковой анализ слов вечер, ветер.
Раскрашивание звуковой схемы слов ВЕТЕР ВЕЧЕР.
Составление предложений со словами вечер и ветер (слова должны находиться в одном предложении).
Анализ предложений.
Задание №2. Графическая схема составленного предложения.
IV. Пальчиковая игра «Гладь мои ладошки еж.» с мячом су-джок
Гладь мои ладошки,еж,
Ты колючий, ну и что ж.
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить. (движения по тексту)
V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи. Игра «Куда что посадим?»
VI. Задание №3 (в тетрадях).Для игры используется специальное пособие. На листах бумаги нарисованы сад, огород, лес. А рядом груша, помидор, редис, гриб, вишня, ель.
Детям необходимо соединить предметные картинки с огородными, садовыми и лесными растениями.
Дети соединяют картинки и комментируют свои действия: «Это огурцы. Огурцы — это овощи. Их семена посадим в огороде на грядке. Это малина. Малина — это ягода. Ее кусты посадим в саду. Это гриб-боровик. Он растет в лесу». И т. д.
Задание №4. Выполни штриховку по образцу.
Морковь, малина, грибок.
VII. Итог занятия и оиенка работы детей. Какие звуки мы сегодня учились различать?
1. Дайте характеристику этих звуков.
— Подбор слов, в которых звук Ч находится в середине слова.
— Подбор слов, в которых звук Ть находится в начале слова.
— Деление слов на слоги. Схема.
V. Рефлексия.
Логопед : подумайте, если вам сегодня было легко выполнять предложенные задания, поднимите веселого «смайлика», если трудно- грустного «смайлика» .