Виктория Савельева
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Морозята спешат на помощь Деду Морозу»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Образовательные:
закрепить знания о характерных признаках зимы;
уточнить и расширить знания детей о зиме;
учить сравнивать, анализировать и соотносить картинки с изображением характерных признаков зимы;
уточнить знания детей о явлениях живой и неживой природы.
Воспитательные:
воспитывать способность понимать и ценить красоту родной природы;
развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
Коррекционно-развивающие:
развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения;
развитие мелкой и общей моторики, речевого дыхания.
Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе „Морозята спешат на помощь Деду Морозу“» размещена в разделах
- Дед Мороз
- Зима
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Здоровьесберегающие:
создание эмоционального комфорта.
Ход ОД.
1. Приветствие.
Ребята, поздоровайтесь с гостями, пожелайте им доброго утра (Доброе утро)
Дорогие гости! Мы очень рады приветствовать вас в нашем детском саду!
(Дети садятся на стулья).
2. Беседа по картине. Развитие связной речи.
У меня для вас есть картина, которую мы сейчас рассмотрим.
(Обращаю внимание детей на мольберт).
Скажите, пожалуйста, какое время года изображено на картине? (Зима).
По каким признакам вы это определили? (Снег, дети катаются на лыжах, лепят снеговика, на елках снегири, синички,).
Какие еще признаки зимы вы знаете? Вспомните другие картины, которые мы рассматривали. (Дым из трубы в мороз идет «столбом», некоторые звери впадают в спячку, меняют цвет шубки т. д.).
После какого времени года наступает зима? (После осени).
Какой цвет зимой становится главным? (Белый). Почему? (Все покрыто снегом).
3. Развитие тактильных ощущений, воображения. Подбор признаков к предметам.
Мы целый год с вами не видели снега. Давайте представим сейчас, что у нас в руках снег.
Какой снег? (холодный, белый, рассыпчатый, мягкий, чистый, грязный, пушистый, искристый,). А помните, мы с вами говорили, на что похож снег? И Даша сказала, что снег похож на огурец. Почему? (Он хрустит, как огурец).
Хотите, услышать, как хрустит снег? (Да). Я сейчас дам вам необычные снежки. Возьмите их и потихоньку сжимайте с разных сторон. (Дети сжимают «снежки», слышится хруст). Слышите хруст? Как будто мы с вами шагаем по сугробам, снег хрустит под ногами.
Давайте сложим снежки в коробку, мы другим ребятам тоже дадим похрустеть.
(Дети складывают снежки в коробку).
4. Отгадывание загадки.
А сейчас я вам загадаю загадку. Но это не простая загадка, а музыкальная. Вы послушаете музыку и скажете, что она вам напоминает.
(Звучит музыка).
Теперь послушайте такую загадку:
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром.
Что это за царица? (Зима).
Каким серебром все покрыла Зима? (Снегом).
А что три скакуна в санях? (3 зимних месяца). Давайте вспомним из названия. (Декабрь, январь, февраль).
5. Посылка от Деда Мороза.
(Звонит телефон, по телефону сообщают,
что в детский сад пришла посылка).
Ой, извините, пожалуйста, мне кто-то звонит.
(Слушаю телефон).
Ребята, мне по телефону сказали, что в детский сад доставлена посылка. Где же она? Вы ее не видели, когда шли?
(Дети ищут посылку в зале).
Как вы думаете, от кого эта посылка? (От Деда Мороза). Да, может и от Деда Мороза. Помните, вы видели в музыкальном зале его волшебный посох? (Да). Значит он приходил в детский сад. Сейчас посмотрим или позже? (Сейчас).
(Открываю посылку).
Здесь какое-то письмо. Давайте посмотрим, что в нем написано.
(Читаю письмо).
Здравствуйте, ребята!
Я очень рад встрече с вами! Но у меня случилась беда.
Уже наступила зима, скоро Новый год, а на улице еще нет снега, мороза, не висят сосульки. Мне, Морозу, одному с теплом не справиться. Может быть вы, ребята, поможете Деду Морозу? Мне нужны помощники – маленькие морозята. Если вы согласны, приезжайте скорее в мой волшебный лес!
Ну что, ребята, вы согласны помочь Деду Морозу и стать его помощниками морозятами? (Да). Давайте посмотрим, что же еще лежит в посылке. Здесь лежат красные колпачки морозят.
(Раздаю детям красные колпачки).
Ну что, теперь вы не просто ребята, а ребята-морозята.
Еще какая-то записка: «В волшебный лес отправляйтесь на санях». Возьмите свои стулья, поставьте в одну линию. Сейчас мы их будем превращать в сани с помощью волшебных украшений.
(Вешаю на стулья мишуру).
Мы едем помогать Деду Морозу, чтобы в его волшебный лес скорее пришла зима.
Ребята, а какая бывает зима? (Снежная, холодная, теплая, морозная, вьюжная, суровая, злая, ранняя, поздняя,).
(Дети садятся в «сани»).
Чтобы сани поехали, нужны волшебные колокольчики Деда Мороза. Звонить в них будем одновременно, все вместе после того, как я скажу волшебные слова, их нам тоже написал Дед Мороз.
(Раздаю детям колокольчики, читаю волшебные слова).
Ну и сани-самокаты!
Разукрашены богато!
В тех санях детвора,
Санкам ехать пора!
(Звучит музыка, открывается занавес).
Вот мы и приехали в волшебный лес Деда Мороза. Давайте сложим колокольчики в коробку. Выходите из саней, подходите ко мне.
(Дети встают).
Скажите, пожалуйста, похож этот лес на зимний? (Нет). Почему? (В лесу лежат листья, грибы, нет снега,).
6. Развитие силы голоса, речевого дыхания.
В этом осеннем лесу даже тепло. Но вы же теперь не просто ребята, вы - морозята. Становитесь в круг, сейчас мы будем дуть холодным ветром.
Упражнение «Морозята».
- Надуваем щеки и дуем холодным ветром: ф – ф – ф …
(вверх, вниз, вправо, влево, на гостей).
- Выли морозята вместе с метелью : у –у – у … (тихо, громче, тише).
- Засыпали все снегом: чик – чик – чик …
7. Координация речи с движением. Развитие мелкой моторики.
А в это время где-то гуляет Дедушка Мороз. Давайте порадуем Мороза и сделаем про него зарядку.
Упражнение «Дед Мороз».
Улицей гуляет Дедушка Мороз.
Иней рассыпает по ветвям берез.
Ходит, бородою белою трясет.
Топает ногою, только треск идет.
(Снимаю колпачки).
Зимой, конечно же, не должно быть листочков, грибов. Давайте сейчас соберем листья и грибы. Собирать будете в две корзины: в большую – листья, в маленькую – грибы. Как только зазвучит музыка, можете приступать.
(Звучит музыка, дети собирают в корзину листья, грибы).
На елки насыплем волшебный снежок.
(Достаю поднос со «снегом»).
(Звучит музыка, дети развешивают на елки «снег» (вату).
Как красиво у вас получилось!
(Дети убирают коробочки).
8. Конкретизация представлений о явлениях живой природы.
Ребята, обратите внимание, какого цвета у белки шубка? (Рыжая). А зимой какого цвета должна быть шубка у белки? (Серого цвета).
Мне тоже хочется стать волшебницей, как вы. Можно я попробую помочь белочке поменять цвет шубки? У меня есть волшебная коробка, туда мы поместим белочку.
(Беру коробку, ребенок кладет туда белку).
Еще мне нужна волшебная накидка. А вот накидки-то у меня нет. Может быть, под елкой есть?
(Меняю коробки, беру накидку).
Теперь мне нужна ваша помощь. Надо всем громко говорить волшебные слова:
БОМ – БУМ – БАМ
ФОКУС – МОКУС – КРОКУС
(«Превращение» рыжей белки в серую).
Вот теперь, белочка сможет легко спрятаться от врагов.
Ну что же, наш лес становится все больше похож на зимний. Сейчас повернитесь к гостям и закройте глаза. Я скажу вам, когда повернуться.
(Звучит музыка, открывается полотно «Зима»).
Открывайте глаза, поворачивайтесь. Посмотрите, как стало красиво в зимнем лесу! Посмотрите на зайчат, они успели поменять цвет шубки. Сейчас она какого цвета? (Белая). Среди чего белому зайцу легко спрятаться? (Среди снега). А от кого? (От волка, лисы). Обратите внимание на птиц. Вы их узнали? (Снегири).
А теперь возьмите свои сани и поставьте около меня полукругом.
(Дети ставят стулья полукругом и садятся).
9. Самомассаж лицевой мускулатуры.
Садитесь удобнее, сейчас будем делать массаж. Смотрите на меня и повторяйте движения:
Самомассаж лицевых мышц.
Белая метелица по дорогам стелется.
Закружилась над землей, затянула небо мглой.
(спиралевидные движения).
На ветвях развесил иней ночью Дедушка Мороз
(поглаживание бровей).
Он сегодня очень сильный – (грозят пальцем).
Щиплет щеки, лоб и нос.
(пощипывающие движения).
Побежим домой скорей, не догонит нас мороз.
(постукивания).
Рукавичкой посильней (показывают ладошки)
Разотрем мы щеки, нос.
(растирающие движения).
10. Мимическая гимнастика.
А теперь представьте, что пошел снег, летят снежинки. Снежинка легла вам
- на нос (поморщить нос);
- на щеку (надуть, на другую (надуть);
- на глаза (поморгать);
- на одно плечо (сдуть, на другое (сдуть);
- на грудь (сдуть);
- на ладошки (сдуть).
Снегопад закончился, похлопайте!
11. Координация речи с движением.
Ребята, скажите, пожалуйста, что можно слепить из снега? (Снежки).
А давайте поиграем в игру, покажем, как мы лепим снежки. Набирайте снег.
Упражнение «Снежок».
1, 2, 3, 4, мы с тобой снежок лепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем-совсем не сладкий!
Раз – подбросим,
Два – поймаем,
Три – уроним
И … сломаем.
12. Согласование существительных с числительными.
Снежки, которые слепили, мы сломали. Но в волшебном лесу есть другие снежки. Садитесь, я вам сейчас их покажу.
(Достаю «снежки»).
Сейчас я буду вам раздавать снежки, а вы все вместе их считать. Считать будем «волшебный снежок».
( Дети считают: «1 волшебный снежок, 2 волшебных снежка,).
13. Практическое употребление предлогов.
Ну, а теперь поиграем:
- возьмите снежок в правую руку;
- поднимите над головой;
- переложите в левую руку;
- спрячьте за спину;
- положите на пол между ног.
Молодцы! Ребята, а скажите, пожалуйста, если вы слепите на улице снежок, можно его будет положить в карман и принести домой? (Нет). Почему? (Он холодный, может растаять).
Чтобы и наши снежки вдруг не растаяли, давайте их соберем.
(Дети складывают снежки в коробку).
- У меня есть еще снежок. Посмотрите, какой большой, целый снежный ком!
(Показываю детям большой снежок).
14. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
Сейчас мы поиграем в игру. Ваша задача будет: назвать слово ласково и передать снежок соседу:
Д/И «Назови ласково».
елка – елочка снежинка - снежиночка
снег – снежок сосулька - сосулечка
снеговик – снеговичок санки – саночки
15. Координация речи с движением.
Вы мне сказали, что из снега можно лепить не только снежки, но и снеговика. Выходите, становитесь в круг. Будем лепить снеговика:
Упражнение «Снеговик».
Раз – рука и два – рука!
Лепим мы снеговика.
Мы скатаем снежный ком -
Вот такой!
А потом поменьше ком –
Вот такой!
А наверх поставим мы маленький комок.
И готов снеговичок,
Очень милый толстячок!
16. Развитие конструктивного праксиса.
А хотите, чтобы в нашем лесу появились снеговики? (Да). Тогда пора приниматься за работу. Давайте подойдем поближе к гостям, чтобы им было видно. Вы должны будете собрать снеговиков из отдельных деталей.
У одного снеговика ведерко синего цвета (кладу на пол). Его будут собирать Никита, Данила, Вадим. У другого снеговика – зеленого цвета (кладу по пол). Его соберут остальные ребята. Итак, когда зазвучит музыка, можете приниматься за работу.
(Звучит музыка. Дети собирают двух снеговиков).
Молодцы! Снеговики улыбаются, все довольны. Вы, наверное, замерзли! Вы и снежки лепили, и снеговиков собирали.
Мы погреемся немножко,
Разотрем свои ладошки!
(Дети растирают ладошки, дышат теплым воздухом).
17. Развитие слухового внимания, памяти, логического мышления.
А сейчас я хочу проверить ваше внимание. Садитесь и слушайте мое задание.
Мы будем играть в игру «Хлопни в ладоши». Я буду говорить разные слова. Если действие подходит к слову «снег», хлопните в ладоши, если нет – спокойно сидите.
Игра «Хлопни в ладоши».
Снег – идет, бежит, падает, поднимается, кружится, горит,
тает, хрустит.
А еще про что или про кого можно сказать «идет»? (Дождь, человек, зверь, время).
А кроме снега что еще может растаять? (Сосулька, шоколад, мороженое).
Ну, раз вы справились со всеми заданиями, для вас сюрприз.
(Достаю коробку с яйцами киндер-сюрприз).
Сейчас каждый возьмет волшебное яйцо. Внутри яйца – загадка. Я помогу каждому открыть яйцо и прочитать загадку.
Кто загадки отгадает,
Значит все на свете знает!
(Дети достают из шариков записки с загадками).
Загадки.
Запорошила дорожки, Странна звездочка
Разукрасила окошки. С неба упала,
Радость людям подарила Мне на ладошку
И на санках прокатила. Легла и пропала.
(Зима) (Снежинка).
У зимы отличный мех: Бородой седой зарос
Это мягкий белый … Старый …
(Снег) (Дед Мороз)
Все лето стояли, Снег катали и лепили,
Зимы ожидали. Человечка мы слепили.
Дождались поры - Вместо глаз – два уголька,
Помчались с горы. Там, где нос – морковка.
(Санки) (Снеговик)
18. Развитие мелкой мускулатуры, координации.
Ну что, ребята, Дедушка Мороз очень благодарен вам за помощь. И на прощание – сюрприз от Деда Мороза.
Игра «Волшебные катушки».
(Звучит музыка. Дети сматывают нитки.
На конце нитки в скорлупе от яиц сюрприз - конфета).
19. Итог.
Ребята, нам пора возвращаться домой. Возьмите свои сани и поставьте в одну линию, как они стояли вначале. Но только теперь мы поедем в другую сторону. Чтобы сани поехали, нам опять понадобятся колокольчики.
(Раздаю колокольчики).
Звонить будете после волшебных слов:
Эх, погодка холодна,
Возвращаться нам пора.
Сани под гору летят,
Колокольчики звенят.
(Звучит музыка, дети звенят в колокольчики, занавес закрывается).
Вот мы и дома! Колокольчики положите в сани и подойдите ко мне, мы попрощаемся с гостями.
Дорогие гости!
Мы занятие кончаем,
Что еще вам рассказать?
Разрешите на прощанье
Вам здоровья пожелать!
(Дети уходят в группу).