Татьяна Солодилова
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе детей с ОНР «Наш город Тольятти»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Составление повествовательного рассказа по картине "Случай на улице".
Цель: Закреплять умение составлять повествовательный рассказ с воссозданием начала и конца по предложенной картине.
Задачи:
- Упражнять детей в употреблении кратких прилагательных, существитель-ных Род. П., множественного числа;
- упражнять в подборе слов-признаков, действий, антонимов, синонимов; многозначных слов
- закреплять умение строить сложносочинённые и сложноподчинённые предложения разных конструкций, упражнять в распространении предложений;
Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе детей с ОНР „Наш город Тольятти“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Тольятти, мой город
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
- закреплять умение определять недостающие структурные части высказывания, воссоздавать начало и конец к предложенной картине, составлять повествовательный рассказ, не отступая от темы, используя разнообразные средства связи;
Оборудование: Сюжетная картина «Случай на улице», индивидуальные карточки с предложениями в деформированной форме, карточки для составления предложений с союзом «а», предметные картинки (изображения различных зданий) – рисунки (модели машин), ватман, флажок, карточки с написанными вопросами (Почему? Кто? Что делает? Зачем?
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед : - Ребята, вы любите путешествовать? В каких странах и городах вы были (выслушивает ответы детей)
-А как называют людей, которые путешествуют по разным странам и горо-дам?
- Дети: -Путешественники, туристы.
Л. : -Кто им рассказывает на экскурсиях обо всём интересном?
Д. : -Экскурсовод.
Л. :- Каким должен быть экскурсовод?
Д:-Грамотным, вежливым, смелым.
Л. :-Как вы думаете, откуда путешественники узнают о том, куда бы им от-правиться, что интересного увидеть? (Выслушиваются ответы детей «Я ду-маю, что об интересных городах можно узнать по телевизору» (интернету, из журналов, газет, открыток).
Л. : - Сегодня я предлагаю вам сделать рекламный плакат нашего города, чтобы и к нам приезжали туристы и смотрели на городские достопримечательности. Кто знает, что такое «достопримечательность»(выслушиваются ответы детей).
2. Основная часть
Логопед подводит детей к мольберту и вывешивает на него лист ватмана.
Л. : - Ребята, давайте вспомним историю нашего города. Как назывался наш город раньше?
Д. : - Наш город раньше назывался Ставрополь-на-Волге.
Л. : - Кто был его основателем?
Д. : -Основателем города был Татищев В. Н.
Л. :- Как стал называться наш город позднее?
Д. :- Тольятти.
Логопед предлагает детям выбрать картинки с видом Ставрополя-на-Волге и Тольятти и разместить их на ватмане.
Дети выбирают подходящие картинки с видом города и приклеивают их на плакат.
Л. : - Ребята. раньше город был маленький, а стал какой? (большой, - дети подбирают антонимы к словам, предложенным логопедом);
-Улицы были узкими, а стали (широкими);
-Улицы были тёмными, а стали (светлыми);
- Люди были неграмотными, а стали (образованными).
-Много больших городов, а наш город ещё(больше,- дети образовывают краткие прилагательные);
- Много красивых городов, а наш город ещё (красивее);
- Много чистых улиц в городах, а наши улицы ещё(чище);
-Много широких улиц, а наши улицы ещё… (шире);
- Много улиц с высокими домами, а у нас дома ещё(выше).
Л. :- Ребята, назовите улицы, которые есть в нашем городе. (Дети передают флажок друг другу и говорят названия улиц).
Л. : -На улицах города строители делают высокие дома. какими словами можно заменить слово "делают", слово "дом" (Дети подбирают слова-синонимы к словам "делают" : строят, сооружают, возводят, воздвигают;"дом" : здание, строение, постройка, сооружение и составляют новые предложения: " На улицах строители возводят высокие строения". и т. п.)
-Ребята, скажите, какие здания строители построили на улицах нашего города, а картинки вам помогут.
Д. :- Строители построили больницы, школы, магазины. и т. д.
Л. - Теперь в нашем городе много чего? ("Много больниц, школ, магазинов, заводов",- дети договаривают существительные множественного числа родительного падежа, и наклеивают картинки на плакат.)
Л. : - Ещё строители возвели много достопримечательностей. Назовите их. (Технический музей, краеведческий музей, ВАЗ и т. д.)
Далее логопед предлагает детям индивидуальные карточки с деформированными предложениями: Во сильные спорта дворце спортсмены тренируются. и т. п.)
Л. :-Ребята, сложите предложения из слов и мы узнаем об интересных местах в городе.
Далее логопед предлагает детям карточки со схемами для составления сложносочинённых предложений с союзом"а".
Л. : -Ребята, составьте предложения по карточкам и мы узнаем, люди каких профессий работают в нашем городе (Доктор в больнице лечит людей, а продавец в магазине продаёт продукты. Учитель учит детей в школе, а рабочий делает машины на заводе и т. п.)
Л. : -Ребята, а как бы вы сделали рекламу достопримечательностям ( Дети составляют рекламу: -Дорогие гости нашего города, приглашаем вас…Там вы увидите…Желаем вам интересной экскурсии.)
-Ребята, вы сказали, что на ВАЗе делают машины, а мы давайте нарисуем в воздухе машину пальчиками. (Дети «рисуют» контур машины в воздухе.)
Л. : -Ребята, я буду приклеивать рисунки на плакат, а вы говорите, какие машины делают на нашем заводе? ( Дети подбирают признаки: красивые, современные, быстрые, яркие.).
-Машины едут, а как сказать «едут» по-другому?
Д. : - Машины мчатся, летят, торопятся, спешат.
Л. : –Что ещё может лететь?
Д. : - Может лететь время, самолёт, птица, листок, снежинка.
Затем логопед предлагает детям распространить предложение «Машины едут» ( Наращивание предложения: Машины едут. Машины едут по городу. Красивые машины едут по нашему городу.)
Физминутка
Речь с движением:
Логопед : - Давайте покажем, как едут машины.
Шуршат по дорогам
Весёлые шины.
Спешат по дорогам
Машины, машины.
А в кузове важные,
Срочные грузы –
Цемент и железо,
Изюм и арбузы Ладони скользят друг по другу
Хлопки
Ладони скользят
Кисти в «замок»
Прижимание поочерёдно каждого пальца к большому пальцу (обе руки)
Л. :-Вот и готов наш плакат.
Л. : - Ребята, присаживайтесь на стульчики, я хочу вам рассказать, какие истории случаются на дорогах. (На мольберт выставляется сюжетная картина «Случай на дороге».) Дети задают друг другу вопросы по картине с опорой на вопрос, данный на карточке. (Почему? Что делает?. Кто, Зачем)
Д. : - Кто залез на бампер автобуса? Почему люди испугались? Что делают мальчики?
Л. : -Как вы думаете, какая часть рассказа изображена на картине? (середина) Какие части рассказа отсутствуют? (начало, конец)
Л. : -Ребята, а в нашем городе эта история могла случиться?
Д. : -Да.
Л. : -Давайте расскажем историю, а плакат о городе, который у нас получился и картина нам в этом помогут.
Дети составляют рассказ:
-Эта история случилась в городе Тольятти. Наш город самый красивый, с высокими домами, широкими улицами. В городе много больниц, школ, магазинов. В школах учителя учат детей, во дворце спорта тренируются спортсмены. Есть достопримечательности:музеи, парки, памятники. По улицам ездят красивые, современные машины.
Как-то раз Вова и Миша пошли гулять. Они увидели автобус, который стоял на остановке. Давай покатаемся,-сказал Вова. Мальчики зацепились за автобус сзади. Автобус поехал, и Миша чуть не упал. Вова схватил его за рубашку. Люди на остановке закричали и водитель остановил автобус. Хорошо, что беды не случилось.
3. Итог занятия
Л. : -Ребята, о чём бы вы хотели напомнить гостям нашего города, чтобы их путешествие было приятным. Я начну: -Дорогие друзья! Помните, что нельзя (Дети составляют предложения о правилах дорожного движения).
Л. :- Ребята, давайте подарим плакат о городе, который у нас получился краеведческому музею. Пусть все увидят, каким город был раньше, каким стал сейчас, какие в городе дома, люди, машины.
Логопед подводит итог занятия, отмечает успехи детей, угощает конфетами.