Фаина Филиппова
Консультация для педагогов «Создание визуального расписания для детей с расстройствами аутистического спектра»
▼ Скачать + Заказать документы
О значимости «Визуального расписания» для детей с РАС много сказано и много написано. Когда у родителей спрашиваешь, используют ли они «Визуальное расписание» дома, отвечают, как правило, «НЕТ». Потому что на составление визуального расписания нужно потратить много сил и времени, а у них, как правило, нет ни времени, ни желания этим заниматься. И каждый из них думает, что затратив много времени и сил они не получат того результата, который хотели бы получить. Допуская эту ошибку, родители усложняют жизнь своим детям и нам, педагогам, т. к. визуальное расписание могло бы намного больше облегчить жизнь их детям и педагогам и сделать легче адаптацию ребенка к детскому саду.
Дети с РАС по причине глубоких речевых нарушений не способны сами принимать решения о ходе своей повседневной жизни. Неудивительно, что отсутствие контроля над событиями своей жизни часто приводят к вспышкам раздражения и проблемам поведения. Мы бы, наверное, тоже впадали в ярость, если бы не могли самостоятельно решать, когда нам есть, что делать потом, или чем заняться в свободное время. Мы ежедневно и постоянно используем расписание: например, ежедневник или список покупок и перечень дел на день. Все эти помощники облегчают нам задачу по запоминанию больших объемов информации. Они помогают нам успешно работать и вести быт, и очень часто мы оказались бы без них как без рук. Однако обычным людям не нужно напоминать себе о многих бытовых моментах. Мы так привыкли к ним, что выполняем эти действия совершенно автоматически. И вот здесь существует значительное отличие обычной нервной системы от нервной системы аутичного человека:
• Во-первых, дети с РАС плохо справляются с большинством привычных процессов, когда у них нет четкой структуры перед глазами.
• Во-вторых, они гораздо более чувствительны к внешним раздражителям, которые атакуют сенсорную систему.
В этих сложных условиях визуальное расписание способно превратить хаос в порядок, что снижает тревожность и придает уверенности маленькому человеку. Что же представляет собой визуальное расписание? Говоря максимально просто: это последовательность картинок, фотографий, предметов, слов или чисел, которые отображают этапы каких-то событий или занятий. Для детей с аутизмом визуальное расписание – это способ удержать в поле внимания все занятия и действия, которые нужно совершать в течение дня в детском саду.
Визуализированные расписания важны для детей с аутизмом по следующим причинам: помогают преодолеть сложности, являющиеся результатом слабой последовательной памяти, и организовать время ребенка. Помогают детям с языковыми проблемами понять требования педагога.
Снижают уровень тревожности у аутичных детей и, следовательно, частоту поведенческих проблем. Расписания проясняют, какой вид деятельности происходит в определенный период времени (например, перерыв после занятия, а также готовит детей к возможным изменениям. Помогает ребенку самостоятельно перейти от одного вида деятельности к другому, из одной зоны в другую, сообщая, куда ему необходимо направиться после окончания конкретной работы.
Визуализированное расписание мы используем во всех зонах (группа, спортивный зал, музыкальный зал, бассейн, логопедический кабинет.
Визуальное расписание бывает нескольких видов:
ПРЕДМЕТНЫЕ РАСПИСАНИЯ.
Это самый простой вид расписаний, который хорошо помогает тем детям, кто плохо владеет речью или практически не разговаривают.
Занятия и виды деятельности в таких расписаниях мы отображаем конкретными предметами: например, для рисования-карандаш, для еды-ложка, для сна-подушечка и. т. д. Перед тем, как начать новое занятие или перемещаться куда-то, показываем ребенку соответствующий предмет. Предварительно, с педагогами мы обсуждаем список, в котором указываем, что каким предметом будем отображать. Важно не путать ребенка, меняя каждый раз предметы. Однажды выбрав предмет, не нужно его менять. Предметное расписание мы используем, как правило, в самом начале обучения и для детей младшего возраста.
РАСПИСАНИЯ-КАРТИНКИ.
Когда ребенок с РАС старшего возраста приходит в детский сад, мы, как правило, начинаем использовать расписания – картинки или фотографии. Почему именно фотографии, потому что в новом месте при адаптации к детскому саду, ребенку будет привычнее и легче когда он смотрит на фотографии со знакомыми предметами.
Если ребенок может положить карточку с изображением предмета на такую же картинку на доске, то он готов к расписанию в виде картинок или фотографий. Что именно вам выбрать — рисунки или фото — во многом зависит от ребенка.
Необходимо учитывать возрастные особенности в умении различать и понимать изображения. Чем старше ребёнок, тем лучше у него понимание упрощённых символов. Оцениваем истинное развитие ребенка, а не число лет, и по ходу возраста переходим от натуральных фотографий к простым картинкам. Картинки и фотографии могут быть как цветными, так и черно - белыми. Здесь главное учитывать интересы и уровень развития ребенка. СЛОВЕСНЫЕ РАСПИСАНИЯ.
Этот вид расписаний на первый взгляд неотличим от сходных планов обычных людей, но описанные в нем события, как правило, достаточно заурядны и крайне мелко раздроблены. Это ещё один факт, с которым нужно смириться, осознавая аутизм ребёнка. Такие расписания подходят для детей, которые умеют читать. На такой вид расписаний лучше всего переходить, дополняя картинки словами, а потом полностью исключая изображения. Можно начинать с простого листа бумаги. Пусть ребенок вычеркивает то, что он уже сделал. Затем переходите на более сложные ежедневники — с множественными инструкциями на разные дни или на электронные гаджеты.
Мы перечислили три базовых вида расписаний, но их можно комбинировать между собой, видоизменять или дополнять. Часто именно метод проб и ошибок дает нам наилучшие результаты, ведь мы подыскиваем наилучший вариант индивидуально. Поэтому не бойтесь экспериментов, чтобы определить именно то, что лучше всего работает для вашего ребенка.
Форма «Сначала-Потом» — самый простой вариант визуального расписания. Ее можно внедрять даже детям младшего возраста, чтобы наглядно показывать последовательность деятельности и поощрения. Под словом «Потом» закреплено приятное занятие, а под словом «Сначала» — нужное, которое часто не нравится ребёнку само по себе.
При этом начинать освоение можно с двух приятных занятий, чтобы дать ребёнку ключевое понимание – последовательность действий во времени и причинно-следственную связь выполненной работы с поощрением.
Следует учитывать несколько правил – для наиболее успешной визуальной поддержки детей с РАС.
Размеры картинок.
Если ребёнок только учиться пониманию вещей на абстрактном уровне, для него имеет смысл использовать картинки большого размера.
Картинки маленького размера появляются тогда, когда дети уже понимают, какие объекты имеются в виду: они знают их в реальной жизни, или уже умеют ими пользоваться. Для помощи ребёнку в продвижении с уровня больших картинок к маленьким (и от фотографий к рисункам) можно использовать сборное изображение. Для этого на большой фотографии одного объекта в углу можно приклеить маленький рисунок этого же объекта. Например, фотография автобуса включает в себя небольшую схематичную картинку автобуса – в нижнем углу. Это поможет ребёнку осознать, что оба изображения обозначают одно и то же.
Какие изображения использовать:
Используйте максимум 6-7 изображений.
Указывайте время, когда виды деятельности меняются или меняется расположение ребёнка в пространстве.
Привлекайте общие символы, которые покрывают всю категорию.
Указывайте точные слова, которые вы будете использовать и при общении с ребёнком по поводу этого вида деятельности.
Куда повесить расписание:
Крепите на видном месте, где легче всего показать на график (на стене в групповой комнате, или на стене в кухне/детской комнате).
Вешайте так, чтобы ребёнок мог сам обращаться к расписанию для коммуникации с вами. Все указательные картинки должны располагаться на уровне глаз ребёнка (а не взрослого)
Как использовать расписание:
Необходимо определить специальное чёткое время, когда вы сможете не торопясь объяснить ребёнку расписание. В группе это мы проделываем каждое утро по приходу ребенка в детский сад. Рассказываем и показываем ребенку, какие занятия и какие виды деятельности его сегодня ждут в течение дня. После того, как деятельность закончится, ребенок сам удаляет изображение в кармашек. И на поле текущей активности прикрепляет следующую картинку. Когда ребенок привыкнет к расписанию, он сможет самостоятельно менять карточки.
Хорошо структурированное визуальное расписание качественно улучшает жизнь ребёнка, потому что обладает следующими преимуществами:
Визуальный канал наиболее развит у большинства детей с РАС. Расписание позволяет изучать новое и автоматизировать известное, опираясь на сильную сторону ребёнка.
Исключение лишней речи из перечня внешних раздражителей. Визуальное расписание убирает из жизни ребёнка избыток речи от взрослых и необходимость реагировать на их изменчивые слова, удаляет ребёнка от сенсорных перегрузок.
Не нужно запоминать быстро и сразу надолго. Это позволяет ребёнку осваивать новые комплексные навыки в индивидуальном ритме, ведь картинки всегда перед глазами.
Фиксация начала решения проблемы и результата усилий. Иллюстрации объясняют, с чего начинать любой сложный для ребёнка процесс и чем должна заканчиваться цепочка его действий.
Снижение тревожности благодаря предсказуемости будущего, в том числе в новых обстоятельствах. Расписание делает предсказуемым изученный алгоритм действий и впервые осуществляемый процесс. Это особенно ценно, когда ребёнок оказывается в новых обстоятельствах (иное помещение, другие люди и т. п.). Такая предсказуемость снижает общую тревожность от неизвестности будущего.
Первые посылы к обучению чтению. Когда иллюстрации следуют слева направо, расписание может стать первым шагом на пути к чтению. Когда слово сопровождается картинкой, научиться читать существенно легче.
Визуальное расписание полезно для ребенка с РАС как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах. Успешное решение каждой малой задачи приближает нас к овладению важным жизненным навыком – умению самостоятельно следовать расписанию и плану. Это поможет ребенку решать разнообразные задачи самообслуживания, перейти к самостоятельной игре без руководства взрослого, лучше успевать на уроках в школе, делать домашнее задание, а в будущем поспособствует успешному трудоустройству.