Елена Лаврова
Конспект занятия «Дифференциация шипящих и свистящих согласных»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Дифференциация глухих свистящих и шипящих согласных Ч, Щ, Ц в слогах, словах и предложениях.
Цель: обучающиеся научатся дифференцировать глухие согласные Ч, Щ, Ц в слогах, словах и предложениях в устной речи, на письме.
Задачи:
Образовательные: - уточнение произношения звуков [щ], [ц], [ч];
- развитие умения различать на слух звуки [щ], [ц], [ч];
- развитие умения различать буквы Ч, Щ, Ц на письме;
- закрепление понятия «глухие непарные согласные».
Публикация «Конспект занятия „Дифференциация шипящих и свистящих согласных“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Согласные звуки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
Коррекционно - развивающие: - совершенствование навыка звуко-буквенного анализа;
- совершенствование фонематического слуха,
- активизация словарного запаса;
- совершенствование навыка словообразования.
- развитие умения различать глухие свистящие и шипящие звуки [ч, ц, щ] в устной речи на письме, активизация словаря обучающихся, предупреждение ошибок в устной и письменной речи, развитие фразовой речи, устойчивого внимания, познавательной активности учащихся, формирование жизненных компетенций.
Воспитательные: - формирование навыков дисциплинированности на занятиях;
- формирование навыков самостоятельности, сотрудничества, взаимодействия;
- формирование навыков бережного отношения к своему здоровью
Технологии: коррекционно-развивающие; здоровьесберегающие; игровые, информационно-коммуникационные
Методы обучения: формы организации познавательной деятельности учащихся: рассказ, беседа, самостоятельная работа, демонстрация.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Оборудование: зеркала, мяч, дидактический материал, предметные картинки, схемы слов, индивидуальные карточки, карточки и диски «Мерсибо».
Кодификаторы: Л 2.1; Л 2.2; Л 2.3; Л 2.4; К 1.2; К 1.3; К 1.4; К 1.5; К 2.1; К 2.3; К 2.4; Р 1.1; Р 1.2; Р 1.3; Р 1.4; Р 2.1; Р 2.3; Р 2.4; Р 3.1; Р 3.2; Р 3.3; П 1.2; П 2.1; П 3.2; П 3.3
Технологическая карта урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Коррекционная работа
1. Мотивация к деятельности.
Цель: Организовать направленное внимание на начало урока;
проверка готовности рабочих мест;
создание положительного настроя обучающихся
на занятие. Приветствие, проверка готовности рабочих мест.
Создание положительного настроя на занятие.
Приветствие, настрой на работу
Начинается урок.
Он пойдёт всем впрок.
Будем грамотно писать,
На вопросы отвечать.
- Сядет тот, кто назовет какое сейчас время года, зимний месяц, день недели.
Коррекция поведения, внимания
фонематического слуха, мыслительных операций: анализ, обобщение, исключение
2. Актуализация знаний Формулируют тему урока совместно с обучающимися.
- Ребята, к нам на занятие пришли гости : щенок, цыплёнок, черепаха. И принесли с собой задания.
- Назовите первые звуки в именах гостей.
(щ], [ц], [ч]).
- Что общего между этими звуками?
Дети: Звуки [щ], [ц], [ч] они согласные, глухие, не имеют парных звонких согласных.
- Подумайте и скажите, о чем мы будем говорить на занятии? (Дифференциация звуков [щ], [ц], [ч])
Дети: о звуках [щ], [ц], [ч] Будем учиться различать на слух звуки [щ], [ц], [ч], учиться правильно писать буквы Ц, Щ, Ч.
- Правильно, будем учиться различать на слух и на письме звуки и буквы ч, ц, щ. Наши гости приготовили для вас задания.
2. Логопедическая зарядка
Цель: Подготовка артикуляционного аппарата к дальнейшей речевой работе, выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения, развитие фразовой речи на плавном выдохе, работа по подвижности артикуляционного аппарата
1. Дыхательные упражнения
2. Стихотворение
3. Артикуляционные упражнения перед зеркалом, с учителем по подражанию, по инструкции, самостоятельно
4. Работа по уточнению артикуляции звуков
[з-з’]-[ж].
Работа по таблице с артикуляционными укладами.
5. Подведение итога Ребята, что мы должны делать по утрам, чтобы быть здоровыми?
- Зарядку, сейчас мы с вами тоже сделаем зарядку, но для артикуляционного аппарата
Мы расселись по порядку,
Дружно делаем зарядку,
Не ногами, не руками,
А своими. язычками.
- Начнём с дыхательной гимнастики
- Сегодня на улице мороз. Как нужно дышать? (носом)
- Почему? (чтобы не заболеть).
- А ещё когда мы дышим носом? (когда молчим)
- Упражнение: вдох, выдох через нос
- Когда дышим ртом? (когда разговариваем и поём)
- Упражнение: вдох, выдох через рот
- На выдохе фраза: Чистота — залог здоровья.
- Разучим считалку
Черепаха и улитка
Побежали очень прытко.
Ты за ними поспевай
Из считалки вылетай.
«Гимнастика для языка
- Чтобы правильно произносить звуки – подготовим язычок
(артикуляционная гимнастика на диске «Мерсибо») для звуков [щ], [ц], [ч]
- Произнесите звук [щ], [ц], [ч], где находится язычок, что делают зубки, губки?
(профили звуков)
- Дайте характеристику звуку [щ], [ц], [ч]
[щ] – согласный, глухой, всегда мягкий, шипящий
[ц] – согласный, глухой, всегда твёрдый, свистящий
[ч] – согласный, глухой, всегда мягкий, шипящий
-Произносят хором, по одному
Чистоговорки по карточкам от Мерсибо
Коррекция плавного речевого выдоха
Формирование чёткости, точности, внятности, чистоты речи
Коррекция памяти, слухового внимания, памяти
Формирование артикуляционных укладов
Коррекция звукопроизношения
3. Физминутка
Цель: Выполнение охранительного, двигательного режима, смена деятельности; снятие напряжения мышц спины, плечевого пояса. Двигательная физ. пауза
Видео «Весёлая мульт-зарядка» Снятие напряжения, выполнение охранительного режима
4. Изучение нового материала.
Постановка учебной задачи.
Цель: развивать умение
различать свистящие и
шипящие звуки [з-з’]-[ж]
на письме и в устной речи, активизировать словарь,
развивать фонематический
слух 1. Игра с мячом. Прослушать слоги, повторить в той же последовательности.
2. Определение звуков [з-з’]
-[ж]. Записать слова в
тетрадь в два столбика, подчеркнуть з
одной чертой, ж двумя
чертами
Физминутка для глаз
3. Упражнение в дифференциации свистящих
и шипящих звуков [з-з’]-[ж]
на письме и в устной речи
4. Ответить на вопросы, записать ответы, подчеркнуть за-за-жа за-жа-жа-за
жа-жа-за жа-жа-за-за
зу-зу-жу зу-зу-жу-жу
жу-жу-зу жу-зу-зу-жу
ваза, жук, зебра, коза, зверь, ужи, роза, жираф, ужин, зонт, заяц, ёжик, ложка, нож, таз, медведь
- назовите слова, в которых звук з стоит в начале, в конце, в середине слова
назовите слова, в которых звук ж стоит в начале, в конце, в середине слова
-Какое слово лишнее? Доказать.
Записать слова в тетрадь в два столбика.
Глазами следить за красными и жёлтыми стрелочками
Зажужжала звезда
Зажглась муха
Дрожит жук
Летит заяц
Закрыли дорожки
Засыпали дверь
-Стрелочками соединить слова по смыслу, чтобы получились правильные словосочетания. Записать, подчеркнуть З-Ж
- Какие бывают листья на деревьях летом и осенью?
- Из чего делают замки и гвозди?
- Как должны жить ребята в классе?
Коррекция фонематического слуха,
Коррекция каллиграфии
Развитие умения
выделять свистящие и
шипящие звуки [з-з’]-
[ж]
в слове
Развитие мыслительных операций анализ, синтез, обобщение, классификация
Отдых для глаз
Обогащение, активизация словаря
Расширение кругозора
Коррекция дисграфии
Коррекция фонематического слуха, связной речи, активизация словаря
Коррекция слухового внимания, памяти
Коррекция связной речи
5. Рефлексия
Цель: Подвести итоги занятия. Приучать обучающихся к самоконтролю, адекватной самооценке Самое интересное на занятии было …
Я научился …
Я узнал нового…
Карточки ПЕКСА «Эмоции» – у меня ничего не получилось; у меня были проблемы;
мне всё удалось. - Какие звуки отрабатывали? З-Ж Формирование самоконтроля, адекватной самооценки