Силина Наталья
Формирование «туалетного» навыка у детей раннего возраста с особенностями в развитии. Рекомендации для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
У детей с особенностями в развитии часто возникают трудности формирования навыков самообслуживания. Среди этих навыков особое место занимает умение ребенка пользоваться туалетом. Столь деликатная тема часто становится серьезной проблемой для всей семьи. Избыточно настойчивое приучение ребёнка к туалету может провоцировать страхи туалетной комнаты. Формирование туалетных навыков у ребенка с особенностями требует специальных подходов облегчающих данный процесс.
Современные родители имеют возможность обратиться к специалисту, который поможет профессионально и эффективно сформировать туалетный навык у детей раннего возраста с особенностями в развитии, не провоцируя нежелательное поведение.
Поведенческий анализ поведения (АВА) является наиболее эффективным методом, позволяющий сформировать «туалетный» навык. Ведущим специалистом в этом вопросе является поведенческий терапевт, который анализирует процесс формирования навыка: заполняет почасовые таблицы наблюдений, анализирует результаты и строит программу помощи. В результате аналитической работы у специалиста складывается представление над, чем необходимо и нужно работать именно сейчас: учить проявлять у ребенка инициативу; уменьшать частоту мочеиспускания в штаны; формировать навык испражняться в туалете. Через несколько диагностических встреч с семьей становиться возможным понять, в чем заключается суть проблемы: в отсутствия навыка или же в нежелательном поведении, у которого есть определенная функция.
Специалист на основании анализа ситуации разрабатывает протоколы, представляющие собой подробный алгоритм приучения ребенка к посещению туалета по определенному расписанию и предоставление поощрений за успешные реакции.
Родителям важно осознавать, что ведущая роль в формировании туалетного навыка у ребенка принадлежит именно ухаживающему взрослому, а специалист направляет и сопровождает данный процесс, который может продолжаться до нескольких месяцев.
Учитывая индивидуальные особенности ребенка и семьи, специалист может рекомендовать родителям применение дополнительных компонентов туалетного тренинга, повышающие эффективность данного процесса:
«Писающая кукла»
Использовать "писающую куклу" рекомендуют Азрин и Фокс. На первом этапе ребенок учит куклу "ходить на горшок", усаживает на горшок и поощряет ее. И после проделанный игры с куклой, ребенок повторят эту деятельность. Данный компонент туалетного тренинга описан авторами как способ, применяющийся для детей с типичным развитием. Однако с ребенком, у которого наблюдаются нарушения развития, такой компонент тренинга может не сработать. Хотя его можно попробовать в работе с детьми, у которых сформирован навык игры и имитации.
Карточки PECS
При формировании туалетного навыка могут использоваться карточки PECS. Перед тем, как пойти в туалетную комнату, взрослый дает ребенку подсказку подать карточку, и после этого ведет ребенка в туалет. Использование карточек поможет как неговорящему ребенку научиться проситься в туалет, так и может поспособствовать более быстрому развитию инициативы у говорящего ребенка. Некоторые специалисты вместо карточек PECS используют девайсы или мобильные коммуникативные приложения. А для формирования навыка выполнять самостоятельно необходимую последовательную цепочку действий (например: снять трусики, сесть на унитаз, пописать, смыть, помыть руки, могут использоваться визуальные расписания.
Видеомоделирование
Данный метод предполагает показ видеоролика, в котором отображен процесс формирования туалетного навыка, затем повторение ребенком просмотренной цепочке действий. При первом просмотре возможен вариант показа отдельных частей цепочки, с последующим ее увеличением. На предлагаемом видео возможно отображение действий ребенка, любимого героя и т. д. Применения данного метода возможно только в том случаи, если у ребенка в репертуаре уже есть сформированный навык имитации.
Энурезный будильник
Это устройство, которое регистрирует начало мочеиспускания, издавая звук либо вибрируя. Данный прибор чаще всего применяют для лечения энуреза. Если будильник звуковой, то это будет сигналом для взрослых отвести ребенка в туалет, и способствовать тому, чтобы мочеиспускание хотя бы частично произошло там. Будильник с вибрирующим сигналом, чаще всего применяется для формирования инициативы, и будет сигнализировать ему о том, что подошло время идти в туалет.
Процесс формирования и закрепления «туалетного» навыка требует продолжительного времени, поэтому очень важно применять процедуру последовательно, используя подсказки, поощрения, собирая данные и анализируя их.
Список литературы:
1. Азрин, Н. Х. Фокс, Р. М. Туалетный тренинг. Как ребенку освоить горшок за один день / Перевод с англ. под общей ред. Кузьмицкой М. С. - М. : ИП. Толкачева, 2018. - 164с.
2. Доусон Дж. Учебник по Денверской модели раннего вмешательства детей с аутизмом / Перевод с англ. под общей редакцией Кузьмицкой М. С., Толкачевой Л. Л., 2019- 432 с.
3. Лиф Р. ,Макэкен Д. Стратегии работы с поведением. Учебный план интенсивного вмешательства при аутизме/ Перевод с англ. Под общей редакцией Толкачевой Л. Л., 2016. – 608 с.