Зеленова Ирина
Изучение особенностей агрессивного поведения у младших подростков с легкой степенью умственной отсталости
▼ Скачать + Заказать документы
Изучение особенностей агрессивного поведения у младших подростков с легкой степенью умственной отсталости
УДК – 159.9.075
Автор: Зеленова Ирина Вячеславовна
Науч. руководитель: Пешкова Наталья Александровна
канд. псих. наук.
г. Тула, РФ
ТГПУ им. Л. Н. Толстого
E-mail : irina.zelenova290@gmail.com
Изучение особенностей агрессивного поведения у младших подростков с легкой степенью умственной отсталости
Публикация «Изучение особенностей агрессивного поведения у младших подростков с легкой степенью умственной отсталости» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция июнь 2019
Аннотация: В статье отображены результаты изучения особенностей проявления агрессии у младших подростков с легкой степенью умственной отсталости. Актуальность исследования определяется потребностью в полном анализе структуры, причин, динамики нарушения поведения детей подросткового возраста, а также разработка средств профилактики агрессивного поведения, так как оно, превратив личность в агрессора, либо в жертву конфликта, может отрицательно повлиять на ее становление в целом.
Ключевые слова: младший подросток, умственная отсталость, особенности, агрессия, агрессивность.
Abstract : The article presents the results of studying the features of aggression in younger adolescents with a mild degree of mental retardation. The relevance of the study is determined by the need for a full analysis of the structure, causes, dynamics of violations of the behavior of children of adolescence, as well as the development of means of prevention of aggressive behavior, as it is turning a person into an aggressor or a victim of conflict, can adversely affect its formation as a whole.
Key words : younger teenager, mental retardation, features, aggression, aggressiveness.
Проблема агрессивного поведения у подростков всегда интересовала многих психологов, ученых, родителей, и поэтому является весьма актуальной в настоящее время. Важное место в данной проблеме занимает проблема изучения проявлений агрессии у подростков с умственной отсталостью. Актуальной она является по ряду причин: во-первых, в связи с увеличением числа умственно отсталых детей, во-вторых, в силу повышения распространенности расстройств поведения у данной категории лиц. Именно поэтому эта проблема требует большого внимания к исследованию особенностей агрессивного поведения у детей подросткового возраста с умственной отсталостью. Подросток с умственной отсталостью – это особый ребенок, который в силу своих психических особенностей иначе воспринимает окружающую среду. Незрелость основных нервных процессов, неустойчивость психики – все это делает такого ребенка уязвимым для действия многих отрицательных факторов, нарушающих формирование поведенческих актов.
Степень их агрессивности определяется наличием разнообразных факторов: невозможность удовлетворения потребностей, отрыв от семьи, неблагоприятные условия среды, в том числе и в семье, наличие психопатологических синдромов, прием медицинских препаратов, незрелость основных нервных процессов, нарушения эмоционально-волевой сферы и т. д.
Понимая, что для подростков с умственной отсталостью характерно некритичное отношение к себе и другим, к ситуации, неумение прогнозировать, предвидеть последствия, можно сделать вывод, что и Я-концепция и самооценка сильно деформируется, искажается. Исследования показывают, что подростки с легкой степенью умственной отсталости значительно реже своих сверстников с нормальным развитием испытывают недовольство собой и вину.
В большинстве случаях при умственной отсталости, в том числе и легкой степени, для младших подростков характерны такие проявления, как: утомляемость, низкая работоспособность, нехватка выносливости – все это проявляется в том, что таким детям сложно быть целеустремленными и деятельными, настроение их ухудшается и становится малоустойчивым.
В становление личности подростка с умственной отсталостью огромную роль играет семья. Обстановка внутри семейного очага, отношения между взрослыми и ребенком имеют большое значение для личностного роста подростка. Л. М. Шипицына отмечает: «В связи с рождением ребенка с нарушением интеллекта, у родителей меняется взгляд на мир, отношение к самим себе, к своему ребенку, который не такой как все». По ее мнению, не всегда условия в семье являются благоприятными для развития ребенка. Приказы и наказания могут вызывать гнев у подростка, либо подавление этого гнева (так как ребенок не всегда может противостоять сильному взрослому). Если постоянно подавлять гнев подростка, то он может перерасти в пассивно-агрессивные формы поведения. И тогда, ребенок может начать действовать исподтишка, специально делать что-либо назло [1, с. 22].
Е. С. Иванов и Д. Н. Исаев, подчеркивают, что у подростков с лёгкой степенью умственной отсталости эмоции недостаточно адекватны реальной ситуации. Они не соответствуют тем изменениям, которые происходят вокруг и с самим умственно отсталым подростком. Он бурно радуется, когда достаточно было бы просто улыбнуться, не может сдержать гнев и даже агрессию, когда следовало бы лишь рассердиться [2, с. 47].
Нарушение поведения подростков с легкой степенью умственной отсталости, в том числе, агрессивное поведение, связано во многом с биологическими и социальными факторами, которые взаимодействуют между собой: общие свойства психического недоразвития, которые имеются при любой форме умственной отсталости; частные признаки недоразвития, свойственные отдельным формам умственной отсталости; особенности высшей нервной деятельности; а также структура взаимодействий между умственно отсталым подростком и его ближайшим окружением.
В основном агрессивное поведение умственно отсталого ребенка связано с тем, что у него плохо развита система высших потребностей (интеллектуальные, морально-нравственные, этические) и мотивов действий, а преобладают потребности низшие. Торможение низших потребностей в связи с недоразвитием воли затруднено. Вследствие этого нередко приходится наблюдать у умственно отсталых детей агрессию, разрушительные действия (Л. М. Шипицына, Е. С. Иванов) [1, с. 24].
Как подчеркивает Д. Н. Исаев, агрессия у подростков с легкой степенью умственной отсталости, в большинстве случаев, крайне жестока, нападения или драки совершаются без должного понимания опасных последствий наносимых повреждений. Вместе с физической агрессией довольно часто отмечается и вербальная агрессия. Нередко их агрессивное поведение является повторением того, что подростки сами испытывают от других сверстников или взрослых. Стабилизации этого поведения способствует негативный пример близких родственников, ребят в интернате или школе [2, с. 54].
Такая черта личности, как агрессивность, носит у младших подростков с нарушенным интеллектом устойчивый характер, и это, по-видимому, связано с неспособностью умственно отсталых детей контролировать собственное поведение. Оно отличается либо пассивностью, либо неуместными, неадекватными поступками. Младшие подростки с умственной отсталостью некритично относятся к проявлениям собственной агрессии, у них изредка возникает чувство вины за совершенные действия.
В сложной жизненной ситуации поведение подростка может быть непредсказуемым. Например, в состоянии утомления дети на незначительные мелочи реагируют вспышками гнева, раздражительностью, они стремятся обвинить окружающих, не умеют признавать собственную вину, т. е. доминируют защитные формы поведения в конфликтных ситуациях, а также дети не способны к конструктивному решению конфликта. Вместо умения самому справляться с трудной ситуацией отмечается тенденция к аффективному реагированию, обиде, перекладыванию ответственности на других. Может проявляться немотивированная жестокость по отношению к другим сверстникам или взрослым.
Нарушение отношений в семье влияют на проявление агрессии в подростковом возрасте, а также на другие отклонения в поведении. Нужно учитывать то, что у умственно отсталых детей присутствует недоразвитие установок. Они редко понимают и осознают свои поступки, именно поэтому такой ребенок в процессе социализации будет усваивать опыт ближайшего окружения, так как дети с умственной отсталостью имеют склонность к подражанию. А это могут быть асоциальные группы, которые подают плохой пример. Контактируя со сверстниками, которые имеют склонность к открытому агрессивному поведению, подросток начинает повторять их действия. Для того чтобы этого не произошло необходимо применять комплексный подход к решению данной проблемы.
Таким образом, у подростков с легкой степенью умственной отсталости наиболее выражена физическая агрессия (удары, порча имущества и т. д., вербальная агрессия (сквернословия, аутоагрессия (нанесение травм самому себе, вспыльчивость в действиях (неожиданно могут бросаться предметами, выбежать из класса, вспыльчивость в речи (могут резко нагрубить). А также более всего выражен негативизм в физических действиях (все делают наоборот, мешают работать, отказываются от занятий и т. д.).
В различных социальных институтах агрессия проявляется по разному. В семьях, где преобладает авторитарный стиль воспитания, дети чаще всего становятся агрессивными. Дисгармоничные отношения родителей (ссоры, драки, деформация системы ценностей в семейных отношениях, чрезмерная строгость, эмоциональная холодность родителей нередко способствуют формированию внутреннего психического напряжения у ребенка, которое может разряжаться посредством агрессивного поведения.
В школе на требования педагогов часто реагируют неконтролируемыми вспышками ярости: бросают учебники, опрокидывают парты, кричат. Нарушают правила поведения в школе (прогуливают и срывают уроки, отказываются от выполнения заданий и т. д.). Агрессивное поведение носит демонстративный характер, что проявляется в нарушении тишины, возражениях старшим, в порче имущества, стычках в местах наибольшего скопления взрослой публики.
Ссоры, драки, сквернословия, взрывы ярости являются наиболее распространенными формами агрессивного поведения в школе среди детей младшего подросткового возраста с легкой умственной отсталостью. Как подчеркивает Д. Н. Исаев, агрессия у подростков с легкой степенью умственной отсталости, в большинстве случаев, крайне жестока, нападения или драки совершаются без должного понимания опасных последствий наносимых повреждений.
Агрессивное поведение может проявляться у подростков в стычках между отдельными компаниями из-за территориальных сфер влияния (дворы, клубы, спортивные площадки и т. д.). Жестокость для них – своеобразный способ самоутверждения. Именно она, к сожалению, остается характерной чертой группового поведения подростков. Контактируя со сверстниками, которые имеют склонность к открытому агрессивному поведению, подросток начинает повторять их действия. Они редко понимают и осознают свои поступки, именно поэтому такой ребенок в процессе социализации будет усваивать опыт ближайшего окружения, так как дети с умственной отсталостью имеют склонность к подражанию.
Принимая во внимание тот факт, что агрессивность формируется в процессе ранней социализации ребенка (главным образом, в детском и подростковом возрасте, следовательно, именно этот возраст является наиболее благоприятным для профилактики и коррекции деструктивного поведения.
Список использованной литературы:
1. Иванов Е. С., Шипицына JI.M. Этиопатогенез нарушений поведения у учеников вспомогательной школы / Е. С. Иванов, JI.M. Шипицына // Дефектология. 1989. № 1. С. 20-24.
2. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков / Д. Н. Исаев. СПб. : Речь, 2007. 392 с.