Малеева Валентина
Особенности коммуникативных барьеров у детей с разной степенью умственной отсталости
▼ Скачать + Заказать документы
Исследования в области специальной психологии и педагогики показали, что наличие интеллектуального дефекта у умственно отсталых школьников отрицательно влияет на развитие межличностного общения, приводят к существенным недостаткам в формировании представлений об окружающих людях и в установлении полноценных контактов с ними.
Публикация «Особенности коммуникативных барьеров у детей с разной степенью умственной отсталости» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Дети с нарушением интеллекта сталкиваются с проблемами общения с взрослыми и со сверстниками, поскольку общение требует вербализации (словесного общения). Так как детей смущает их дефект, они стараются избежать контакта. При таком обстоятельстве дела необходимо большое внимание уделить личностным особенностям, то есть оценить готовность каждого ребенка к контактам и взаимодействию с другими детьми и взрослыми. Поскольку нарушение интеллекта дает отпечаток на личностное поведение при общении. Отклонение от нормы у таких школьников проявляется, на уроках, в игровой, бытовой и прочей деятельности. Например, некоторые дети, намного быстрее своих, нормально развивающихся сверстников утомляются, отвлекаются, начинают вертеться, разговаривать, то есть перестают воспринимать учебный материал. Другие, напротив, сидят тихо, спокойно, на вопросы не отвечают или отвечают не впопад, задания не воспринимают, а иногда не могут повторить ответ товарища.
В процессе общения между собой некоторые дети обнаруживают повышенную возбудимость (они слишком подвижны, трудноуправляемы, а иные, наоборот – вялость, апатию (они не проявляют интереса к играм, чтению им книг). Среди таких детей встречаются ребятишки с навязчивым чувством страха, чересчур впечатлительные, склонные к проявлению негативизма (желанию делать все наоборот, излишней агрессивности, либо ранимости, обидчивости. Мне постоянно приходится сталкиваться с необходимостью искать подход к трудным и неконтактным детям. Непросто привить им нормы общения в коллективе, без которых невозможно полноценное обучение и воспитание.
Общение является одним из самых основных видов деятельности в школьном возрасте. Дети разного возраста общаются с взрослыми и друг с другом. Потребность в общении у ребенка появляется рано. Поэтому эту потребность необходимо удовлетворять, так как дефицит общения может привести к замкнутости и дезадаптации ребенка к жизни. Общение представляет важный развивающий компонент, так как общение проявляется в различных формах.
Исследуя различную литературу по особенностям коммуникативного общения выявила, что коммуникативная активность детей младшего подросткового возраста имеет огромную роль в развитии их как личности, как единицы социума и становится ведущей потребностью. Множество факторов может сопутствовать и так же препятствовать нормальному общению как и умственно отсталых подростков так и их сверстников, не имеющих проблем в интеллектуальном развитии, будь то агрессия, тревожность, воля, личностные качества, так же зависит от самого социума, того окружения в котором подросток растет и воспитывается.
Барьером в коммуникативной сфере подростков с умственной отсталостью являются бездумные проступки, излишняя самонадеянность. Подростки легкой степенью умственной отсталости в ситуациях конфликта, прежде всего, пользуются физической силой, направленной непосредственно на другого человека или группу лиц, у них менее всего выражена косвенная агрессия-это может говорить о том, что подростки с легкой степенью умственной отсталости не умеют проявлять свои враждебные реакции окольным путем в сфере общения.
Подростки с умственной отсталостью склонны слишком сильно эмоционально реагировать на возбуждение, они с трудом возвращаются в нормальное состояние. Так же они весьма впечатлительны, беспокойны, импульсивны, у них отмечаются частые колебания настроения, неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, склонность к раздражительности.
Подростки с умственной отсталостью, у которых в общении преобладает физическая агрессия, наблюдается низкая сопротивляемость стрессу, эмоциональное состояние данных подростков, на фоне которого развиваются социальные контакты, является напряженным, негативно окрашенным, фрустрирующим. В общении с учителями такие подростки склонны к раздражительности и словесной агрессии.
У подростков с сохранным интеллектом, не испытывающих трудностей в коммуникативной сфере, не прослеживаются раздражительности и словесной агрессии в общении, у них отмечается высокая сопротивляемость стрессу.
В процессе ежедневной воспитательно-образовательной работы создается коррекционная зона для работы по формированию навыков общения у детей : проводятся коммуникативные упражнения, используются прослушивания релаксационных мелодий во время отдыха и занятий, музыкального сопровождения на уроках, включение детей на занятия с психологом, посещение сенсорной комнаты.
При проведении игр и практических занятий необходимо добиваться активного участия всех детей для формирования адекватной самооценки.
Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но так же объясните – другие могут быть в чем-то лучше его; не сравнивайте ребенка с другими детьми, сравнивайте его с самим собой, тем, каким он был вчера и, возможно будет завтра; пусть ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и принимаете его. Нужно не стесняться лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что он нужен и важен для вас; нельзя позволять ребенку делать все, что ему заблагорассудится, но и не ограничивать его во всем (это необходимо согласовать со всеми членами семьи).
Таким образом, можно сделать вывод, что у детей с умственной отсталостью в сфере общения коммуникативными барьерами выступают низкая сопротивляемость стрессу, высокий уровень физической агрессии и нервно-психическая неустойчивость.