Ирина Коцоева
Конспект итогового занятия в старшей логопедической группе «Весенние истории»
▼ Скачать + Заказать документы
Итоговое занятие в старшей логопедической группе (учитель-логопед Коцоева И. К.)
Тема: «Весенние истории»
Цель:
• уточнить и закрепить знания детей по теме «Весна»; расширить и активизировать словарь детей по теме.
Коррекционно-образовательные задачи:
• закрепить навыки словообразования и словоизменения, согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; звуко-буквенный анализ слова; умение выделять ударный слог;
• развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.
Публикация «Конспект итогового занятия в старшей логопедической группе „Весенние истории“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно- развивающие задачи:
• совершенствовать фонематическое восприятие;
• упражнять в правильном дыхании с голосом;
• развивать: мелкую моторику, память, внимание, логическое мышление;
• умение чётко выполнять инструкции логопеда;
• умение владеть понятиями «право» и лево».
Коррекционно-воспитательные задачи:
• воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе,
• учить правильному поведению в природе.
Оздоровительные задачи:
-развитие координации речи с движением, самомассаж.
Оборудование: картинки с изображением времён года, картины с изображением признаков весны, предметные картинки, игрушка «солнышко», картинки первоцветов, буквы, фишки, вата.
Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов о весне, упражнения по дыханию с голосом.
Ход занятия.
I. Организационный момент:
Логопед :
-Здравствуйте, ребята!
-Ребята, сегодня проведём итоговое логопедическое занятие. А родители –наши гости, посмотрят и послушают чему вы научились.
/на видном месте находится красивая игрушка «солнце»/.
Логопед :
-А вот и солнце появилось нас порадовать?
Логопед :
-Давайте поприветствуем солнышко и друг друга.
Здравствуй, солнце золотое, (Дети раскрывают ладони в сторону солнца)
Здравствуй, небо голубое, (Поднимают руки вверх)
Здравствуй, матушка земля, (Наклон руки вниз)
Здравствуйте, родители и мои друзья. (Руки вперёд к родителям, затем вниз-в стороны, касаясь друг друга ладонями).
2. Артикуляционная гимнастика «Весна и язычок» .
Логопед :
-Перед тем, как перейти к нашему основному занятию, поработаем с язычком! Слушайте меня и выполняйте, как я!
Сказка. Наступила весна, и язычок выглянул из домика –ротика /открыть рот, высунуть язык/.
Он посмотрел направо, потом налево, опять направо, затем налево /3 раза/! Весело стало ему! И он стал веселиться, цокать /лошадка/! Взял гармошку и стал играть /гармошка/. Нагулялся и наигрался язычок! Стал укладываться спать! Язычок то в правую щёчку упрётся, то в левую. Наконец, уложился спать, вытянулся /лопатка/ и закрыл свой домик на замок /улыбка/.
3. Самомассаж лица. /сидя на стульчиках/.
Логопед :
-На землю вернулась красавица Весна. Давайте ощутим её прикосновение.
Сейчас сделаем массаж лица, чтобы усталость ушла и пришло хорошее настроение!
*Светит ласковое весеннее солнышко и ласкает нам лицо - поглаживание
Дождик пока холодный. - постукивание подушечками пальцев
По утрам ещё иногда пощипывает морозец. - пощипывание
Но сейчас солнышко светит ярко и тепло. - снова поглаживание
«Соберём» руками усталость, негатив, сон и всё сбросим с себя /уххх!/, а хорошее настроение возьмём с собой и улыбнёмся!
4. Дыхательная гимнастика.
Логопед :
-Весной прилетают майские жуки. Как они летают, как они жужжат? /дети выходят на ковёр и выполняют упражнения за логопедом/.
Упражнение «Жуки прилетели» – руки развести в стороны, немного отведя их назад, - вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжат большие жуки –Ж-Ж-Ж, одновременно опуская руки.
-Дети, какой звук произносят жуки? /дети дают характеристику звука /ж//.
Дети: звук /Ж/- согласный, звонкий, всегда твёрдый, имеет пару по звонкости-глухости /ш/, не имеет пары по мягкости.
5. Мелкая моторика. /садятся за столы, работа с пальчиками рук/.
Логопед :
-А теперь пальчики разомнём, пусть они поздороваются: большой с большим, указательный с указательным и т. д., произнося слова «здравствуй» от высокого тона до низкого при каждом прикосновении пальчиков!
Сейчас скатаем из кусочка ваты комочек, взять его правой рукой и перекинуть на левую ладошку и наоборот. Итак повторить 3 раза!
II. Основная часть. /дети за столами/.
Логопед :
-А вот о чём мы будем говорить на занятии узнаете из стихотворения, которое я прочитаю:
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвёл подснежник.
/Маршак С. /
О чём это стихотворение?
Дети: о Весне!
Логопед :
-Значит о каком времени года мы будем говорить? Догадались, о весне, молодцы
Логопед :
-Весной всё пробуждается ото сна: и звери, и птицы, и цветы. Природа оживает, становится зелено, просыпаются животные, насекомые, прилетают птицы в родные края! Природа изо дня в день рисует нам картины безграничной красоты и её надо беречь и любить! Все любят солнце, оно дарит людям свет и тепло! Все рады весне, ждут её с нетерпением! Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова: Весна красна! В гости просим! Приди скорей! И просили принести с собой всё, что хотели!
Давайте каждый из вас попросит что-нибудь у весны.
/Логопед передаёт игрушку «солнышко», определяя очерёдность ответов. Дети просят весну принести: хорошую погоду, тёплое солнышко, зелёную травку, тёплый ветерок, поющих птиц, красивые подснежники, весенний дождик, голубое небо, разноцветные луга, и т. д. Затем садятся на стульчики/
Логопед : /дети сидят за столами/.
-Ребята, назовите времена года по порядку? (на доску выставляют 4 картинки времё н года: весна, осень, зима, лето).
Определите, на какой по счёту картинке изображена Весна и докажите, почему вы так думаете? /Ответы детей. Например, на второй картинке изображена Весна. Дети в зависимости от изображения на картинке называют признаки весны, логопед добивается полного ответа: Это весна, потому что тает снег, с крыш капают сосульки, греет солнце, дует ветерок, прилетели птицы, вьют гнёзда, вылезают насекомые, медведи проснулись, майские жуки летают, люди надели весеннюю одежду, поменяли обувь и т. д/.
Логопед :
- Молодцы, вы правильно подобрали слова. А сейчас, поиграем!
1. Дидактическая игра «Весенние слова» /словообразование и словоизменение/.
Логопед :
-Ребята, я назову слова, а вы стукните ладошкой о стол, если услышите слово, относящееся к Весне.
Слова: дождь, скворцы, пригревает, листопад, тает, морозы, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухают, снежинки, половодье, прилетают, проталины, метель, капель, спят, солнышко, птенцы.
А теперь будьте внимательны! Я называю вам слова, а вы образуете новые:
лёд и ход ледоход;
первый и цвет первоцвет;
маленький куст, а большой - кустище;
маленький дом, а большой - домище;
большое дерево, а маленькое- деревце;
большая птица, а маленькая - птичка:
слово весело, мы стали /какими?/- веселыми, весёленькими;
слово весна, а погода /какая?/- весенняя;
слово ехали, а в сад мы /что сделали?/- приехали.
А теперь!/ словоизменение/.
Есть насекомые, птицы, но нет -насекомых, птиц;
слово –лужа, стоим у (чего)– у лужи;
слово – ветка, сломали (что) – ветку;
слово- подснежник, радуемся (чему)- подснежнику.
Логопед :
-А теперь красивое слово «Весна» выложите из букв! /перед каждым ребёнком буквы и фишки / вызвать любого ребёнка к доске/.
- Сколько слогов в этом слове? /два/
- Какой ударный слог? /второй- нА/
- Какой первый слог? /вес/
- Какой второй слог? /нА/
- Кто проведёт звуко-буквенный анализ слова «весна»? /по желанию детей/.
ВЕСНА- /в- согл., зв., мяг., парн. ; е-гл., 2 ряд, обозначающий мягкость согласного; с-согл., глух., тв., парн. ; н-согл., зв., тв. ; а-гл., 1 ряд, обозначающий твёрдость согласного/.
Логопед : -Хорошо! А теперь отдохните!
2. Физкультминутка «Жёлтые цветочки»!
/встали, в конце дети сели за столы/.
Логопед :
Наши жёлтые цветочки
Распускают лепесточки,
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышит.
Наши жёлтые цветочки
Закрывают лепесточки
Тихо засыпают,
Головой качают. /выполнение движений по тексту/
Логопед :
-Хорошо! Отдохнули!
3. Согласование слов по смыслу. /картинки, надо согласовать существительные с глаголами /.
Логопед :
-Я вам предлагаю картинки рассмотреть и сказать что происходит с молнией, облаками, дождё м:
-Кто первый согласует слова по смыслу? /отвечают по желанию/.
Дети: Предположительные ответы /облака плывут, дождь идёт, молния искрит/.
А теперь ответьте на вопросы!
Весна (что может быть весенним)- весенний дождь, весеннее солнце;
Март (что может быть мартовским) -мартовский день, мартовские лужи, мартовские праздники;
Апрель (что может быть апрельским)- апрельские цветы, апрельское солнце;
Май (что может быть майским)- майские праздники, майский жук, майская гроза.
5. Игра «Что лишнее?» /мышление/.
Логопед : -А сейчас, ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Что лишнее?» Объясните почему?
- волк, лиса, тетрадь, медведь
- подснежник, солнце, тюльпан, крокусы
- ласточки, утки, скворцы, бабочки
Логопед :
-Ребята, благодарю вас за работу, молодцы!
III. Итог занятия
Логопед :
-Ребята, вы справились с заданиями! Занятие сегодня было интересным. А вам оно понравилось? Задаю вопросы детям: Что тебе понравилось? Что запомнилось? Кому ты расскажешь о сегодняшнем занятии? (Оценивает работу детей)