Анна Калинина
Использование среды «Фиолетовый лес» в группах раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. Современные дети развиваются в новую эпоху информационных технологий. Само время требует других подходов к образованию дошкольников, перехода от традиционного информационно-накопительного метода обучения, направленного на усвоение конкретных знаний, умений, навыков, к наиболее перспективному на современном этапе – развивающему обучению. Именно при развивающем обучении создаются условия для развития у ребенка активности, самостоятельности, творческого преобразующего мышления. А дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в себе, успешно учатся, лучше ориентируются в социуме. В свете нового восприятия реалий сегодняшнего дня, возникает необходимость использования современных педагогических технологий образования. Чтобы понимать, как использовать те или иные пособия для решения различных образовательных задач, сначала нужно четко определить, чего мы хотим добиться, какого результата ждем. В своих дошкольных учреждениях мы все реализуем образовательную программу. А что является результатом ее освоения? Целевые ориентиры. В общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы представлены целевые ориентиры по различным образовательным областям для детей раннего возраста. Какие? С помощью чего происходит достижение целевых ориентиров?
Публикация «Использование среды „Фиолетовый лес“ в группах раннего возраста» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Технология «Фиолетовый лес» (Воскобович)
- Темочки
Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.
Практика работы убеждает в том, что необходимо использовать такой дидактический материал, который будет повышать эффективность работы, поддерживать детский интерес, потому что без детского интереса далеко мы не уедем. И здесь задача педагога - сделать образовательную деятельность занимательной и необыкновенной, превратить её в игру и творчество.
2. В начале мы с вами сказали, к каким целевым ориентирам мы стремимся, при этом нужно еще и придумать, как это все сделать интересным для детей. Помочь в этом может игровая технология В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», которая представляет из себя не просто специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения, а целый мир, с которым я вас сейчас познакомлю.
3. Но для начала, что отличает технололгию Воскобовича. Особенности технологии:
1. Широкий возрастной диапазон участников игр. С одной и той же игрой могут заниматься дети и 2, и 7 лет, и школьники, т. к. к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий.
2. Многофункциональность игр. Можно решать большое количество образовательных задач незаметно для себя малыш запоминает цвет и форму, учится считать, ориентироваться в пространстве, тренирует мелкую моторику, совершенствует речь, внимание, память, воображение.
3. Вариативность игровых заданий и упражнений. К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений.
4. Творческий потенциал каждой игры. Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям и взрослым.
5. Сказочная огранка. Каждая игра сопровождается сказочным сюжетом.
4. Я не зря сказала, что это целый мир. Посмотрите на карту Фиолетового леса. Фиолетовый лес – это общее название места, в котором происходит действие. Здесь есть свои области, населенные определенными персонажами. К каждой области относится ряд пособий, причем каждое пособие имеет свою сказочную легенду. Но сегодня мы подробно познакомимся с самим фиолетовым лесом.
5. В условиях реализации ФГОС ДО развивающие игры стали очень востребованы т. к. как они являются главным звеном в обучении, развитии и воспитания каждого ребенка, так же немаловажную роль в соответствии с ФГОС ДО играет развивающая среда, которая должна быть насыщенной, вариативной, полифункциональной, способствовать всестороннему развитию детей, должна быть наполнена положительными эмоциями для комфортного самочувствия ребенка в данной среде, что немаловажно для работы с воспитанниками начиная уже с раннего возраста. В возрасте от 1 года до 3 лет возрастает речевая активность ребенка, общение со взрослыми становится не только эмоциональным, но и познавательным. Этому способствуют игры В. В. Воскобовича, которые направлены на развитие речи и наглядно-действенного мышления ребенка.
6. «Фиолетовый лес» – это развивающая сенсорная среда, в которой ребенок как самостоятельно играет, конструирует, закрепляет полученные знания, так и при помощи взрослого получает необходимый, достаточный уровень представлений в соответствии с возрастными особенностями. Пособие представляет собой ковролиновую основу с рисунком. Весь лес поделен на несколько зон, в которых ребенку предстоит познакомиться со сказочными героями и вместе решать поставленные задачи. В дополнение к полю идут ковролиновые изображения различных растений, животных, насекомых, птиц, которые крепятся с помощью липучек. Поле можно располагать таким образом, как у меня, можно наоборот, тогда внизу будет море, вверху – суша. Кроме того можно самостоятельно вырезать из ковролина необходимые детали (геометрические фигуры)
7. В использовании в работе педагогов с детьми 1 – 3 лет «Фиолетовый лес» способствует:
• ознакомлению детей с окружающим миром (времена года, природными явлениями, растительным и животным миром);
• развитию познавательных процессов (пространственного мышления, внимания, памяти, творческого воображения);
• формированию первоначальных математических представлений и развитию способности к анализу, сравнению, обобщению, классификации;
• развитию связной речи, построению грамматически правильных предложений.
«Фиолетовый лес может использоваться в разных видах детской деятельности детей группы раннего возраста : в игровой деятельности; в общении с взрослыми и совместными играми со сверстниками под руководством взрослого; в предметной деятельности и играх с составными и динамическими игрушками; в восприятии сказок, стихов, рассматривании картинок; двигательной деятельности.
Использование сенсорной среды в работе педагогов с детьми раннего возраста позволяет проработать еще одну очень актуальную тему адаптации детей и одним из основных акцентов в сказках «фиолетового леса» – мы делаем на профилактику эмоционального состояния детей и развитие у детей уверенности в своих силах, в связи с этим снижение ситуативной тревожности.
В процессе игры создается особая доверительная атмосфера между ребенком и взрослым, благотворно влияющая на гармоничное развитие малыша.
8. Использование сенсомоторной среды «Фиолетовый лес» способствует развитию самостоятельности (ребенок действует здесь самостоятельно, c помощью сказочного пространства, необычных персонажей ребенок становится действующим лицом событий и сказочных приключений, он сам герой сказочного леса: играет, собирает, спасает, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности с взрослым.
Использование сенсомоторной среды «Фиолетовый лес» способствует успешному сенсорному и познавательному развитию (развитию мелкой моторики детей, представлений детей о цвете и форме, способности сопоставлять предметы и окружающую действительность (что растет в лесу, что или кто живет в лесу, озере и др.).
Дидактический материал можно дополнять самостоятельно, в зависимости от интереса детей, сезонности, потребности в изучении нового материала и т. д.
9. А теперь остановимся поподробнее на том, как можно использовать среду ФЛ в работе с детьми раннего возраста. С какими проблемами чаще всего сталкиваются педагоги групп раннего возраста? (адаптация, дневной сон, страхи у детей) Как с точки зрения педагогики эти проблемы можно решить? С помощью сказок можно помогать ребенку избавляться от страхов, проживать различные эмоции. Вот и в процессе адаптации к детскому саду сказки могут очень помочь. К сожалению сейчас родители мало читают детям. Многие совсем не читают, поэтому малыши приходят неприученными к слушанию. Это создает дополнительные проблемы, т. к. возникает необходимость еще и завладеть вниманием ребенка. Как это сделать? (театры всевозможные) в этом плане пространство ФЛ можно использовать как плоскостной театр. В чем преимущество? Главный плюс – это универсальность. С помощью одних и тех же персонажей можно проигрывать разные сюжеты в зависимости от тех проблем, которые есть, которые необходимо проработать. Для примера хочу рассказать вам сказку, которую можно использовать в ситуации, когда ребенок не хочет засыпать в сончас в детском саду.
«Сон ежонка».
Жили в ФЛ ежиха и ежонок. Ежонок был послушным, а потому никуда не убегал от мамы. Каждое утро он бежал по дорожке в детский сад. Там он играл с друзьями-зверятами, веселился, пел всем свою любимую песенку, а когда вечером он возвращался назад к маме ежихе, то всегда говорил им, что интересного произошло с ним сегодня в саду. Все нравилось Ежонку в детском саду, кроме одного – он не мог лечь в обед в саду спать: плакал, капризничал, долго не мог заснуть, даже пробовал скатываться с кроватки и пытался покатиться из садика домой. Но однажды его воспитательница - Лисичка, вовремя успела остановить его на пороге детского сада и принести его обратно в группу. Она положила Ежонка назад в удобную кроватку, укрыла его теплым одеялом и спросила.
- Почему ты, ежонок, не любишь спать в саду?
- Потому что это так грустно, лежать в кроватке с закрытыми глазами и ничего не видеть. Это так не интересно!
- А ты не просто лежи, а попробуй заснуть, чтобы увидеть интересные сны! - Ласково сказала Лисичка.
- Сны? Я не знаю, что такое сны. Они мне никогда не снятся.
- Ложись удобнее и я научу тебя видеть сны. - сказала Лисичка.
Тогда воспитательница Лисичка посоветовала Ежонку не просто лежать в кроватке с закрытыми глазками, а расслабиться, почувствовать какая теплая и удобная у него кроватка и попробовать помечтать о чем-то приятном.
Ежонок закрыл глазки и попытался сделать все так, как ему сказала Лисичка. И произошло чудо - он заснул и увидел хороший сон. Ему приснился веселый зайчик, который прыгал с ним, потом Волк играл с ним в игру «Догони меня» - и им было очень весело, потом Мишка танцевал с ним под радостную, веселую музыку. А еще Колобку приснилась его воспитательница Лисичка, в его сне она была такая же добрая и приветливая, как и наяву. Она играла с ним в прятки. А потом Колобок со всеми животными: зайчиком, волком, мишкой и воспитательницей Лисичкой взялись за ручки и по кругу заплясали веселый хоровод. Вот такой хороший сон увидел Колобок.
Когда он проснулся - у него был веселый и бодрый настрой. Он сразу рассказал воспитательнице и всем зверям в саду свой увлекательный сон.
С тех пор, Колобок с нетерпением ждал обеда в детском саду, чтобы увидеть новый интересный сон.
Сказки могут быть абсолютно на разные темы. Какие, например? Адаптация, позитивный настрой на посещение детского сада, страх расставания с мамой, приучение к самостоятельному хождению в туалет, самостоятельному приему пищи и т. д.
10. Как правило в начале учебного года в работе с малышами мы еще не используем специальные игровые персонажи, начинаем их постепенно вводить ближе к концу года. Но зато широко используем комплект «Мир диких животных», который состоит из силуэтов диких животных, насекомых, птиц (48 шт., крепление -липучка, цветных карточек с реалистичным изображением (48 шт., силуэтных карточек (48 шт.).
Играя, ребёнок познакомится с представителями животного мира, научится классифицировать, сравнивать, соотносить ковролиновый силуэт и изображение на карточке. Комплект подходит для использования для индивидуальной игры, так и для организации развивающих занятий, коллективных игровых ситуаций.
11. Как вы думаете, как еще можно использовать развивающую среду ФЛ? Для решения каких задач?
Ознакомление с окружающим миром. С помощью развивающей среды «Фиолетовый лес» и дополнений к нему легко и наглядно можно показать детям различные природные явления: смена сезонов, погодные условия, дать представление о диких и домашних животных и т. д.
Кроме того в виду многофункциональности всех игр В. В. Воскобовича во время занятий по ознакомлению с окружающим миром будет происходить и сенсорное развитие. Например:
Дети охотно играют в игры с персонажами, которых они уже хорошо знают. Поэтому пространство ФЛ можно использовать и для проведения любимых дидактических игр:
1. Что пропало?
В один чудесный летний денек лесные жители собрались на полянке, чтобы поиграть в прятки. Давайте поиграем вместе с ними.
2. Кто где спрятался.
3. Подбери по цвету.
4. Разложи по корзинкам (размер).
5. Соберем коробочки.
6. Собери пирамидку.
Формирование элементарных математических представлений. Что должны мы детям в раннем возрасте донести?
Количество. Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Учить различать количество предметов (один — много).
Величина. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом — маленький домик, большая матрешка — маленькая матрешка, большие мячи — маленькие мячи и т. д.).
Форма. Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар и пр.). Квадраты – форма и воображение. Круги – то же самое.
Ориентировка в пространстве. Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада).
Все это можно делать на пространстве ФЛ.
Положительный опыт использования сенсорной среды «Фиолетовый лес» В. В. Воскобовича в группах раннего возраста, и успешного познавательного и сенсорного развития детей, позволяет сделать вывод о том, что данная развивающая среда результативна и способствует всестороннему развитию детей 2-3 лет в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей, способствует более успешной адаптации ребенка к детскому саду, дает эмоциональный комфорт во время пребывая в группе, возможность погрузиться в сказку и быть ее героем, является вариативной, полифункциональной, безопасной и отвечает всем требованиям ФГОС ДО.