Оксана Синякова
Организация предметно-развивающей среды в группах раннего возраста по ФГОС и Сан ПиН
▼ Скачать + Заказать документы
Важной частью предметно-пространственной среды в помещении группы является книжный уголок. Этот тематический «центр книг» осуществляет роль в формировании у детей раннего возраста интерес к книге, желанию рассматривать и потребности к познанию нового.
Книги помогают детям знакомится с окружающим миром, лучшими произведениями детских писателей, способствуют формированию у них нравственных качеств, моральных ценностей и эстетического вкуса. Учитывая это, важно с ранних лет приучать ребенка к общению с книгой, воспитывать бережное к ней отношение. Оформленный с учетом современных требований книжный уголок в группе ДОО станет началом интересного путешествия воспитанников в мир сказочных историй, захватывающих рассказов и незатейливых стихов.
Публикация «Организация предметно-развивающей среды в группах раннего возраста по ФГОС и Сан ПиН» размещена в разделах
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2020
Восприятие художественной литературы и фольклора является одним из видов деятельности детей, через которую реализуются цели и задачи программы.
Цель: Стимулирование речевое развитие детей через знакомство с художественными произведениями.
Задачи:
- Формировать навыки слушания, умения обращаться с книгой;
- Формировать и расширять представление об окружающем;
- Формирование исполнительных навыков; развития творчества детей.
Согласно Санитарным нормам и правилам уголок располагается в самом светлом месте групповой комнаты, дополнительно оснащен светильником (для зимнего периода). Книжный уголок расположен в дали от шумных игр чтобы ничего не мешало общаться с книгой. Мебель отвечает требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам. Содержание уголка книги соответствует возрасту детей, отвечает их интересам и запросам. В уголке могут расположиться 2-3 ребенка, тем самым учим играть не мешая друг другу. На доступных для детей полочках которые соответствуют росту детей, расположены:
- книги 4-5 (одинаковые по содержанию, но разные по оформлению);
- 2-3 экземпляра одинаковых книг;
- 3-4 тематических книг, книг разных литературных жанров;
- нетрадиционные книги (книги- ширмы, книги- игрушки, книги-забавы, музыкальные книги, книги с разным тактильным материалом);
- наборы сюжетных картинок «Семья», «Я и другие», «Уроки доброты», «Права ребенка», «Времена года» и т. д. ;
- наборы предметных картинок «Транспорт», «Одежда», «Головные уборы» и т. д. ;
- тематические альбомы «Игрушки», «Животные», «Птицы» и т. д. ;
- постоянный персонаж - книжного уголка «Петушок Золотой Гребешок»;
- игрушки, с которыми разыгрывают диалог.
Подбираем игрушки, которые дети используют для игр-инсценировок, разыгрываем знакомые сказки, обыгрываем народные песенки, потешки. Игрушки безвредные для здоровья детей, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям, которые подвергаются влажной обработке (стирке) и дезинфекции. Мягконабивные и пенолатексный ворсовые игрушки используются только в качестве дидактических пособий. Дети с удовольствием рассматривают любимые книги, сравнивают иллюстрации одинаковых сказок по содержанию, но разных по художественному исполнению. Иллюстрации в книги побуждают детей действовать с игрушками, рассматривать их, строить им домики, дорожки, побуждают рассказывать о них, вести с ними диалог. Это помогает развивать внимание, наблюдательность. Происходит постоянное обновление книг, учитываем сезонность, тематику, интересы детей.
В уголке мы даё м детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: учим рассматривать книги, брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место.
В присутствии детей мы изготовили аптечку для книг, которую оснастили клеем; бумагой разного цвета, которую подбираем по цвету обложки книги т. д. Объяснили детям, что книги мы бережём, но иногда им тоже нужна «скорая помощь». Совместно с детьми «лечим» книги, которые в это нуждаются.
Любимые и знакомые сказки, потешки, прибаутки обыгрывают при помощи различных видов театра: пальчиковый, кукольный, настольный, театр на фланелеграфе. Театральный уголок, также доступен детям и находиться рядом с книжным уголком. Театрализованная игровая деятельность стимулирует эмоционально-речевое развитие и индивидуальные творческие способности детей.
При оформлении книжного уголка мы руководствовались принципами трансформируемости, которая определяет ФГОС ДО. И предполагает возможность изменение предметно-пространственной среды в группе в зависимости от образовательной ситуации или меняющихся интересов и возможности детей.
В ходе самостоятельной деятельности дети могут использовать некоторые предметы мебели в книжном уголке, переставлять ее, например : театральная ширма, фланелеграф - помогает детям инсценировать потешки, стихи, сказки.
Следуя принципу вариативности, предусматривающему наличие разнообразных материалов, обеспечивающих свободный выбор детей, а также периодическую сменяемость материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, познавательную и исследовательскую активность детей.
Принцип насыщенности соответствует развивающей предметно –пространственной среды и содержанию образовательной и возрастным особенностям детей. Книжный уголок в группе оформлен с учетом программных требованиям, возрастных, психологических, гендерных особенностях детей.
Одной из форм работы с родителями является краткосрочный проект "Книжка-самоделка». Целью, которого было стимулировать речевое развитие детей через знакомство с художественными произведениями; повышение педагогической грамотности родителей; вовлечение родителей в целенаправленный процесс развития речи ребенка.
И в заключение краткосрочного проекта мы предложили родителям вместе с детьми изготовить дома свою книжку-самоделку. Родители откликнулись на наше предложение и изготовили книжки-самоделки. В книжном уголке организовали выставку, где были представлены самодельные книжки-малышки, дети с удовольствием их рассматривали.
В нашей группе была проведена акция «Почитай мне мама сказку». Акция проводилась в течение недели. Вечером, родители, которые приходят за своими детками в детский сад, было предположено взять с собой любую понравившуюся книгу и вечером в семейном кругу прочитать ее. Книги, которые живут в детском саду, будут рады побывать в гостях у разных семей и вернуться обратно.
В результате проделанной работы, мы заметили, что дети стали проявлять больший интерес к книгам, часто рассматривают книги и картинки, рассказывают сказки по картинкам. Встреча с книгой доставляет им радость.
Оформление фронтальной стены в книжном уголке меняется согласно комплексно – тематическому планированию. Например, тема недели: «Фрукты». Используем : предметные картинки с изображением различных фруктов, сюжетные картин «Уборка урожая в саду»
В книжном уголке появляются предметные картинки с изображениями фруктов, овощей, муляжи, книги с загадками про фрукты, овощи, тематические сказки, рассказы, стихи, дидактические игры, маски.
Чтобы заинтересовать детей, и они могли лучше описывать и запомнить текст (небольшое количество слов, мы подбираем книги с яркими, красочными иллюстрациями.
Воспитывая любовь к художественному слову, используем различные методы и приемы, интеграцию образовательных областей и видов деятельности:
1) введение музыкального сопровождения, пение песенок;
2) пояснение, вопросы, диалоги;
3) подвижные и дидактические игры;
4) наблюдение;
5) игровая ситуация;
6) конструирование;
7) просмотр мультфильмов;
4) обыгрывание сюжетов, инсценирование.
Введение музыкального сопровождения и т. д. Смена приемов помогает разнообразить деятельность детей (они слушают, сопоставляют, рассматривают иллюстрации, выполняют игровые действия, сохраняют положительный эмоциональный настрой).
Особое внимание мы уделяем предварительной работе с детьми перед чтением произведения. Рассматриваем картинки с изображением героев, характеризуем их, подбираем определения : репка большая, сладкая, вкусная; теремок деревянный, большой, красивый и т. д.
После чтения книгу помещаем в книжный уголок, чтобы в свободное время дети могли еще раз рассмотреть ее, порадоваться любимым героям.
Большое внимание уделяем индивидуальной работе с детьми. Ведь интерес к книге у детей разный: одни переживают вместе с героями произведений, радуются их удачам, другие быстро забывают прочитанную сказку или стихотворение.
Наши усилия при создании предметно пространственной среды направлены на эмоциональное благополучие детей и психологическую комфортность.
Созданный в группе книжный уголок способствует развитию у детей самостоятельности, инициативности, игровой, познавательной, творческой активности. Материалы и оборудование книжного уголка нацелено на стимулирование ребенка к постоянному речевому общению, способствует развитию связной речи, обогащению словаря.