Ольга Арапова
Проект предметно-пространственной развивающей среды в первой группе раннего возраста
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №25 «Золотой ключик» города Дубны Московской области
Проект развития предметно-пространственной среды в 1 группе раннего возраста
Воспитатели:
Арапова О. В. (1 кв. кат.)
Дубна, 2020
Проект развития предметно-пространственной среды в 1 группе раннего возраста
Введение
Публикация «Проект предметно-пространственной развивающей среды в первой группе раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда –это не только набор тематических зон, самое главное –это «среда обитания» малыша, в которой он находится большую часть времени.
Социальный опыт и новые сведения об окружающем маленький ребенок получает от других людей, в первую очередь от взрослых (педагогов и родителей) в непосредственном общении с ними. Источником знаний, социального опыта и развития ребенка является так же среда пребывания ребенка. Поэтому очень важно, чтобы эта среда была именно развивающей.
Согласно п. 3.3.1. ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда (РППС) должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также –участков, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. РППС должна обладать многофункциональными качествами гибкого зонирования и оперативного изменения в зависимости от образовательной ситуации, а также обеспечивать возможность для различных видов активности детей, их самовыражения и эмоционального благополучия.
Для максимальной реализации образовательного потенциала РППС как элемента образовательной среды в рамках требований ФГОС ДО целесообразно классифицировать предметное содержание на функциональные группы, нацеленные на решение различных воспитательно-образовательных задач. Функциональный модуль –это группа компонентов материалов, оборудования и инвентаря по видам детской деятельности для организации пространства для решения воспитательно-образовательных задач общеобразовательной программы ДОУ. Предметное содержание функциональных модулей в соответствии с ФГОС ДО соответствует основным направлениям (образовательным областям). Принимая во внимание интегративные качества образовательных областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности.
Предметный мир раннего детства -это не только игрушки, но и вся окружающая ребенка среда, которая способствует физическому, социально-личностному, познавательному, художественно-эстетическому развитию детей. Главными задачами воспитания и обучения детей раннего возраста являются:
-сохранение здоровья ребёнка,
- полноценное физическое развитие,
-развитие речи,
-развитие игровой деятельности,
-сенсорное развитие,
-формирование основных психических процессов,
-развитие умственных познавательных и творческих способностей.
В нашей группе создана предметно-пространственная среда, но она не отвечает в полной мере требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Исходя из этого нами был разработан проект «Развитие предметно-развивающей среды в 1 группе раннего возраста».
Информационная справка проекта
Тип проекта: практико-ориентированный.
Участники проекта: администрация ДОО, воспитатели, родители.
Продолжительность: сентябрь 2019- ноябрь 2020
Обеспечение проекта: материально-техническое, учебно-методическое, информационное.
Нормативно-правовая база:
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от «17» октября 2013 г. № 1155)
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» (постановление Правительства РФ от 30.12.2015 г. № 1493)
Конвенция ООН «О правах ребенка»
Ожидаемые результаты реализации проекта:
1. Педагогами изучены новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников
2. Организована развивающая предметно-пространственная среда согласно требованиям ФГОС, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов
3. У педагогов сформированы понятия: развивающей предметно-пространственная среда, принципы, функции развивающей предметно-пространственной среды, а также практические навыки в построении в группах развивающей среды соответственно ФГОС
4. Родители содействуют созданию комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
Планируемый результат для педагогов:
• Повышение образовательного уровня и квалификации педагогов в вопросах инновационного подхода к созданию предметно-пространственной среды.
• Умение проектировать, представлять и защищать реализуемую модель организации предметно-пространственной среды группы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, задач основной общеобразовательной программы ДО, рабочей программы.
• Повышение эффективности педагогической деятельности по организации предметно-пространственной среды, выраженной образовательными (интеллектуальными, личностными, физическими качествами) и личностными достижениями детей каждой возрастной группы.
• Обобщение опыта работы по организации развивающих центров активности детей в предметно-пространственном окружении на принципах интеграции образовательных областей основной общеобразовательной программы ДО.
Планируемый результат для воспитанников:
• Активно развиваются, усваивая информацию об окружающем мире в ходе игр и других видов детской деятельности.
• Проходят через закономерные стадии развития
• Обеспечены социальным взаимодействием, направленным на эмоциональное и когнитивное развитие
• Неповторимо и индивидуально развиваются каждый в своем темпе
Планируемый результат для ДОУ:
• Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей
• Высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей и всего общества
• Охрана и укрепление физического и психического здоровья воспитанников
• Комфортное состояние воспитанников и педагогических работников
Актуальность
Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой ФГОС ДО были разработаны требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к развивающей предметно-пространственной среде.
Новизна заключается в создании условия для реализации образовательных возможностей детей и запросов родителей посредством проектирования образовательной среды. Практическая значимость заключается в построении развивающей предметно-пространственной среды групп раннего возраста ДОУ. Предлагаемая нами организация предметно-развивающей среды рассчитана на стимулирование всех видов деятельности в соответствии с ФГОС.
Гипотеза
Если в ДОУ создать предметно-пространственную среду, адекватную реализуемой программе, соответствующую особенностям педагогического процесса и ФГОС, то все это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры и развитию индивидуальности каждого ребенка.
Цель проекта:
Организация развивающей предметно-пространственной среды, способствующей гармоничному развитию детей раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Задачи проекта:
1. Изучить подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников
2. Организовать РППС, способствующую эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов.
3. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности детей (игровой, двигательной, познавательной, самостоятельной, творческой);
4. Содействовать сотрудничеству педагогов и родителей, законных представителей для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
Этапы реализации проекта
1 этап – организационный
Наименование мероприятия Исполнитель Сроки реализации
Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов; современных научных разработок в области развивающей среды, материала по истории и стилям дизайна Методист, педагоги Сентябрь 2019
Заседание воспитателей группы: обсуждение возможных компонентов среды будущего проекта, составление методических рекомендаций. Разработка алгоритма проектирования развивающей среды групп раннего возраста. Методист, педагоги Октябрь 2019
Мониторинг РППС (изучение особенностей групповых помещений, выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах) Методист, педагоги Ноябрь 2019
2 этап – основной
Наименование мероприятия Исполнитель Сроки реализации
Анкетирование педагогов и родителей: изучение отношения к данной проблеме. Методист, педагоги Ноябрь 2019
Консультация «Построение ППРС в соответствии с ФГОС ДО». Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Особенности организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах ДОУ» Методист, педагоги Ноябрь 2019
Практикум для родителей «Давайте поиграем!» Педагоги Декабрь 2019
Разработка методических рекомендаций «Организация РППС в группах раннего возраста» Педагоги Декабрь 2019
Круглый стол с родителями «Игрушки бывают разными». Педагоги Декабрь 2019
Разработка и презентация дизайн –проекта оформления групп раннего возраста Педагоги, родители Декабрь 2019
Создание развивающей среды в групповых комнатах в соответствии с требованиями пожарной безопасности, санитарно-гигиеническими нормами и ФГОС ДО Педагоги, родители Январь 2020- октябрь 2020
Мастер –класс для родителей «Игрушки своими руками» Педагоги Февраль 2020
3 этап – заключительный
Наименование мероприятия Исполнитель Сроки реализации
Представление результатов работы. Итоговая презентация «Построение ППРС в группе раннего возраста» Педагоги Ноябрь 2020
Итоги проекта.
На I этапе работы изучена нормативно-правовая база и методическая литература. Педагогами ДОУ проведен анализ РППС.
В результате анализа обозначился ряд проблем:
1. Подход к определению способов организации пространства –«куплено –красиво расставлено».
2. Жесткое зонирование пространства, статичность среды.
3. Стихийность (иногда однонаправленность) при отборе игровых и учебно-методических пособий, материалов.
4. Непродуманность и нерациональная организация среды не как целостного пространства.
5. Нарушение эстетической гармонии в оформлении, использование большого числа не сочетающихся эстетически предметов, аляповатого цветового решения, ярких негармоничных цветов.
Разработан алгоритм проектирования развивающей среды
Анализ и учет возрастных особенностей
Подбор учебно-методических пособий, игр, игрового материала
Проведение ревизии имеющегося оборудования
Определение пространств размещения, составление плана-схемы
Размещение мебели по плану
Изучение интересов и предпочтений детей
На II этапе работы разработали и реализовали совместно с родителями дизайн –проект «Развитие предметно-пространственной среды в группе раннего возраста». Приемная.
Помещение для приема детей должно быть удобным, уютным и информативным для детей и родителей. Шкафчики для одежды украшаются индивидуальными картинками для каждого ребенка. Расставляется достаточное количество лавочек для одевания и раздевания. На стенах размещаются стенды с необходимой информацией для родителей (дневное меню, распорядок дня, расписание занятий). Специальное место отводится для демонстрации детских работ (рисунков, лепки).
Групповая комната.
Планировка группы должна быть такой, чтобы каждый ребенок мог найти место, удобное для занятий, игры, отдыха. В групповом помещении организованы центры для:
-приема пищи и занятий с дидактическими играми и игрушками (столики со стульчиками);
-развития движений;
-сюжетных игр;
-игр со строительным материалом;
-игр с машинками;
-изобразительной деятельности;
-музыкальных занятий;
-чтения и рассматривания иллюстраций;
-экспериментирования и игр с песком и водой;
-уголок природы;
-место для игр с двигателями, строительным материалом;
-уголок отдыха (уголок уединения).
Центр приема пищи и занятий с дидактическими играми и игрушками (столики со стульчиками).
Центр сенсорного развития включает в себя:
-Дидактические игрушки: цилиндрики-вкладыши, рамки и вкладыши, пирамидки, игрушки, которые можно катать, толкать; разноцветные предметы различной формы для нанизывания; бизиборды; специальные приспособления, предназначенные для развития разнообразных движений кисти руки и пальцев (застежки-молнии, пуговицы и петли, крючки, шнуровки и др.); коробки с разными крышками и прорезями, копилки; пирамидки и стержни для нанизывания с цветными элементами разнообразных форм для индивидуальных занятий; большие напольные пирамиды для совместных игр со сверстниками; матрешки; наборы кубиков и объемных тел (цилиндры, бруски, шары, диски);
-Дидактические игры: «Лото», парные картинки, крупная пластиковая мозаика, наборы разрезных картинок на кубиках, картинки-трафареты, развивающие игры с плоскостными геометрическими формами. Дидактические игры и игрушки со шнуровками, молниями, пуговицами, кнопками, формирующие навыки самообслуживания и мелкую моторику.
Центр развития движений.
Потребность в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. В зоне двигательной активности расположено оборудование для проведения подвижных игр, утренней гимнастики, а также для самостоятельных игр детей. Для удовлетворения двигательной активности имеются мягкие легкие модули, разноцветные флажки, ленточки-султанчики, погремушки, легкие пластмассовые шарики для метания вдаль, мячи большие и маленькие, в том числе массажные, мешочки с песком для равновесия, кегли, обруч. Для развития двигательной активности детей (ползания, лазания, ходьбы, бега, прыжков): разборный домик; сухой бассейн, игрушки-качалки; модули, веревки, дорожки для ходьбы, задающие изменение направления движения; массажные дорожки и коврики с разным покрытием, мини-мат.
Центр сюжетных игр.
Кукольный уголок: центр для игровых действий, игры с куклами: стол, стулья, кровать с комплектом постельных принадлежностей. Набор кукол (30-50 см, с подвижными частями тела, изображающие мальчиков и девочек, узнаваемых по одежде и прическе; пупс, имитирующий ребенка-младенца (голыш); дидактическая кукла с полным набором верхней одежды и белья. Коляски для кукол. Атрибутика для создания интерьера: сервизы столовый и чайный соразмерный по величине кукол, вазочки, телефоны, часы, муляжи овощей, фруктов. Ванночка для купания кукол, тазик, полотенце, заместитель мыла (деревянный кубик, кирпичик, пеленки, веничек, щеточка, совок для уборки помещения, гладильная доска, утюжки; контейнер с сюжетно-ролевой игрой «Больница Доктора Айболита», животные с детенышами разного размера.
Уголок ряженья: стойка с одеждой на плечиках (изготовлена руками родителей). Наряды предусмотрены как для девочек, так и для мальчиков. Аксессуары сказочных героев, шапочки, элементы профессиональной одежды, воротнички, юбки, блузки, платья, фартучки, бусы, ленты, косынки, жилетки, шапки для мальчиков, сумки. Наборы «парикмахерская», «магазин», больница» размещены в специальных контейнерах и расположены так, чтобы дети могли самостоятельно подбирать игрушки, атрибуты, предметы-заместители для игр.
Игровое оборудование для сюжетно-ролевых игр:
-Парикмахерская для игры с куклами и игровых действий: зеркалом, расчески, щетки, игрушечные наборы для парикмахерской.
-Магазин: весы; баночки, бутылочки маленьких размеров из пластика, картона, таблички с наборами продуктов, овощей, фруктов для блюд: суп, борщ, каша, компот; наборы овощей, фруктов; муляжи -продукты (булочки, пирожки): сумочки, корзиночки из разных материалов (пластмассовые, плетеные, матерчатые, плоскостные из картона, клеенчатые и т. д.)
-Поликлиника: одежде с символом (медицина -красный крест, тематический набор.
-Гараж: различные машины, набор инструментов: гаечный ключ, молоточек, отвертки, насос, шланг.
Центр для игр с двигателями, строительным материалом соседствует с зоной сюжетных игр. Таким образом, ребенок, играя с сюжетными игрушками, может взять расположенные неподалеку кубики и построить домик и дорожку для кукол). Сюжетное конструирование Легкий модульный материал –мягкие объемные геометрические фигуры (модули) разных цветов и размеров. Напольный конструктор (крупный строительный материал). К нему для обыгрывания: крупные транспортные игрушки –автомобили грузовые, легковые, автобусы, паровозы, электровозы, самолеты, пароходы, лодки и т. д. ; сюжетные фигурки –наборы диких и домашних животных и их детеныши, птицы (зоопарк, птичий двор, рыбки, игрушечные насекомые, люди, сказочные персонажи и др.
Центр экспериментирования и игр с песком и водой
Дети учатся экспериментировать с различными предметами и природными материалами. Организуя игры с песком и водой, мы знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов и закрепляем элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развиваем мелкую моторику ребенка. Малыши любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их. Игры с водой вызывают положительные эмоции. Дети переливают воду из одной ёмкости в другую, пускают кораблики, окрашивают воду в разные цвета. Знакомятся с такими понятиями, как тёплый-холодный, сухой-мокрый, тонет-не тонет, пустой-полный и многое другое. Для игр и экспериментирования имеются: ведерки, лопатки, совочки, грабли, различные формочки, надувные, пластмассовые, резиновые, заводные игрушки, сачки, формочки для замораживания, емкости для наливания и переливания, лодочки, камешки (тонет, не тонет,плавающие и тонущие предметы (губки, дощечки, металлические предметы, предметы из резины, пластмассы); зеркальца, игрушки из разных материалов и разной плотности (из тканей, резиновые, деревянные, пластиковые,набивные игрушки из разных тканей, заполненные различными материалами (крупами, бумагой, лоскутками); пластические материалы (глина); материалы для пересыпания (пустые пластиковые бутылки, банки, фасоль, горох, макароны); трубочки для продувания; «Волшебный мешочек», наполняемый мелкими предметами и игрушками; магнитные игрушки.
Книжный уголок: 3-4 экземпляра одинаковых по содержанию книг (по программе, игрушки для обыгрывания иллюстрации, сюжетные картинки книжки с картинками (сборники потешек, стишков, прибауток, песен, сказок, рассказов); предметные и сюжетные картинки, наборы картинок для группировки (одежда, посуда, мебель, животные, транспорт, профессии, игрушки); разрезные картинки, наборы парных картинок; серии картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые ситуации); лото, домино; диски с записями детских потешек, сказок.
Театр (рядом с книжным уголком)
-театр игрушки,
-настольный плоскостной,
-театр на палочках,
-пальчиковый театр,
-звуковые книжки, открытки;
-маски (сшиты из фетра родителями, шапочки животных, элементы костюмов.
Центр музыкальных занятий: -аудиосредства (магнитофон, наборы дисков с записями музыкальных произведений, звуков природы, детских песен); музыкальные игрушки: волчки, шкатулка, не озвученные плоскостные игрушки –гитара, микрофон, звуковая дорожка, народные игрушки; музыкальные инструменты: колокольчики, бубны, металлофоны, барабанчик.
Уголок уединения.
Здесь малыш может отдохнуть, или, испытывая коммуникативные перегрузки, некоторое время побыть в одиночестве. Уют и тепло создает диванчик, на котором малыши могут играть самостоятельно или вместе с воспитателем. Это способствует поддержанию доверительных отношений между взрослым и детьми.
3 этап – показ презентации к проекту
Анализ результатов:
Пространство организовали по принципу небольших микропространств для того, чтобы избежать скученности детей и способствовать играм небольшими подгруппами по 2-4 человека. Развивающая среда создает благоприятные условия для развития: ребенок осваивает свойства и признаки предметов (цвет, форма, фактура, овладевает пространственными отношениями; постигает социальные отношения между людьми; узнает о человеке, животных и растительном мире, временах года и т. д. ; овладевает миром звуков, приобщается к музыкальной культуре; развивается физически; экспериментирует с цветом, формой, создает продукты собственного творчества; приобретает полезные социальные навыки и т. д. Иными словами, среда развития ребенка, обеспечивающая разные виды его активности (умственной, игровой, физической и др., становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка. При этом развиваются любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки (навыки общения). Происходит развитие личности.
Список литературы:
1. В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 1993
2. В. В. Давыдов, В. А. Петровский. Концепция дошкольного воспитания. – М., 1989
3. Закон Российской Федерации «Об образовании»
4. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено, утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003
5. Письмо Минобразования России от 17.05.1995г. №61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»
6. ФГОС ДО
7. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013 № 26