Ирина МАЛИНОВСКАЯ
Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация предметно-развивающей среды
для развития речи детей раннего возраста» - консультация для педагогов дошкольного образования 1 младших групп на методическом объединении.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Речь является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством регуляции собственного поведения человека.
Ранний возраст является наиболее важным сензитивным периодом в развитии речи. Недостатки в речевом развитии в раннем возрасте влекут за собой отставание в развитии ребёнка в целом. Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей, стимулировать ее развитие.
Учитывая важность этой проблемы, в нашем дошкольном учреждении состоялось методическое объединение воспитателей дошкольного образования 1 младших групп, для которого было подготовлено данное выступление из опыта работы.
Цель, задачи развития речи детей 1 младшей группы, содержание образовательного процесса определены в учебной программе дошкольного образования в образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения».
Цель: формирование у детей лексического, грамматического, фонетического уровней системы языка, понимания речи взрослого; диалогической речи как средства общения.
Задачи развития :
• приучать ребенка внимательно слушать, понимать указания взрослого и выполнять несложные поручения;
• обогащать пассивный словарь и формировать собственную речь ребенка;
• побуждать участвовать в диалоге со взрослым и детьми, пользоваться словами для выражения своих желаний, просьб, для налаживания контактов с окружающими;
• развивать навыки общения с помощью слова;
• развивать начала монологической речи.
Они реализуются в специально организованной и нерегламентированной деятельности (игровой, трудовой, бытовой или повседневной под руководством воспитателя). Решение задач достигается путем комплексного использования методов и приемов развития речи.
Наглядные методы (направлены на накопление содержания речи) :
• рассматривание иллюстраций, фотографий, мультфильмов
• рассматривание натуральных предметов, игрушек, картин
• наблюдения (экскурсии)
• описание предметов, картин, игрушек
• наблюдение за живыми объектами
• наблюдения в природе
• демонстрация объекта
• сюрпризный момент
Словесные (в сочетании с наглядными)
• чтение художественного слова
• загадывание загадок
• рассказывание сказки с показом иллюстраций, настольного театра
(других видов театра)
• чтение и рассказывание литературных произведений (потешек,
прибауток, сказок с использование наглядности)
• заучивание стихов, потешек и т. д.
• пересказ
Наиболее эффективным приемом в работе с детьми раннего возраста является использование малых форм фольклора, народных игр, игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности детей и взрослых.
Практические или игровые, направлены на применение речевых навыков в деятельности и их совершенствование. Могут быть и словесными и наглядными, повышают интерес к деятельности, речевую активность, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон образовательного процесса:
• игры с предметами
• дидактические игры и упражнения
• игры-драматизации
• инсценировки
• пластические этюды
• хороводные игры
• игры с правилами
• игры - сюрпризы
Дидактическая игра – универсальный способ закрепления знаний и умений.
Решение основной задачи, методы и приемы развития речи предполагают организацию целесообразной речевой предметно-развивающей среды. Это одно из условий полноценного познавательно-речевого развития детей 3-го года жизни.
Предметно-развивающая среда 1 младшей группы должна:
• Побуждать детей к активной речи;
• Удовлетворять потребность малыша в движении;
• Формировать положительный эмоциональный настрой;
• Отвечать эстетическим требованиям;
• Предполагать условное зонирование группового помещения;
• Быть динамичной и мобильной.
Речевая предметно-развивающая среда :
• Создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей в специально организованной и самостоятельной деятельности;
• Обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;
• Способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке.
Для развития речи детей 3-го года жизни в группах предусмотрены следующие зоны, стимулирующие речевую активность детей : книжный уголок, уголок речевого развития, музыкальный и театральный уголки, уголок сенсомоторного развития, игровой уголок.
Книжный уголок:
Включает художественную литературу, соответствующую учебной программе дошкольного образования, возрасту воспитанников (стихи, потешки, поговорки, приговорки). Репертуар постоянно меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
В уголке должны быть представлены следующие виды книг :
• книги со знакомым сказкам, потешками;
• книги с динамичными элементами (двигающиеся глазки, открывающиеся и закрывающиеся окошки и т. п.);
• книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа, книжки – четвертушки, книжки – малышки;
• книжки-панорамы (с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками);
• музыкальные или говорящие книги (с голосами животных, песенками сказочных героев и т. п.);
• книжки-раскладушки.
Уголок речевого развития включает :
• наборы предметных и сюжетных картинок для рассматривания детьми;
• картотека игр по звуковой культуре речи («Подбери и назови», «Подбери пару», «Большие и маленькие», «Чей домик?»);
• картотека игр для обогащения пассивного и активного словаря, формирования грамматического строя речи, связной речи;
• картотека упражнений артикуляционной гимнастики;
• картотека упражнений дыхательной гимнастики;
• картотека пальчиковых игр;
• картотека логоритмических игр;
• картотека тематических стихов, потешек, прибауток для заучивания
• картотека словесных дидактических игр;
• фонотека сказок, песенок, голосов животных, птиц, игровых движений под музыку);
• медиатека (презентации, стихи, мультфильмы).
Уголок сенсомоторного развития :
• вкладыши разной формы,
• сюжетно-дидактическое панно с пуговицами,
• разные виды мозаик,
• пирамидки,
• настольно-печатные игры;
• настенные панно
и напольные мягкие модули для развития мелкой моторики, изготовленные педагогами совместно с родителями.
Музыкальный уголок служит для развития фонематического слуха и чувства ритма.
Уголок включает:
• музыкальные инструменты (погремушки, молоточки и т. д.);
• шумовые инструменты, изготовленные своими руками
• звучащие игрушки (говорящие, поющие).
Театральный уголок
различные виды театра: театр на варежках, на цилиндрах, теневой театр, театр игрушки, пальчиковый, кукольный, настольный, театр кружек, маски для игр-драматизаций, куклы би-ба-бо, разнообразные фланелеграфы.
Игровой уголок включает:
• дидактические игры, направленные на речевое развитие ( например: «Кто и как разговаривает?», «Угадай чей хвост?» и др. ;
• игры для развития мелкой моторики (прищепки, массажные мячики, граненые карандаши и др.)
• игрушки-шнуровки разного вида («Шнурки», «Застегнём кукле пальто» и др.,
• крупный и мелкий строительный материал для строительно – конструктивных игр;
• игрушки, которые знакомят детей с окружающими предметами быта;
• кукольная мебель для комнаты и кухни;
• атрибуты для сюжетно–ролевых игр
«Магазин», «Больница», «Дом»,
«Семья», «Шоферы» (куклы, дикие и домашние животные, наборы кухонной и чайной посуды, наборы овощей и фруктов, машины, инструменты, кукольные коляски и т. д.)
Создавая предметно-развивающую среду по развитию речи, надо стараться сделать ее разнообразной, яркой, красочной, информативно богатой, что обеспечит содержательное общение педагога и ребенка. Периодическая сменяемость игрового и занимательного материала, появление новых игрушек, предметов, книг, пособий стимулирует речевую активность детей.
Успешная работа по развитию речи детей не возможна без тесного взаимодействия с семьей. В связи с этим в приёмной групп оформлена информация для родителей по проблеме развития речи детей 3-го года жизни,
папки «Как разговорить ребенка», «Развитие активной речи», «Как развить речь ребенка».