Наталья Хмелевская
«Доброта всегда нужна». Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе детского сада: «Доброта всегда нужна».
Цeль:
Создать условия для формирования у детей представления о доброте, как важном качестве человека. Развивать умение отличать плохое от хорошего; поощрять стремление детей совершать добрые поступки.
Задачи:
Воспитательные:
воспитывать чувство доброжелательности, сопереживания, отзывчивости, потребность в дружеских взаимоотношениях;
- воспитывать стремление совершать добрые дела, помогать окружающим сложных ситуациях.
Образовательные:
- формировать представление о том, что доброта есть проявление души;
- совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
- совершенствовать познавательную активность;
- обеспечить введение нового слова «милосердие» в речевой обиход детей.
Развивающие:
- стимулировать развитие мыслительных способностей детей;
- развивать умение наблюдать, развивать, сравнивать, анализировать;
- развивать мелкую моторику, двигательную активность, координацию движений;
- способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей.
Актуальность выбора НОД
обусловлена необходимостью формирования и развития нравственных качеств и дружеских взаимоотношений между детьми. В современном мире, стремящемся к роботизации и управлению с помощью искусственного интеллекта существует опасность – и заключается она в разрушении личности человека, когда материальные ценности преобладают над духовными и из нашей жизни исчезают такие социальные понятия, как доброта и милосердие, великодушие и справедливость, взаимопомощь и дружба. Что педагоги могут предпринять в данной ситуации? Как нам сберечь человека? Что в воспитании поставить на первое место? Как уделять внимание нравственным традициям? В последнее время отношение к нравственному воспитанию в России изменилось, идёт поиск духовного возрождения страны, т. к. государство нуждается в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое.
Методы:
Наглядные: демонстрация картинок, презентация
Словесные: беседа, творческие задания, чтение и обсуждение стихотворений, пословиц и поговорок о добре, справедливости, дружбе, помощи людям.
Формы: игровая, информационная (иллюстрация, интерактивная
Словарная работа: активизировать словарь, «доброта», «милосердие»
Предварительная работа:
беседы на нравственные темы, рассматривание иллюстраций с различными ситуациями, обыгрывание ситуаций, составление детьми рассказов из личного опыта, прослушивание песен и стихов о добре и дружбе, разучивание пословиц, чтение художественной литературы.
Ход занятия:
1. Вводная часть
Воспитатель: Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и весёлым давайте передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живёт в нашем сердце. Почувствуйте, как по вашим рукам – из ладошки в ладошку – переходит доброта. Улыбнёмся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения.
Предлагаю посмотреть м/ф «Доброта».
Проблемная ситуация: Дети не досматривают мультфильм о доброте.
Вос-ль: Ой, ребята посмотрите что с нашим монитором! Как вы думаете? (На мониторе интерактива рябь и сигнал тревоги)
Выслушиваю ответы детей. Пытаюсь исправить изображение. Ребята, что нам делать. Кто сможет нам помочь включить компьютер?
(ответы детей)
Воспитатель: Ребята, у нас в детском саду Ирина Григорьевна работает методистом, и она много работает на компьютере. Может она нам поможет.
Дети и воспитатель звонят методисту.
2. Основная часть
Вос-ль: - Дети, Ирина Григорьевна пришла к нам в гости, а как можно поздороваться с гостями:
Дети: Здравствуйте, Доброе утро, Приветствуем вас.
Вос-ль: Вы, нас извините, но у нас произошла проблема. Ирина Григорьевна, мы смотрели мультфильм и не досмотрели его, сегодня утром хотели досмотреть, а ноутбук не включается.
Ирина Григорьевна: Ребята, как вы думаете, почему компьютер может не включаться? (Ответы детей: если нет электричества, проникли опасные вирусы).
Вос-ль: Ребята, посмотрите у нас есть электричество? (ответы детей)
Вос-ль: Ребята, к нам в компьютер пробрался злой электронный человечек по имени Вирус.
Вос-ль: (На экране появляется злой вирус с озвучкой).
Вирус:
Ха- ха ваш компьютер под угрозой!
Я мастер маскировки,
Троянский вирус злой.
Могу файлы я стирать
И компьютер ваш сломать
И вам не победить меня
Нет антивируса у вас.
Ха- ха – ха.)
Да, такая беда случилась с нашим ноутбуком. Вирус заразил всех добрых человечков, которые управляют программами в компьютере. Без них наш компьютер не сможет работать, и мы так и не досмотрим наш мультфильм.
- Ребята, вы поможете мне восстановить файлы на компьютере? (ответы детей)
Вос-ль: А как мы можем помочь компьютеру? (ответы детей)
Вос-ль: Как, мы выяснили, что у нас в ноутбуке появился вирус. У человека вирус лечат с помощью таблеток. А от компьютерного вируса есть своя таблетка - диск - называется она «Антивирус».
Вос-ль: Ирина, Григорьевна, а вы не знаете, где нам взять Антивирус.
Ирина Григорьевна вручает диск.
Вос-ль вставляет диск в ноутбук на экране появляются 4 заражённых файла.
Вос-ль: Ребята, посмотрите антивирус нам показывает, что в ноутбуке 4заражённых файла. Если мы выполним предлагаемые задания, то компьютер будет спасен и мы сможем и мультики смотреть и играть на нем, как прежде. А задания мы с вами начнём по порядку.
Файл № 1 «Электронные человечки»
(дети садятся за столы)
Вос-ль: Посмотрите каких человечков поразил вирус (ответы детей)
1 Задание «Оживи Печальное дерево»
- Ребята, посмотрите, какое печальное дерево на мониторе. Посмотрите, это дерево погибает, опали все листочки, дерево засыхает. Но мы можем его оживить, если правильно заменим плохое слово добрым.
Воспитатель: Дети, берите все по одному листочку скорее, спасём дерево. Листочек повесит только тот, кто правильно заменит плохое слово добрым.
(Дети «берут» по одному листочку на мониторе и называя правильное слово «вешают» листочки на дерево на мониторе).
Работа детей на интерактивной доске.
(Воспитатель читает слова, дети отвечают, прикрепляют листочек к дереву)
1. Грустный – веселый
2. Злой – добрый
3. Грубый – ласковый
4. Жадный – щедрый
5. Несчастный – счастливый
6. Невежливый – вежливый
7. Трусливый – храбрый
8. Неряшливый – аккуратный
9. Плохой – хороший
10. Лживый - честный
11. Невнимательный - внимательный
12. Лентяй - трудолюбивый
13. Равнодушный - отзывчивый
14. Обидеть – защитить
15. Огорчить – обрадовать
16. Поругать – похвалить
Воспитатель: - Взгляните, сухое дерево от вашей заботы и доброты стало живым и счастливым. Запомните, добрый человек проявляет заботу и доброту не только к людям, но и к природе.
Дети выполняют задание, после этого на экране высвечивается зелёная полоска «Файл вылечен».
Файл № 2 «Память»
Вос-ль: У ноутбука, как и у любого человека есть память. Но вирус уничтожил её. Теперь наш ноутбук ничего не помнит, и не знает что нам показать. Если мы выполним следующее трудное задание, то память вернётся к ноутбуку. Готовы?
«Оцени поступок», это второе задание
Поможем распределить хорошие и плохие поступки. Если вы услышите о хорошем поступке – то громко хлопайте в ладоши. А когда услышите плохой, нехороший поступок – топайте ногами. Проводится игра:
1-Дети вышли гулять и увидели старенькую бабушку, помогли донести её сумку до дома;
2-Мальчик поймал кота и тянет его за хвост;
3-Девочка идёт мимо магазина и причитает: мама, купи, ну купи мне хоть что-нибудь;
4-Дети вышли гулять, взяли с собой крошки хлеба и покормили птиц.
Воспитатель: - Я согласна с вами дети. Сразу видно, что у вас доброе сердце! Добрый человек всё отдаст ради помощи другому человеку. А еще есть такое слово "Милосердие". Что оно может означать? (ответы детей). Да, ребята, это готовность всегда прийти на помощь в трудную минуту. Помогайте людям, животным и тогда всё то - хорошее, доброе, что вы сделали для других, обязательно вернётся к вам!
Воспитатель: - Молодцы дети, справились с заданием!
Как только дети выполняют задание, загорается следующая полоска: «Файл вылечен».
Вос-ль: -Ребята, вы такие молодцы. Мы с вами вылечили уже 2 файла. И нам предстоит вылечить ещё 2 файла. А перед тем как приступить, предлагаю вам немного отдохнуть.
Физкультминутка: «Я твой друг»
Станьте дети, Станьте в круг,
Я твой друг и ты мой друг (жесты)
Влево-вправо повернитесь (повороты влево-вправо)
И друг другу улыбнитесь! (улыбнуться)
Руки к солнцу протяните, (руки вверх)
Лучики к груди прижмите! (жесты)
С этим лучиком в груди
Ты ясней на мир смотри! (руки вперед)
Файл № 3 «Клавиатура»
Вос-ль: Важным элементом в ноутбуке является клавиатура. Вирус отключил все системы и кнопки на нашей клавиатуре не работают. Мы сейчас будем исправлять эту ситуацию.
3 Задание «Верни героев в свою сказку»
Дети находят пакет, достают из него сюжетные картинки сказок и вырезанные герои к сюжетам этих сказок.
Воспитатель : Смотрите здесь перепутаны все герои из сказок! Если сможете, отгадайте загадки и верните героев в свои сказки!
Одной из главных тем сказок есть тема добра и зла. Давайте отгадаем загадки, вернём героев сказок на свои места.
(Воспитатель читает загадки, дети называют сказку и возвращают в нее героя)
Деревянный мальчуган, он шумит как барабан,
Любимец взрослых и детей, всяких выдумщик затей,
Длинный нос покажет ловко, вместо носа не морковка!
Кто же это? (Буратино, сказка «Золотой ключик»).
Лечит маленьких детей, лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит добрый доктор. (Айболит).
В сказке серым уродился, все боятся – как огня!
Три зверушки разбежались, в домики спрятались от меня!
Грозно вдруг зубами щелк, злой, ужасный, серый… (Волк, сказка «Три поросёнка»)
Этих маленьких детей волк обидел - съел, злодей!
Лишь один в живых остался, волку в зубы не попался.
Маме все он рассказал, братьев всех он показал.
Кто серые они? Если знаешь, назови (Козлята, сказка «Волк и семеро козлят»)
Жил он в птичнике, боялся, что над ним индюк смеялся,
Ведь никто не знал, что он белым лебедем рожден. (Гадкий утенок)
Это девочка трудолюбива, очень добра и очень красива,
Вдруг на бал она попала, на ступеньке туфельку потеряла. (Золушка).
Воспитатель: - Молодцы! Вы были внимательными, добрыми к другим и поэтому справились с заданием
После выполнения загорается следующая полоска: «Файл вылечен».
Файл № 4 «Электрическая цепь»
Вос-ль:
Ни один электроприбор не работает без электричества. Вирус повредил нашу электрическую цепь и нам необходимо её восстановить. Если мы задание выполним правильно, то загорится «Зелёная лампочка».
Задание №4. «Четвертый лишний». На интерактиве четыре сказочных героя, кто лишний?
На слайдах:
1. Колобок, Винни Пух, Красная шапочка и злая колдунья. Ответ детей: лишняя злая колдунья.
2. Волк, Баба Яга, Кощей и Дюймовочка. Ответ детей: лишняя Дюймовочка.
3. Буратино, Кот в сапогах, Царевна лягушка и Карабас Барабас. Ответ детей: лишний Карабас Барабас.
4. Змей Горыныч, Людоед, Баба Яга, Золотая рыбка, Ответ детей: лишняя Золотая рыбка.
5. Иван Царевич, Василиса Прекрасная, Лесовичок и Соловей-разбойник. Ответ детей: лишний Соловей-разбойник.
6. Иванушка, Хитрая лиса, Золушка и Хаврошечка. Ответ детей: лишняя Лиса
После выполнения задания, загорается полоска: «Файл вылечен».
Вос-ль: Ребята, файлы вылечены. Теперь необходимо перезагрузить ноутбук, чтобы заработали все вылеченные файлы.
Вос-ль: Ребята, наш ноутбук перезагрузился и на экране написано: «Введите пароль». Нам нужно отгадать пароль.
На экране появляются буквы. Нам нужно найти слово, которое спряталось в буквах.
Дети находят слово «Доброта».
Вос-ль: вводим наш пароль: «Доброта». На экране появляется салют.
Вос-ль: Посмотрите, ребята, мы вылечили компьютер. Вы молодцы. Мы теперь сможем досмотреть наш мультфильм: «Доброта».
Просмотр мультфильма -O-
3. Заключительная часть. Рефлексия:
Вос-ль: Ребята, а что же случилось с нашим ноутбуком, почему мы не смогли сначала досмотреть наш мультфильм?
- Что у компьютера было повреждено?
- Какое задание было самым интересным для вас?
- Что помогло нам справиться с этим заданием?
- А как называется профессия человека, который может починить компьютер?
- Ребята, ваша смекалка, дружба, желание прийти на помощь позволили починить нам наш ноутбук. Большое спасибо. Вы все умеете различать добро и зло и совершать добрые поступки. Я горжусь вами. Я хочу, чтобы вы всегда заботились и помогали друг другу, не давали друг друга в обиду.
Воспитатель: Ребята доброту можно увидеть: увидеть в поступках, чувствах человека. Добро бывает разным. Одно добро можно увидеть и даже потрогать руками: это картины, скульптуры, книги, сокровища. Всё это можно увидеть в музеях, на выставках, а что-то в детском саду или у себя дома. Игрушки, ваши поделки, созданные своими руками – это тоже добро. Есть добро, которое мы можем услышать – это музыка, песни, танцы, звуки природы, задушевные стихи, добрые сказки, нежные слова. Но есть такое добро, которое каждый из нас и взрослый и ребёнок должен носить в себе: это доброе сердце, добрая душа, добрые слова.
Под музыку «Дорогою добра» воспитатель раздает детям сердечки на палочках.
Предполагаемый результат:
Дети закрепили свои знания о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека, у них появилось желание делать добрые дела, поступки во благо других людей.
В ходе игры, дети раскрыли сущность понятий «добро» и «доброта», «добрые поступки», «вежливость», «культура поведения».
У детей развивается познавательная активность, умеют делать логические выводы, хорошо развито воображение и внимание.
Умеют отличать хорошие и плохие поступки, оценивать их с позиции нравственных представлений.
Подбирают слова антонимы в игре.
Дети понимают, что все нуждаются в любви и доброжелательном отношении, охотно приходят на помощь другим людям.