МААМ-картинки

План работы по самообразованию «Развитие монологической речи у детей среднего дошкольного возраста с помощью мнемотехники»

Татьяна Лесных
План работы по самообразованию «Развитие монологической речи у детей среднего дошкольного возраста с помощью мнемотехники»
▼ Скачать + Заказать документы

Индивидуальный план работы по самообразованию на 2017– 2018 годы Тема: «Развитие монологической речи у детей среднего дошкольного возраста с помощью мнемотехники»

Актуальность темы:

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера и педагогической некомпетентностью родителей в вопросах речевого развития дошкольников. Вот почему так важно создавать условия для хорошо развитой связной речи детей, для общения, для выражения своих мыслей. Как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен, особенно западает развитие монологической связной речи. У детей среднего дошкольного возраста уже достаточный словарный запас, поэтому применение в педагогической практике наглядного метода-мнемотехники способствует формированию умения связно и последовательно излагать свои мысли, выражать их в ясной и отчетливой форме.

Публикация «План работы по самообразованию „Развитие монологической речи у детей среднего дошкольного возраста с помощью мнемотехники“» размещена в разделах

Учитывая важность проблемы по развитию монологической речи, я решила взять эту тему для собственного саморазвития и провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и педагогами детского сада.

Цель:

Повышение своего профессионального мастерства и компетентности родителей, в вопросе развития связной монологической речи у детей среднего дошкольного возраста по средствам мнемотехники.

Задачи:

Развитие связной монологической речи.

• Обогащение словарного запаса детей.

• Формирование умения составлять рассказы по лексическим темам с помощью схем описаний.

Развитие у детей умений с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки.

• Формирование умений отгадывать и загадывать загадки с помощью мнемотаблиц.

Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделение существенных признаков.

Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти (различные виды).

Предполагаемый результат :

умение владеть навыками выразительной речи;

умение последовательно высказывать свои мысли;

3. создание картотеки с мнемотаблицами по темам :

"Осень",

"Перелетные птицы",

"Любимые сказки",

"Красавица зима",

"Зимние забавы",

"Защитники отечества",

"Игрушки",

"О любимых мамах",

"Весна",

"Космос",

"Насекомые",

"Времена года".

Форма самообразования : индивидуальная.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой :

• анализ программно-методических материалов;

• определение и содержание методов, технологий эффективного использования мнемотехники для речевого развития дошкольников;

• создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии с помощью мнемотехники;

• выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию;

• приобщение родителей к совместной деятельности,направленной на развитие речи детей.

Отчет о проделанной работе :

• итоговая диагностика развития связной речи детей средней группы (Приложение 1;

наглядно-иллюстративный материал по темам :

"Осень",

"Перелетные птицы",

"Любимые сказки",

"Красавица зима",

"Зимние забавы",

"Защитники отечества",

"Игрушки",

"О любимых мамах",

"Весна",

"Космос",

"Насекомые",

"Времена года";

• консультация для родителей "Значение связной речи в жизни младшего дошкольника".

План работы

Тема. Формы работы с детьми. Формы работы с родителями.

Сентябрь

Изучение методической литературы, знакомство с теоретическими знаниями по данной теме. Проведение диагностики развития связной речи детей средней группы (Приложение 1).

Октябрь

Осень

Познакомить детей с мнемодорожкой, начать знакомство со значками моделями.

Провести беседы по теме "Осень" и "Перелетные птицы". Упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели.

Памятка для родителей «Как работать с мнемотаблицами».

Ноябрь

Любимые сказки

Формировать умение у детей передавать содержание знакомой сказки, используя мнемотаблицу.

Рассматривание книг с русскими народными сказками «Теремок», «Колобок». Рассказывание знакомых сказок по мнемосхемам.

Рассматривание иллюстраций к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Составление описательного рассказа с помощью мнемосхем.

Папка-передвижка «Использование мнемотехники дома».

Декабрь

Красавица зима

Формировать умение у детей описывать зимнюю одежду с помощью мнемотаблицы. Правильно называть предметы зимней одежды.

Познакомить детей с алгоритмом одевания (схематическая модель)

Описание одежды по мнемосхеме.

Заучивание стихотворения «Маша варежку надела» А. Саконская

(с использованием мнемотаблицы).

Заучивание стихотворения «Дед мороз прислал нам елку» В. Петрова (с использованием мнемодорожки).

Консультация для родителей «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования».

Январь

Зимние забавы

Формировать умение у детей составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы.

Отгадывание загадок о зиме.

Составление рассказа по серии картин «Зимняя прогулка»помощью мнемотаблиц)

Папка-передвижка «Использование мнемотаблиц в качестве дидактического материала по разделу «Ребенок и окружающий мир».

Февраль

Защитники отечества

Потренироваться в составлении описательного рассказа про папу или дедушку солдата при помощи воспитателя (мнемотаблица).

Художественная литература

Формировать умение детей рассказывать стихотворение, сказку по мнемотаблице.

Заучивание стихотворения «Купите лук» И. Токмакова помощью мнемотаблицы)

Рассказывание сказки «Петушок и бобовое зернышко»помощью мнемотаблицы)

Консультация для родителей «Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники».

-Папка-передвижка «Мнемотехника в разучивании стихов».

Март

Игрушки

Формировать умение составлять короткий описательный рассказ об игрушке с помощью мнемотаблицы;

Чтение стихотворений А. Барто (использование метода мнемотехника).

О любимых мамах

Повторение стихов к утреннику с использованием схем.

Заучивание стихотворения Подарок маме. Т. Волгина (использование мнемодорожки).

Консультация для родителей «Как относиться к речевым ошибкам детей».

-Папка-передвижка для родителей с образцами мнемотехники составленных по произведениям.

Апрель

Весна

Заучивание стихотворения наизусть «Одуванчик» Е. Серова (использование метода мнемотехники).

Заучивание стихотворения "Купите лук" И. Токмакова (использование метода мнемотехники).

Космос

Заучивание стихотворения «Космонавт» с помощью мнемотаблицы. Составление рассказа «Космос», составить вместе с детьми описательный рассказ.

Потренироваться самим детям в составлении простейшей мнемотаблицы.

-Консультация для родителей «Читаем сказку – рисуем сказку».

-Папка-передвижка «Использование мнемотехники в развитии речи».

Май

Насекомые

Составление мнемотаблицы насекомые

Игра «Наши знакомые насекомые».

Времена года

- Составить описательный рассказ о временах года, выделить различия между ними по предложенной воспитателем мнемотаблице.

- Предложить детям самим составить таблицу.

Дидактическая игра «Времена года» Чтение стихов о лете, полевых цветах.

Составление описательного рассказа по картине «Лето», с помощью мнемотаблицы.

Проведение итоговой диагностики развития связной речи детей средней группы (Приложение 1).

Формы представления результатов самообразования :

• итоговая диагностика развития связной речи детей средней группы (Приложение 1);

наглядно-иллюстративный материал по темам :

"Осень",

"Перелетные птицы",

"Любимые сказки",

"Красавица зима",

"Зимние забавы",

"Защитники отечества",

"Игрушки",

"О любимых мамах",

"Весна",

"Космос",

"Насекомые",

"Времена года";

• консультация для родителей "Значение связной речи в жизни младшего дошкольника".

Приложение 1

Диагностика развития связной речи детей средней группы.

Фамилия, имя ребёнка

1. Описание куклы 2. Описание мяча 3. Описание собаки

4. Рассказ из личного опыта 5. Пересказ сказки

Иванов

Петров

Сидоров

Диагностические методики.

1. Описание куклы

• Ребёнку предлагается кукла. Опиши куклу. Расскажи, какая она, что с ней можно делать, как с ней играют.

• Ребёнок самостоятельно описывает игрушку : Это кукла. Она красивая. Её зовут Катя. С Катей можно играть. Или: Это кукла. Её зовут Катя. У неё длинные волосы. У неё красное платье и красный бант. С куклой можно играть.

• Рассказывает по вопросам педагога.

• Называет отдельные слова, не связывая их в предложение.

2. Описание мяча

Расскажи про мяч: Какой он, для чего нужен, что с ним можно делать?

• Ребё нок описывает: Это мяч. Он круглый, красный, резиновый. Его можно бросать, ловить. Он нужен, чтобы играть.

Перечисляет признаки (красный, резиновый).

• Называет отдельные слова.

3. Описание собаки

Вот игрушечная собака. Придумай рассказ про неё.

• Ребёнок придумывает рассказ.

Перечисляет качества и действия.

• Называет 2-3 слова.

4. Рассказ из личного опыта

Ребё нку предлагается составить рассказ на любую из предложенных тем : "Как я играю", "Моя семья", "Мои друзья".

• Составляет рассказ самостоятельно.

• Рассказывает с помощью взрослого.

• Отвечает на вопросы взрослого односложно.

5. Пересказ сказки

Взрослый читает короткий текст рассказа или сказки и предлагает пересказать.

• Ребёнок пересказывает самостоятельно.

• Подсказывает с подсказыванием слов взрослым.

• Говорит отдельные слова.

Комментарий к проведению диагностики.

Оценка по всем заданиям даётся в количественном выражении (по баллам). Три балла ставится за правильный и точный ответ, данный ребёнком самостоятельно. Два балла получает ребёнок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого. Один балл ставится ребёнку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания.

В конце проверки производится подсчёт баллов. Если большинство ответов (свыше 2/3) получило оценку 3, это высокий уровень. Если больше половины ответов с оценкой 2, это средний уровень, а с оценкой 1 - уровень ниже среднего.

Уровни развития связной речи детей средней группы.

НИЗКИЙ - В общении ребёнок малоактивен, избегает объяснений, не владеет формами объяснительной речи. Затрудняется в построении развёрнутых предложений. В его речи отмечаются грамматические ошибки, речь невнятна. При пересказе затрудняется, требует помощи взрослого, нарушает последовательность событий. Описательные рассказы бедны по содержанию, фрагментарно передают особенности предметов.

СРЕДНИЙ - Ребёнок активен в разговорном общении, отвечает на вопросы. Требует помощи в объяснительной речи. Грамматические ошибки в речи не часты. При пересказе и составлении описательных рассказов требуется помощь. Ребёнок владеет простыми предложениями, в построении сложных затрудняется. Речь внятная, достаточно громкая, эмоциональная.

ВЫСОКИЙ - Ребёнок инициативен в разговоре, отвечает на все вопросы, задаёт встречные. Проявляет интерес и самостоятельность в использовании простых форм объяснительной речи. Пользуется средствами эмоциональной и речевой выразительности. Самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, с небольшой помощью взрослого составляет описательные и сюжетные рассказы.

Публикации по теме:

Опыт работы по самообразованию «Развитие речи с помощью дидактических игр» за 2016–2017 год Тема, над которой я работаю по самообразованию, называется «Развитие речи с помощью дидактических игр». Основной целью является создание.

План по самообразованию «Развитие активной речи детей раннего возраста посредством русского народного фольклора» Тема «Развитие активной речи детей раннего возраста посредством русского народного фольклора» Цель:повышение своего профессионального мастерства.

План по самообразованию «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности» на 2016–2017 учебный год Тема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» Актуальность:.

План по самообразованию «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности»План по самообразованию «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности» План по самообразованию Тема: «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности». Цель – выявить эффективность.

План по самообразованию воспитателя тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста». .

План по самообразованию «Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста» План по самообразованию на 2017 – 2018 учебный год воспитателя I квалификационной категории подготовительной логопедической группы Зубковой.

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики с помощью дидактических игр» Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение центр развития ребенка Детский сад №133 «Радуга» (МБДОУ ЦРР -»Детский.

План работы по самообразованию Тема: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста». Цель: Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми Задачи: - Расширять и активизировать словарный запас детей. - Развивать.

План работы по самообразованию «Проектная деятельность в развитии детей старшего дошкольного возраста» План работы по самообразованию на 2017-2018учебный год Тема: "Проектная деятельность в развитии детей старшего дошкольного возраста".

Создание системы работы по развитию речи с использованием мнемотехники у детей дошкольного возраста Цель проекта: Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми; формирование интереса и потребности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План работы по самообразованию «Развитие монологической речи у детей среднего дошкольного возраста с помощью мнемотехники»
Опубликовано: 7 ноября 2017 в 21:16
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План работы по самообразованию «Развитие монологической речи у детей среднего дошкольного возраста с помощью мнемотехники»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Лесных (УИ 788179) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД