МААМ-картинки

Использование сказки в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Любовь Цепко
Использование сказки в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы

Сказка вносит разнообразие в жизнь ребенка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя. Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью. Сказка – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.

Публикация «Использование сказки в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития» размещена в разделах

Для развития связной речи самая благодатная почва, имеющая большие развивающие и воспитательные возможности – сказка. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи. Все дети любят сказки. Из сказок они черпают свои первые представления об окружающем мире, пространстве и времени, о связи человека с природой и т. д. В современной педагогике принято традиционно подходить к изучению сказок : изучаем содержание сказки, обыгрываем, драматизируем. Возникли стереотипы: лиса всегда хитрая, волк – злой, глупый, заяц – трусливый. Нетрадиционный подход к работе со сказками – научить детей оригинально, непривычно, по–своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т. д.

Можно выделить 3 условия эффективности использования сказки как средства развития связной речи дошкольников :

1) ход каждою занятия должен быть тщательно продуман с точки зрения его цели и задач и обеспечен заранее подготовленными средствами (куклы-персонажи сказки, ее декорационное оформление, музыкальные инструменты для аккомпанирования рассказыванию, все необходимые принадлежности к играм и творческим заданиям и т. д.);

2) особую роль играет детально продуманная организация предметно-развивающей среды, а также способов взаимодействия взрослого с детьми и детей между собой;

3) велика значимость применения разнообразных способов активизации двигательной, эмоциональной и коммуникативно-речевой деятельности детей на занятиях (хороводные и пальчиковые игры по сказке, музицирование в процессе самостоятельного рассказывания, дидактические и творческие задания).

В современных психологических и методических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этими умениями и навыками нужно обучать специально.

Согласно программы «Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития» Л. Б. Баряевой, И. Г. Вечкановой, О. П. Гаврилушкиной, работая с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития по проблеме развития связной речи ставятся следующие задачи [4] :

учить рассказывать о собственных наблюдениях за погодой, объектами и явлениями природы, а также о собственной практической деятельности по этапам изготовления той или иной поделки или выполненного трудового действия («Как я наблюдал за птицами», «Как я делал белочку из шишечек» и т. п.).

составлять рассказы о сезонных изменениях природы, изображенных на сюжетной картине: умение выделить главное, установить причинно-следственные связи, сделать выводы.

понимать позу и движения, настроения персонажей, изображенных на сюжетной картине, уметь рассказать о последовательности действий персонажа в серии сюжетных картин.

учить составлять рассказы-описания любимых игрушек.

Использование сказки в развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития способствует :

развитию активности — от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в речевом действии;

развитию самостоятельности — от ориентации в средствах выразительности, проблемных ситуациях сказки, к поиску адекватных способов самовыражения в речи и движении;

развитию творчества — от подражания взрослому в действии, выразительном слове к совместному составлению словесных описаний;

развитию эмоциональности — от восприятия образов сказки к адекватному воплощению собственного опыта в действии, ритме и слове;

развитию произвольности — от переживания эмоциональных состояний сказочных героев, понимания образных выражений к оценке собственных устных сообщений и эмоциональных поступков;

развитию связной речи — от продолжения фраз взрослого к рассуждениям о сказочных образах.

В процессе развития связной речи сказка используется, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в свободной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

В непосредственной образовательной деятельности по пересказу сказки сочетается работа по формированию у детей навыков рассказывания с элементами творчества. При этом используются следующие приемы [17] :

придумывание и завершение сказки;

составление сказки на предложенную тему с опорой на иллюстративный материал;

коллективное сочинение сказки;

составление вопросов к сказкам умение в контексте задать вопрос, это является одним из показателей успешного развития дошкольников;

постановка проблемного вопроса к содержанию сказки (почему, зачем, каким образом, а если бы, всегда ли). Дети начинают искать свои варианты, то есть решать поставленную проблему;

объединение двух коротких рассказов или сказок в одну с новым сюжетом;

ведение вместо привычного главного героя продуманного нового персонажа. Это нужно для поддержания интереса к сказке, чтобы повернуть сюжет сказки в новое русло;

конструирование слов, словосочетаний и предложений (составить достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого – по словечку» : «Колобок» - «Колобок катится»«Колобок катится по дорожке»«Колобок катится по зеленой дорожке» и т. д.);

придумывание иных, новых названий известных сказок, не искажая идеи произведения;

усложнение восприятия давно знакомой сказки, создание элемента неожиданности, загадочности. Пример: из сказки извлекаются все глаголы или существительные, или части слов. Педагог предлагает детям игровую ситуацию: «Некоторые слова обиделись на нас и убежали из сказки. Давай попробуем и без них отгадать, какая это сказка.

придумывание дополнительных монологов героев известных сказок. «Что могла бы сказать муха, когда нашла денежку, купила самовар?»;

создание коллажей из сказок и составление по ним новых сказок.

Развитие у детей навыков построения связных развернутых высказываний, в свою очередь, включает [12] :

усвоение норм построения такого высказывания (тематическое единство, соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями-фрагментами рассказа, завершенность каждого фрагмента, его соответствие теме сообщения);

развитие навыков планирования развернутых высказываний, обучение детей выделению главных смысловых звеньев рассказа сообщения;

обучение лексико-грамматическому оформлению высказываний в соответствии с нормами родного языка.

При работе со сказкой учитывается этапность работы, которую предлагаются использовать М. М. Алексеева, Б. И. Яшина [1].

На первом этапе проводится предварительная работа, которая осуществляется до занятия. В этот период проводится чтение литературного произведения, проводятся дидактические игры по нему, книга выставляется в книжном уголке, с детьми рассматриваются иллюстрации, организуется просмотр мультфильма по сказке. На этом же этапе детям объясняются незнакомые слова.

Второй этап включает в себя непосредственную образовательную деятельность. На этом этапе еще раз знакомятся с литературным произведением, проводится беседа по знанию и пониманию текста (она подготавливает детей к восприятию, связывающая их опыт, текущие события с темой произведения, эмоционального состояния героев сказки, характер действующих лиц, их взаимоотношения, мотивы поступков, выделение основных моментов сказки, ее частей.

На третьем этапе организуется пересказ сказки, инсценировка сказки. Также возможны повторное чтение произведения (если оно короткое) и рассматривание иллюстраций, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы.

Л. П. Салова, организуя работу по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в свободной деятельности, предлагает использовать следующие приемы [35] :

1. Прием «Из сказки - задачка»

Цель: на основе знакомых сказок составлять интересные задачки, научить детей преобразовательному ремеслу, делая это не столько путем объяснения, сколько с помощью образца.

Пример. Сказка «Волк и семеро козлят»

Задачка. Если бы один козленок побежал за мамой, двое других за ним, а еще двое ушли без разрешения купаться, то, сколько козлят нашел бы волк в избушке?

2. Прием «Сказка продолжается»

Цель: путем изменения конца сказки, направить внимание ребенка в нужное педагогическое русло; развивать воображение ребенка, ломая установившиеся стереотипы. Ведь мы давно привыкли к давно известным и логически завершенным концам сказок.

Пример. Репку вытащили, а как ее делили - кто им мешал при этом, кто больше всего трудился для этого.

3. Прием «Изменение ситуации в знакомых сказках»

Цель: побуждать ребенка придумывать, учить детей самих менять ситуации в сказках.

Пример. Сказка «Гуси-лебеди» На пути девочки встречается волк.

4. Прием «Сказки по комическим рисункам»

Цель: развивать навыки быстрого и четкого рисования используя геометрические фигуры (квадратная сказка, треугольная, овальная, круглая и т. д.). Все персонажи нарисованы с помощью избранной формы. Используется для создания комиксов и т. д., в результате получается смешная сказка.

5. Прием «Сказки с новым концом»

Цель: учить детей придумывать свои варианты окончаний к знакомым, логически завершенным сказкам.

Пример. Традиционная концовка. «Три медведя»

Маша убежала от медведей. Возможные варианты. Маша помирилась с медведями.

Таким образом, дети постепенно овладевают доступными приемами творческого преобразования сюжета – рассказ по аналогии, пересказ с заменой персонажей или некоторых существенных деталей обстановки, с включением новых действующих лиц и т. д.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе работы со сказкой возможно также при использовании мнемотехники, что подтверждается исследованиями Н. Е. Дидюхиной [10].

В начале работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного с задержкой психического развития возраста оформляются цветные таблицы, так как у них остаются в памяти отдельные образы (ягодка – красная, лисичка – рыжая и т. д., позже можно усложнить или заменить другим обозначением сказочного героя в графическом виде. Далее схемы можно предлагать детям в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость образов.

Работа по мнемотаблицам состоит из 3 этапов [10] :

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2. Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки.

При работе с мнемотаблицами первоначально педагог выразительно читает текст (рассказ, сказку) и сообщает, что рассказ (сказку) ребенок будет позже рассказывать сам. Затем еще раз читает с опорой на мнемотаблицу (дорожку). Потом педагог задает вопросы по содержанию, помогая ребенку уяснить основную мысль, выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме. Далее педагог читает рассказ (сказку) с опорой на мнемотаблицу, привлекая ребенка к совместному рассказыванию. В последующем ребенок рассказывает рассказ (сказку) с опорой на мнемотаблицу самостоятельно или с помощью педагога.

Сначала дети боятся пересказывать, потому что им кажется, что они ничего не запоминают и не могут выразить свои мысли. Но со временем понимают – пересказывать по картинкам – это интересно, занятно и совсем не сложно. Постепенно этот вид деятельности превращается в игру, и никто уже не боится ошибиться.

Мнемотехника может использоваться в свободной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через дидактические игры, например, в дидактической игре «Исправь ошибку» дети учатся устанавливать правильную последовательность действия. Картинки перепутаны, необходимо разложить их в правильной последовательности и рассказать сказку; в дидактической игре «Найди ошибку!» детям предлагается найти ошибку в последовательности картинок; в дидактической игре «Кто потерялся?» детям нужно вспомнить сказку по представленным карточкам. Выяснить, кого из персонажей данной сказки нет; в дидактической игре «Кто лишний?» детям из всех предложенных карточек нужно убрать одну, объяснить, почему она лишняя и из какой сказки.

Е. В. Ковалева предлагает в процессе работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития [18] :

I этап — познавательно-эффективная ориентировка, направленная на осмысление сюжета сказки, выразительное интонирование и исполнение сказочного образа. Ведущий метод - словесная игра.

Цели: интонировать голоса героев сказки; использовать звукоподражательные слова, голоса животных для развития артикуляционного аппарата; знакомить детей с образными выражениями и смысловыми оттенками слов; обращать внимание детей на содержательную сторону слова; использовать игры, в которых ребенок продолжают высказывания взрослого.

II этап — словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций. Дети учатся управлять своими поведенческими реакциями с помощью словесных описаний тембра, динамики, выразительных движений и ритмического рисунка. Ведущий метод — словесное комментирование.

Цели: раскрыть замысел сказки, побуждать детей к высказываниям по содержанию; воспроизвести основные эпизоды и факты, выразить словом свое отношение, составлять совместно словесные описания; активизировать в речи детей образные выражения, сказочные повторы.

III этап — выражение замещающей потребности, способствующей приведению в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова. Ведущий метод — совместная импровизация, в которой взрослый предлагает разыграть отдельные эпизоды сказки, при этом главными героями становятся сами дети. Дети пробуют внести новые элементы в сказку, при этом сохранив сюжетную линию.

Таким образом, использование различных приемов работы со сказками, является эффективным средством в работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Связные высказывания детей становятся лаконичнее, точнее, усложняется конструкция предложений, в речи появляются союзы, указывающие на причинные, временные и другие связи, в их рассказах используют описания, сравнения, вводные слова.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баряева, Л. Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова, О. П. Гаврилушкина. – Санкт-Петербург : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010. – 180 с.

2. Денисова, Е. Е. Методы и приемы обучения дошкольников рассказыванию [Текст] / Е. Е. Денисова // Карельский научный журнал. – 2014. – № 4. – С. 54-57.

3. Дети с задержкой психического развития [Текст] / под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. – Москва : Просвещение, 2000. – 119 с.

4. Дидюхина, Н. Е. Развитие связной речи дошкольников при ознакомлении со сказкой с использованием мнемотехники [Электронный ресурс] / Н. Е. Дидюхина. Режим доступа: https://detstvogid.ru/razvitie-svyaznoy-rechi-doshkolnikov-pri-oznakomlenii-so-skazkoy-s-ispolzovaniem-mnemotehniki/.html (дата обращения 20.04.2016).

5. Иванова, О. Ю. Методы развития связной речи дошкольников посредством сказки [Текст] / О. Ю. Иванова // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. – 2015. – Т. 4. – № 4. – С. 33-34.

6. Карслиева, И. В. Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] / И. В. Карслиева, А. П. Зарин, С. Ю. Ильина // Специальное образование. – 2015. – № 3. – С. 92-99.

7. Мальцева, Е. В. Особенности нарушений речи у детей с задержкой психического развития [Текст] / Е. В. Мальцева // Дефектология. – 1990. – №6. – С. 66.

8. Нартова-Бочавер, С. К. Сочиняем сказки [Электронный ресурс] / С. К. Нартова-Бочавер. Режим доступа: https://psy.rin.ru/article/1523/Sochinjaem-skazki.html (дата обращения 13.04.2016).

Публикации по теме:

Формирование сюжетного рисования у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста (слайд 2) Нарушения в развитии детей с ЗПР, негативно сказываются на формирование всех видов детской деятельности, в том числе и изобразительной.

«Волшебный цветочек». Внеурочная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Образовательные задачи: Развить у детей умение сопоставлять предметы, выделять основные признаки предметов. Развивающая задача: Развивать.

Дидактические игры для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста Выполни команду Цель: Развивать внимание, умение выделять названные признаки. Воспитатель предлагает определенной группе детей выполнить.

Использование приемов ТРИЗ в развитии связной речи у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной.

Использование сказки в математическом развитии детей дошкольного возраста Использование сказки в математическом развитии детей дошкольного возраста. На современном этапе разработано множество разнообразных.

Использование сказок в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста В рамках выпускной квалификационной работы, мною проводилось исследование на тему: Использование сказок в развитии связной речи детей старшего.

Игры по социально-коммуникативному развитию, использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста Пожалуй, сегодня, в связи с введением ФГОС в дошкольное образование, каждому из нас необходимо четко понимать, что наших руках находится.

Особенности формирования навыка чтения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Одна из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости - задержка психического развития. Дети этой категории составляют около.

Особенности логопедической работы по коррекции связанной речи у дошкольников с задержкой психического развития Современный и перспективный аспект рассмотрения вопроса о структуре речевого дефекта у детей с ЗПР определяется тесной связью процессов.

Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством театрализованной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование сказки в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Опубликовано: 21 ноября 2017 в 12:05
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование сказки в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Цепко (УИ 526639) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД