Папки-передвижки

Семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»

Юлия Лунева
Семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать +Заказ

Слайд 1. Тема : Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников.

Слайд 2. Цель: Ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективного запоминания, сохранения и воспроизведение информации.

Публикация «Семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему „Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Современный мир насыщен современными технологиями. Дети живущие в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.

Слайд 3. Основные проблемные зоны в развитии речи :

-односложная,состоящая лишь из простых предложений речь;

-неспособность, грамматически правильно построить распространенное предложение;

-бедность речи;

-недостаточный словарный запас;

-употребление нелитературных слов и выражений;

-бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

- трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

- отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темпа речи;

- плохая дикция.

Слайд 4. Основные задачи работы по развитию речи в ДОУ являются :

-формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа;

-воспитание звуковой культуры речи;

-развитие словарного запаса детей;

- формирование ее грамматического строя;

-развитие связной речи.

Слайд 5. «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету».

К. Д Ушинский считал, что одним из факторов развития связной речи является –наглядность.

Слайд 6. Дошкольное детство – особый период в развитии личности. В этот период память по скорости развития опережает другие способности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Ребёнку надо помогать запоминать. Учить его контролировать правильность запоминания.

Слайд 7. В настоящее время создано множество методик рационального запоминания, однако по-прежнему суть их одна - вначале запоминается какой –либо опорный ряд (фон к которому подобраны ассоциации). Так что же такое мнемотехника?

Одним из ярких примеров мнемонических фраз или слов. Конечно, всем с детства хорошо известна фраза, задающая порядок цветов спектра: «Каждый охотник желает знать где сидит фазан» Начальные буквы слов в этом предложении дают названия цветов радуги.

Мнемоника (греч. — искусство запоминания,

мнемотехника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).

Слайд 8. Мнемотехника система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации.

Слайд 9. Мнемоническое запоминание состоит их четырех этапов:

-Кодирование в образы;

-Запоминание (соединение двух образов);

-Запоминание последовательности;(пересказ информации с опорой на символы)

-Закрепление в памяти.

Слайд 10. Мнемотехника помогает развивать : связную речь, воображение, зрительное и слуховое внимание, словарный запас, зрительную и слуховую память, ассоциативное мышление.

Слайд 11. Структура мнемотехники. Как любая работа мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и позже к мнемотаблицам.

Слайд 12. Мнемоквадрат-это отдельный схематический рисунок с определенной информацией: елка-зеленого цвета, персонаж- медведь можно спрятать в графическом изображении- большой круг коричневого цвета.

Слайд 13. Мнемодорожка - это таблица из 4 и более клеток, расположенных линейно.

Слайд 14. Мнемотаблица –это схема, в которой заложена определенная. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы- рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста, но рационально вводить ее в занятия с 4-5 лет, когда накоплен основной словарный запас.

Слайд 15. Для детей младшего и среднего возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как у детей остаются в памяти отдельные образы.

Слайд 16. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

Слайд 17. Мнемотаблицы могут использоваться :

-Для обогащения словарного запаса

- При обучении составлению рассказа.

- При пересказах художественной литературы.

-При отгадывании и загадывании загадок.

-При заучивании стихов.

Слайд 18. Работа по мнемотаблицам состоит из трех этапов:

1-Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2-Преобразование из абстрактных символов в образы.

3-Пересказ сказки или рассказа с опорой на символы (образы).

В младших группах с помощью воспитателя, а в старших – дети должны уметь самостоятельно.

Слайд 19. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом все стихотворение зарисовывается схематично. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

Давайте мы с вами попробуем составить мнемотаблицу на стихотворение «Зима».

Слайд 20. Графическая мнемосхема стихотворения, попробуем ее разобрать.

Слайд 21. 22. При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений и на воспроизведение в своей речи необходимых выражений.

Слайд 23. Мнемозагадки.

Слайд 24. Составление описательного рассказа. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Попробуем составить описательный рассказ о медведе.

Слайд 25. Мнемотаблицы отображают последовательность действий. Алгоритмы.

Слайд 26. При использовании в работе методов и приемов мнемотехники :

-расширяется круг знаний об окружающем мире;

-появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

-появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;

-словарный запас выходит на более высокий уровень;

-дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Слайд 27. Спасибо за внимание.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста» Уважаемые коллеги, современный образовательный процесс требует от педагогов ДОУ нового подхода к собственной деятельности, использование.

Игры по социально-коммуникативному развитию, использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста Пожалуй, сегодня, в связи с введением ФГОС в дошкольное образование, каждому из нас необходимо четко понимать, что наших руках находится.

Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа)Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа) 22 марта 2017 года для родителей средней группы было организовано родительское собрание в форме «практикума» на тему «Использование приёмов.

Презентация на тему «Использование устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» «Подлинную историю своего народа нельзя знать, не зная устного народного творчества» М. Горький Актуальность использования фольклора в ДОУ. Иногда.

Семинар-практикум для педагогов «Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей у детей»Семинар-практикум для педагогов «Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей у детей» СЛАЙД 1 (на экране тема: «Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей у детей») СЛАЙД 2 (на экране цитата: «Умение ребёнка позитивно.

Семинар-практикум для педагогов «Игры, развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста» Цель: познакомится с приёмами, направленными на развитие фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи».

Семинар-практикум для педагогов «Использование палочек Кюизенера в развитии математических способностей дошкольников» Цель семинара-практикума: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по математическому.

Семинар-практикум для родителей детей раннего дошкольного возраста «Роль родителей в воспитании и развитии ребёнка»Семинар-практикум для родителей детей раннего дошкольного возраста «Роль родителей в воспитании и развитии ребёнка» .

Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста». Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста». Подготовила:.

Семинар-практикум для родителей «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»Семинар-практикум для родителей «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста» Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 14 декабря 2017 в 00:23
+28Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Лунева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД