Юлия Лунева
Семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1. Тема : Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников.
Слайд 2. Цель: Ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективного запоминания, сохранения и воспроизведение информации.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему „Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Современный мир насыщен современными технологиями. Дети живущие в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.
Слайд 3. Основные проблемные зоны в развитии речи :
-односложная,состоящая лишь из простых предложений речь;
-неспособность, грамматически правильно построить распространенное предложение;
-бедность речи;
-недостаточный словарный запас;
-употребление нелитературных слов и выражений;
-бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
- трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
- отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темпа речи;
- плохая дикция.
Слайд 4. Основные задачи работы по развитию речи в ДОУ являются :
-формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа;
-воспитание звуковой культуры речи;
-развитие словарного запаса детей;
- формирование ее грамматического строя;
-развитие связной речи.
Слайд 5. «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету».
К. Д Ушинский считал, что одним из факторов развития связной речи является –наглядность.
Слайд 6. Дошкольное детство – особый период в развитии личности. В этот период память по скорости развития опережает другие способности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Ребёнку надо помогать запоминать. Учить его контролировать правильность запоминания.
Слайд 7. В настоящее время создано множество методик рационального запоминания, однако по-прежнему суть их одна - вначале запоминается какой –либо опорный ряд (фон к которому подобраны ассоциации). Так что же такое мнемотехника?
Одним из ярких примеров мнемонических фраз или слов. Конечно, всем с детства хорошо известна фраза, задающая порядок цветов спектра: «Каждый охотник желает знать где сидит фазан» Начальные буквы слов в этом предложении дают названия цветов радуги.
Мнемоника (греч. — искусство запоминания,
мнемотехника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).
Слайд 8. Мнемотехника система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации.
Слайд 9. Мнемоническое запоминание состоит их четырех этапов:
-Кодирование в образы;
-Запоминание (соединение двух образов);
-Запоминание последовательности;(пересказ информации с опорой на символы)
-Закрепление в памяти.
Слайд 10. Мнемотехника помогает развивать : связную речь, воображение, зрительное и слуховое внимание, словарный запас, зрительную и слуховую память, ассоциативное мышление.
Слайд 11. Структура мнемотехники. Как любая работа мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и позже к мнемотаблицам.
Слайд 12. Мнемоквадрат-это отдельный схематический рисунок с определенной информацией: елка-зеленого цвета, персонаж- медведь можно спрятать в графическом изображении- большой круг коричневого цвета.
Слайд 13. Мнемодорожка - это таблица из 4 и более клеток, расположенных линейно.
Слайд 14. Мнемотаблица –это схема, в которой заложена определенная. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы- рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста, но рационально вводить ее в занятия с 4-5 лет, когда накоплен основной словарный запас.
Слайд 15. Для детей младшего и среднего возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как у детей остаются в памяти отдельные образы.
Слайд 16. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.
Слайд 17. Мнемотаблицы могут использоваться :
-Для обогащения словарного запаса
- При обучении составлению рассказа.
- При пересказах художественной литературы.
-При отгадывании и загадывании загадок.
-При заучивании стихов.
Слайд 18. Работа по мнемотаблицам состоит из трех этапов:
1-Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2-Преобразование из абстрактных символов в образы.
3-Пересказ сказки или рассказа с опорой на символы (образы).
В младших группах с помощью воспитателя, а в старших – дети должны уметь самостоятельно.
Слайд 19. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом все стихотворение зарисовывается схематично. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
Давайте мы с вами попробуем составить мнемотаблицу на стихотворение «Зима».
Слайд 20. Графическая мнемосхема стихотворения, попробуем ее разобрать.
Слайд 21. 22. При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений и на воспроизведение в своей речи необходимых выражений.
Слайд 23. Мнемозагадки.
Слайд 24. Составление описательного рассказа. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Попробуем составить описательный рассказ о медведе.
Слайд 25. Мнемотаблицы отображают последовательность действий. Алгоритмы.
Слайд 26. При использовании в работе методов и приемов мнемотехники :
-расширяется круг знаний об окружающем мире;
-появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
-появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;
-словарный запас выходит на более высокий уровень;
-дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Слайд 27. Спасибо за внимание.