Наталья Сивкова
Формирование элементарных экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы
"Формирование элементарных экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в использованием технологии мнемотехника"
Экологическое воспитание, как никогда, является одной из проблем современности. Это воспитание бережного отношения к природе, осознание важности её охраны, формирование экокультуры, ответственного отношения к людям и потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни.
Публикация «Формирование элементарных экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием мнемотехники» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
А так как 2017 год - год экологии, то этот вопрос стоит в проблеме воспитания наиболее остро.
Основой экологической культуры должны быть заложены нами, дошкольными работниками, уже с раннего дошкольного возраста. Наблюдая у детей потребительское отношение к природе мы должны задуматься сумеем ли мы защитить окружающую нас природу.
Важно дать детям представление о самых простых правилах поведения в природе, способствовать формированию у них здоровых привычек, воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Через всю жизнь бережно проносят люди любовь к природе, к своему краю, к отчему дому, к своим близким, а любовь к природе и любовь к Родине - неразрывны. Любовь к Родине призывает людей беречь природу, охранять и приумножать её богатства.
Разные люди видят природу по - разному. И мы, дошкольные работники, просто обязаны научить детей видеть чарующую красоту природы, любоваться её волшебными красками, нежными оттенками. С раннего детства воспитывать в детях умение видеть в окружающей их природу вечную красоту жизни. Через познание живого происходит одухотворение бытия, эстетическое восприятие природы, формируется этика взаимодействия человека с миром. Для этого мы, педагоги, используем беседы, в ряде случаев детям предлагаются различные ситуации, литературные произведения, используются иллюстрированные наглядные материалы. Беседуя с детьми, важно побуждать их думать и говорить. В коррекционном дошкольном заведении, где я работаю, этот вопрос стоит наиболее актуально.
Задавая ребятам вопросы, обязательно нужно дать им возможность высказаться. Однако, нужно заметить, так как дети приходят в наше коррекционное дошкольное образовательное учреждение, в основном, в старшую и подготовительную группу, то не по всем вопросам экологического восприятия у ребят есть хоть какие-нибудь знания.
И здесь передо мной, воспитателем коррекционного дошкольного учебного заведения, встаёт непростая задача, как детям донести важную информацию в достаточно короткий промежуток времени (1-2 года).
Для меня наиболее важно организовать свою работу в плане экологического воспитания старших дошкольников, чередуя разнообразные методические приёмы с художественным словом, сделать занятия запоминающимися для детей. И здесь, на мой взгляд, очень важно использовать приём мнемотехники.
Мнемотехника - искусство запоминания. Этот метод прост тем, что никакой значительной предварительной работы он не требует. Педагогу важно знать, что используя этот метод, нельзя ограничиваться проведением одного занятия. В использовании данной техники крайне необходимы системность и постоянство.
С помощью приёма мнемотехники дети заучивают текст и запоминают последовательность его использования. Это помогает формировать у дошкольников элементарные представления о жизни растений и их взаимодействии в природе, исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения растений и их зависимость от времени года, развивать воображение, творчество и познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать. А главное - развивать память, образное мышление, логику, смекалку, умение связно мыслить, составлять рассказ.
Начинать занятия с детьми мнемотехникой нужно с заучивания небольших стихов и загадок. Для этого важно правильно составить мнемотаблицу. Начинать составлять таблицу нужно с трёх-четырёх клеток, чтобы она была проста и понятна детям. Мнемотаблица - это схема, в которую можно заложить различную информацию. Работать с мнемотаблицей нужно в определё нной последовательности:
1. Взять небольшой текст
2. Сделать таблицу из трёх-четырёх клеток, и подумать, что в ней можно изобразить (буквы, цифры, символы, фигурки)
3. Всю эту информацию внести в таблицу
4. В начале, с помощью воспитателя, помочь ребёнку осуществить пересказ. Если ребёнок затрудняется в пересказе, нужно изменить информацию в таблице, сделать её доступной и понятной для ребёнка.
5. А затем несколько раз вместе с ребёнком повторить содержание мнемотаблицы.
6. Дать возможность ребёнку самостоятельно повторить содержание мномотаблицы
7. Убрать мнемотаблицу и предложить повторить текст без неё.
Таким образом, мы постепенно научим ребёнка работать с мнемотаблицей, и в последствии ребёнок сам научится составлять такую мнемотаблицу и использовать её для развития своих экологических представлений.