Надежда Корнева
Использование ИКТ в формировании грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Формирование речи детей в дошкольные годы - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с развитием всех сторон его личности. Своевременное формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста является важнейшим условием для полноценного речевого и общего психического развитии. Практический опыт показывает, в старшем дошкольном возрасте небольшое число детей справляются с этой задачей. Эти умения формируются медленно.
Публикация «Использование ИКТ в формировании грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
Внедрение эффективных методов и современных средств обучения детей в ДОУ может разрешить эту проблему. Одним из перспективных таких средств является использования ИКТ.
Задачи:
• Освоить и определить место ИКТ, как инновацию в коррекционно – развивающей работе;
• Определить содержание диагностической работы с использованием ИКТ;
• Определить содержание развивающей работы с использованием ИКТ в формировании грамматического строя речи у детей с ОВЗ;
• Определить эффективность ИКТ и апробировать в диагностике и коррекции с детьми ОНР.
Цель: провести коррекцию обучающихся с ОВЗ в рамках использования ИКТ в процессе формирования грамматического строя речи.
Ход реализации:
Инновационная направленность: информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для развития методов и организационных форм обучения и воспитания детей. Сегодня ИКТ можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребёнка.
Практическая значимость: соединение информационных компьютерных технологий и инновационных педагогических методик позволяет организовать НОД по речевому развитию привлекательной и по-настоящему современной, что способно повысить эффективность и качество образования дошкольников, позволит значительно сэкономить рабочее время педагога.
Актуальность и практическая значимость исследования обозначенной проблемы определили цель педагогического опыта: формирование грамматических навыков системой информационно-коммуникативных средств обучения, обеспечит равные стартовые возможности дошкольников для последующего обучения в начальной школе.
Ожидаемые результаты: повышение качества образовательного процесса; формирование эмоционально-мотивационного и исполнительского звена речевой деятельности детей.
Для реализации поставленной цели и достижения ожидаемых результатов спроектированы следующие задачи, которые необходимо рассматривать в трех направлениях (морфология, синтаксис, словообразование) :
помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам, используя ИКТ;
в увлекательной форме, сочетая дидактические традиционные средства и ИКТ учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте (овладение синтаксической стороной);
посредством компьютерных презентаций знакомить детей с некоторыми нормами образования форм слов – словообразования;
средствами ИКТ формировать положительную мотивацию к образовательному процессу;
воспитывать критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь;
в занимательной форме развивать психическую базу речи (восприятие, внимание, память, мыслительные процессы).
Главная идея опыта – гармоничное сочетание современных технологий с традиционными средствами обучения на занятиях для развития грамматического строя речи у старших дошкольников.
Для формирования грамматического строя речи у дошкольников использую :
Тексты цепной организации с использованием мультимедийных дидактических пособий;
Игровые упражнения: такие как, «Волшебная палочка», которая умеет увеличивать предметы в количестве – много варежек, много апельсинов. С помощью «волшебной палочки всё может и исчезать: нет варежек, апельсинов, берёзок.
Творческие задания с целью активизации познавательной и речевой активности, которые требуют от детей самостоятельности, активной речевой деятельности: подбирая имена существительные к слову мой, ребенок называет слово фонарик. Средством самоконтроля является составление словосочетания: моя ботинки. Грамотно это сказано?»
Наглядное моделирование (схемы, пиктограммы, символы) Рисунок подсказывает направление мысли, а необходимые для словообразовательного акта средства ребенок подыскивает и применяет самостоятельно. Игра «Семья». Ребё нку предлагается задание: выбрать карточку и, опираясь на пиктограммы, которые показывает педагог, образовать нужное слово.
-Согласование существительного и числительного.
-Согласование в роде, числе и падеже.
-Образование сложных слов.
Компьютерные презентации в сочетании с дидактическими средства для обучения изменению слов по родам, числам, падежам.
Компьютерная презентация дает возможность ребенку в занимательной форме выполнить задание - найти нужную, с его точки зрения, форму.
Работа над синтаксисом включает построение различных типов предложений. В игре «Чей? Чья? Чьи?» дети знакомятся с различными падежными конструкциями, на основе словосочетаний предлагается детям самим придумать предложения.
Грамматика - материал сложный. Здесь очень важно придерживаться правила: учиться надо весело, чтоб хорошо учиться. Достижение желаемого образовательного эффекта в более короткие сроки происходит на медиазанятиях. Организация НОД с ИКТ побуждает детей к речевой деятельности, стимулирует речевую активность, создает интерес к занятию с первых минут и удерживает этот интерес на всём его протяжении. В процессе НОД с ИКТ речь является средством мыслительных действий, и в то же время становится самостоятельной творческой деятельностью ребенка.
В работе с детьми по формированию грамматического строя речи самостоятельно разрабатываю, а также заимствованные из интернет-ресурсов мультимедийные презентации, которые несут обучающий и развивающий характер.
Представленные развивающие упражнения по теме «Дикие животные» (https://viki.rdf.ru)
- д/и «Умные братишки – Крош и книжки»
- д/и «Что не знает о себе пингвинёнок Тото?»
- д/и «Кого зовёт мама?» -формировать умение изменять слова по падежам, усвоение категорий родительного падежа,
- д/и «Заколдованные картинки» - формирование навыков словообразования приставочным способом, усвоение категорий родительного падежа,
- д/и «Прятки» - формирование навыков образования притяжательных прилагательных.
Данные упражнения с грамматическим содержанием эффективно использую в процессе НОД :
• как часть НОД по развитию речи;
• по ознакомлению с природой;
• по ознакомлению с окружающим миром.
Эти медиаигры успешно используем в образовательной деятельности с детьми в ходе режимных моментов.
Использование цифровых образовательных ресурсов в работе с дошкольниками по формированию грамматического строя речи позволяет :
Создавать положительный эмоциональный фон при работе со сложными для детей лексико-грамматическими категориями.
Стимулировать высокую умственную и речевую нагрузку, что позволяет добиться значительного обучающего эффекта.
Сочетать различные речевые обороты и грамматические формы с мультипликацией, обогащая словарь детей.
Разнообразить дидактический материал (яркий, динамичный).
Проводить работу систематически в непосредственно образовательной деятельности и в режимных моментах, индивидуально и в подгруппах.
Развивать и совершенствовать креативные качества педагога, рост уровня его профессиональной компетентности.
Об эффективности говорят следующие позитивные факторы:
• у воспитанников повысилась мотивация к учебной деятельности на занятии за счет привлекательности мультимедийных эффектов: движения, звук, мультипликация;
• сформированность у детей стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
• полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения;
• осуществляется более тесное взаимодействие с родителями, теперь многие из них используют диск с презентациями для занятий с детьми дома.
Это помогает закрепить знания, полученные детьми на занятиях.
Безусловно, информационно-коммуникационные средства обучения повышают эффективность работы педагога по формированию грамматических навыков, стимулируя эмоционально-мотивационное звено речевой деятельности дошкольников.
Вывод:
Неоспоримым преимуществом информационно – коммуникационных технологий является
1) формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
2) повышение самооценки ребенка (если поощрение ребенка за выполненное задание исходит от компьютерных героев или в виде звуковых эффектов).
Безусловно, информационно-коммуникативные средства обучения повышают эффективность работы педагога по формированию грамматических навыков, стимулируя эмоционально-мотивационное звено речевой деятельности дошкольников. При условии систематического использования в образовательном процессе мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами и приемами обучения, обогащаются интеллектуальные впечатления и интересы детей, значительно повышается их речевая активность.
Следовательно, использование ИКТ в системе речевого развития даёт положительный результат, что подтверждается данными диагностики.