Солдатенкова Ольга
Конспект занятия «Всемирный день пирога» в старшей группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект
в старшей группе детского сада
Тема: «Всемирный день пирога"
Подготовили и провели воспитатели:
Рысаева Ирина Ивановна
Солдатенкова Ольга Ивановна
Петраускас Кристина Алексеевна
Санкт-Петербург
2025
Тема: «Всемирный день пирога»
Цель: расширить представления детей о процессе приготовления пирога. Задачи: - Продолжить знакомить детей с тестом, как пищевым продуктом; - Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику; - Обогащать знания детей о русских народных обычаях и традициях; - Воспитывать любознательность, уважительное бережное отношение к хлебу. Обогащать словарь детей выражением «хлебосольство». Воспитывать желание познавать культуру своего народа через сказки, поговорки, пословицы, русские народные песни.
Темочки:
- День пирога
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пирог, пирожки
- Пирог, пирожки. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность: Всемирный день пирога, несмотря на свой международный статус, носит неофициальный характер и отмечается ежегодно, 23 января. С давних времён люди устраивали пиры по случаю торжества. И к этому дню пекли особый праздничный хлеб, который называли «пирог» (от древнерусского слова «пир»). На Руси пирог – символ домовитости. Немногие сейчас знают - из какого теста пироги делают, что пироги различаются не только начинкой, (начинка для пирога невероятно многообразна: для сладких пирогов могут использоваться ягоды, фрукты, варенье и джемы, шоколад и даже ряд овощей, помимо сладких существуют ещё и так называемые сытные пироги, разнообразие начинки которых нисколько не меньше: овощи, мясо, рыба, птица, яйца, сыр отдельно и в разных сочетаниях дарят исключительно неповторимый вкус, но и внешнем видом (пироги бывают открытые, закрытые, полуоткрытые, что тесто для пирогов может быть дрожжевым, бисквитным или слоеным. К сожалению, в последнее время снижается интерес к народным традициям и культуре, в том числе и к русской кухне, так много внимания уделяется фаст- фуду, забываются традиции печь пироги дома, так как мамы, в силу своей занятости, практически перестают печь пироги, проще купить в магазине. Это и побудило нас привлечь детей и родителей к данному проекту, предполагая, что он поможет познакомить их с традициями русской выпечки, вернет «почет» и «уважение» русским пирогам. Пироги готовят и едят по всему миру, они с разнообразными начинками, различной формы, имеют разное название, но их объединяет то, что готовят их не только для себя, но и для гостей, приглашают, оказывают «гостеприимство». И мы с ребятами в этот день решили приготовить праздничный пирог!
Ожидаемые результаты.
Если проект будет реализован, то будут достигнуты следующие результаты:
• дети познакомятся с разными видами русских пирогов;
• у детей расширится представление о процессе выращивания, хранения и производства муки;
• у детей появится практический опыт по замешиванию теста и выпечке булочек;
• дети будут бережнее относиться к хлебобулочным изделиям.
• подключить в процесс родителей, сделать небольшую выставку книг с рецептами русской выпечки и создать свою собственную книгу рецептов.
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие, интеграция «Познавательное развитие», «Речевое развитие» Опытно-экспериментальная деятельность "Как растёт дрожжевое тесто?"
Предварительная работа: Мы свой пирог делали из дрожжевого теста. Сначала мы с ребятами вспомнили, из чего готовят пироги, какой путь проходит зернышко пшеницы, чтобы стать хлебом на нашем столе. Вспомнили сказку «Колобок», побеседовали на тему: «Откуда берется хлеб». Сходили в музей детского сада: «Русская изба»- рассмотрели предметы быта, раньше главной в доме была печь. Русская печь отапливала жилье, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, сушили продукты и одежду, в ней даже мылись! Русская печь – это и посуда особой формы: горшки да чугуны. Посуду такой формы удобнее доставать ухватом или рогачом. Приготовленные в русской печи кушанья отличались особым вкусом и ароматом.
А какие угощения дарит нам печь? Каша, щи, пироги самые румяные! «Щи да каша – пища наша»
Загадки:
Не бык, а бодает, не ест, а хватает? (ухват,
Конь черен – в огне проверен? (кочерга) В небо дыра, в землю дыра, посередь огонь да вода? (самовар)
«Самовар шумит, подходить велит. Бублики, баранки, как на самобранке. А вот конфетки - Налетай, не ленись, взрослые и детки».
Когда праздник заканчивался, хозяева культурно распахивали двери настежь, пели отходную песню, выдавали на прощание пряник – разгоняй. Хороший обычай, вежливый, в старину гость был свят и неприкосновенен, обидеть гостя считалось за верх неприличия, это своеобразная культура.
Словарная работа: активизировать в речи детей слова «пекарь» «пекарня», «начинка», «хлебосольный», «хлебосольство».
Чтение художественной литературы:
• рассказа М. Пришвина "Лисичкин хлеб",
• А. Мусатова "Как хлеб на стол пришёл?",
• С. Шуртакова "Зерно упало в землю",
• Я. Аким "Хлеб".
Методические приёмы: - словесный: рассказы, беседа с детьми, чтение поговорок, пословиц, загадок, стихов; - наглядный – рассматривание атрибутов русского быта, русских народных костюмов; - практический– изготовление пирогов; - игровой – инсценировка сказки.
Материалы, инструменты, оборудование:
Мука, дрожжи, сахар, соль, масло, яйца, молоко; Скалки, ложка, чашка для теста, клеенка, кисточка, листики для выпекания.
Ход занятия:
Ребята, занятие наше сегодня посвящено русскому традиционному гостеприимству, русской старине. Русская старина вся пронизана добром. Хлеб да соль зовут к миру, к теплу домашнего очага. - А, что означает слово «гостеприимство»? (ответы детей - желание и умение принимать гостей). - А какие русские поговорки вы знаете о гостеприимстве?
Поговорки:
1. «Без обеда не красна беседа»
2. «Что есть в печи, все на стол мечи»
3. «Умел в гости звать, умей и угощать»
4. «В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив»
5. «Где слова привета, там улыбка для ответа»
6. «Не дорог обед, - дорог привет»
7. «Хороший гость дому радость»
8. «Чем богаты, тем и рады»
Есть ещё в русском языке слово – «хлебосольство». Хлебосольство всегда было присуще русскому народу. Русские люди встречают гостя на пороге своего дома. Обычай преподносить гостям хлеб-соль пришел из глубины веков и сохраняется в России до сих пор. Хлебом - солью встречают особенных гостей в особенных случаях. Хлеб-соль – это одновременно и приветствие, и выражение радушия, и пожелание гостю добра, и благополучия. «Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай». И соль, как известно, играет важную роль в жизни человека:
Без соли, без хлеба худая беседа, Без хлеба – смерть, без соли смех.
Русское гостеприимство общеизвестно: «Хоть не богат, а гостям рад». Для гостя всегда готово лучшее угощение. В старину о хлебосольном хозяине говорили: «Дом как чаша полная – хлеб – соль со стола не сходят».
По умению печь хлеб определяли домовитость хозяйки. Наши предки верили в святость хлеба. Они, например, считали, что человек, уронивший кусок хлеба, должен подняв его, обязательно поцеловать.
«Есть в природе нашего народа Вечные, особые черты – Не берут ни годы, ни невзгоды, Ни капризы ветреные моды. От души они, от доброты. Гость, войди! Традиций не нарушим, С ним чайку всегда попьем. Всем известно русское радушье: Хлебосольство и открытый дом!»
А вы ребята, хотите пироги испечь? Тогда помогайте мне.
-Первым делом на доску насыпаем мы (муку)
-Добавляем масло, меду, а еще, конечно (воду)
-Все в дежу, ведь это место где замешивают (тесто)
-Посыпаем ванилин и раскатываем (блин)
-Соблюдаем строго норму, тесто делим мы на (формы)
-И чтоб пряники испечь, помещаем прямо в (печь) /
Печь печет и не дымится, дети могут веселиться!
Итак, с чего начинаем готовить пирог?
Вопрос к детям: Кто знает как нужно печь пирог?
(предполагаемые ответы детей).
1. Мы с ребятами обсудили, что необходимо для того, чтобы пирог был мягким и пышным, рассмотрели ингредиенты, необходимые для дрожжевого теста. Сравнили с тем, что нужно было для приготовления песочного теста. Дети рассмотрели, и узнали все о дрожжах, для чего они нужны.
Замешивая тесто, по давней традиции, приговариваем: «Ой, ладошки-ладушки. Мы печём оладушки Замешиваем тесто, А тесту в миске тесно Тесто выпало на стол, Тесто шлёпнулось на пол Тесто убежало, Начинай сначала.»
2. Замесили тесто, постепенно добавляя все приготовленные ингредиенты, накрыли полотенцем, поставили в теплое место для подъема. Пока дети были на прогулке, тесто поднялось, дети были удивлены, увидев, как увеличилось оно в объеме.
3. Дети, рассмотрели тесто, понюхали его, сжимали в ладошках, отщипывали и т. д. (это и есть экспериментирование).
Расскажите, какое тесто? Каждый пытался высказать свое мнение, практически для всех это наблюдение было впервые.
Вывод: Правильно, мягкое, послушное, его можно мять, жать и делить на кусочки.
4. Затем начинаю манипулировать с тестом, вовлекая детей в подражание действиям (мешаю, пошлёпываю, расплющиваю, раскатываю в ладонях, отрываю кусочки и снова соединяю в целый комок и т. д.).
- Вот какое мягкое тесто у нас получилось, а сейчас мы будем «печь» пироги.
Отгадывали загадки:
Подготовим место, Раскатаем тесто. Вот повидло, вот творог. Мы хотим испечь. (пирог)
Я взял муку И взял творог, Испек рассыпчатый. (пирог).
Надо сначала скатать колобок (выполняем, Расплющить его между ладошками – получилась лепёшка. А что надо положить на серединку? –Начинку.
А с какой начинкой бывают пироги? (с капустой-капустная, с ягодами-ягодная, с мясом-мясная и т д)
5. Затем приступили к готовке. Ребята с удовольствием раскатывали тесто маленькими скалочками, накладывали начинку, защипывали. Не так просто, оказывается, раскатать тесто равномерной толщины, но ребята справились с этой задачей!
Разделали тесто на комочки, раскатали, положили на противни, намазали джемом,
поставили для подъема, а затем в печь.
«Вокруг печки я хожу, да похаживаю, Я на печку гляжу, да поглядываю, Вот поднялся пирог, пирожок медовый, Зарумянился пирог из муки из новой.»
«Рады видеть вас у печки, Без нее и дом пустой. В ней и жарить, в ней и парить, И зимой с ней как весной. В старину так говорили: «Печь нам мать родная всем. На печи все красно лето, У печи и сплю и ем».
Праздник завершился чаепитием с пирогом, с ароматной начинкой. Эти пироги и были самыми вкусными, ведь его приготовили сами дети во Всемирный День пирога.
6. После беседы, мы с ребятами провели занятие, на котором сделали небольшие, но очень красивые аппликации, посвящённые празднику Дню пирога.
7. На дом было дано задание - рассказать родителям о таком вкусном празднике. Попросить родителей поделиться своими рецептами и прекрасными фото с пирогами.
Итоги: Все, что запланировали – достигнуто!
Вот такой замечательный праздник у нас получился! На следующий год мы обязательно его повторим!
Литература
1.«Лисичкин хлеб», М. Пришвин, Изд. «Искатель», М. 2021г 2. «Как хлеб на стол пришел», А. Мусатов, Изд. «Малыш», М. 1981г. 3. «Зерно упало в землю», С. Шуртаков, Изд. «Малыш», М. 1976г. 4. «Ломоть хлеба» «Беседы о хлебе. Методические рекомендации» Т. Шорыгина, ООО «ТЦ Сфера», М. 2012 5. «Хлеб», Я. Аким, Изд. «Детская литература», М. 2025г.
6. Материалы, расположенные в открытом доступе в интернете.