Юлия Авдюнина
Использование метода наглядного моделирования для совершенствования аналитико-синтетических процессов у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Современные дети демонстрируют поздний темп созревания. В 1990-е годы появился термин «децелерация», сущность его заключается в замедленном темпе роста и развития детей. Первые слова у детей появляются после 1 года; фразовая речь к 2,5 годам; поздно формируются звуки, запаздывает звукопроизношение. В 5 – 6 лет у таких детей наблюдается несформированность всех компонентов языка (фонетики, грамматики, лексики, т. е. отмечается массированное нарушение речи. Кроме того, у детей с недоразвитием речи отмечается недостаточная сформированность функций произвольного внимания, памяти и других высших психическх процессов, что, как правило, свидетельствует о неврологическом диагнозе. Речевые нарушения у таких детей обусловленны в первую очередь недостаточностью межанализаторного взаимодействия, а не локальным поражением речевого анализатора. Поэтому так важен поиск универсальных методов и приёмов, отвечающих современным требованиям коррекционно-педагогической работы.
Публикация «Использование метода наглядного моделирования для совершенствования аналитико-синтетических процессов у детей с ОНР» размещена в разделах
Оптимальным путём освоения нового материала становится не удлинение времени обучения, не углубление знаний в какой-либо области, а обучение способам обработки информации. Таким способом является метод наглядного моделирования. Это связано с психологическими особенностями восприятия детей дошкольного возраста.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Метод наглядного моделирования позволяет ребёнку зрительно предствавлять абстрактные понятия (звук, слово, текст, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Работу с моделью можно условно разделить на этапы:
· Усвоение и анализ сенсорнного материала;
· Перевод его на знаково-символический язык;
· Работа с моделью.
Формирование наывков наглядного моделирования происходит в определённой последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников. При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:
· Знакомство с графическим способом представления информации;
· Развитие умения дешифровки моделей;
· Формирование навыка самостоятельного моделирования.
Метод наглядного моделирования используется на всех занятиях и предполагает формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Он позволяет ребёнку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, уточнить и обобщить понятие о роде предметов, явлений природы на основе их существенных признаков. Также он способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.
ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ.
При формировании фонематического анализа и синтеза метод наглядного моделирования позволяет решать следующие задачи:
· Познакомить детей с понятием «слово», с его протяжённостью и структурой, научить выполнять слоговой анализ слов;
· Научить интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой, изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твёрдые-мягкие звуки, вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные;
· Сформировать навыки анализа и синтеза слов, подбора слов к заданной звуковой модели;
Применение разнообразных наглядных опор и игровых приёмов позволяет создать условия, благодаря которым операции звукового анализа и синтеза, сравнения и сопоставления совершаются дошкольниками наиболее сознательно и продуктивно. Это и изолированное произношение звуков, и составление звуковых схем и слогов, и определение позиции того или иного звука в слове, и подбор картинок к «зашифрованным» словам.
В подготовительной к школе группе дети должны научиться проводить анализ и синтез предложений. Благодаря применению наглядных моделей дети конкретизируют образы слов при выполнении анализа предложения путём применения условно-графических схем. Эта работа способствует не только подготовке к обучению грамоте, но и общеречевому и умственному развитию детей. Без неё представление о слове у школьника носит неопределённый характер, а умение проводить анализ словесного состава предложения развивается очень медленно. Поскольку дошкольники не имеют сведений по синтаксису, обучение правильному построению предложений должно проводиться практически. Это – кульминационный процесс формирования речи при её недоразвитии.
Здесь метод наглядного моделирования помогает решать следующие задачи:
· Познакомить детей с представлениями о «словах-предметах», «словах-действиях», «словах-признаках», маленьких словах (предлогах) и ввести их графическое изображение;
· Сформировать навыки анализа и синтеза предложений, научить графически изображать предложение, придумывать предложение по схеме.
· Смоделировать представление о взаимоотношениях между понятиями рассказ, предложение, слово, слог, звук.
При подготовке к обучению грамоте, для лучшего запоминания букв, используется картинная азбука, с использованием аналитико-синтетического принципа восприятия. Картинки в ней подобраны так, чтобы конфигурация букв была сходна с абрисом предмета, название которого начинается с изучаемого звука. В этом случае детям бывает легче запомнить букву, чем тогда, когда предмет не соотносится с её зрительным образом.
ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.
Метод наглядного моделирования используется на всех занятиях и предполагает формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Он позволяет ребёнку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, уточнить и обобщить понятие о роде предметов, явлений природы на основе их существенных признаков. Также он способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками относится формирование у них связной речи, а это даже при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии – изначально сложный процесс, многократно усложняющийся, особеннно при общем недоразвитии речи.
Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников с ОНР служат опорные таблицы-модели и мнемотаблицы.
Овладение приёмами работы с таблицами значительно сокращает время обучения и одновременно способствует:
Усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажей и атрибуты художественного произведения замесителями, передачи события при помощи заместителей;
Овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины, определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет;
Формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями;
Обучению составлять рассказы-описания по пейзажной картине;
Развтию основных психических процессов – памяти, внимания, воображения, образного мышления;
Развитию мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении таблицы.
Наблюдения показали: введение моделей облегчает процесс овладения детьми содержанием, структурой описательных и повествовательных текстов, их связностью. Анализ рассказов выявил улучшение почти всех показателей: большинство детей к концу обучения самостоятельно, без наводящих вопросов описывали игрушки, животных, плоды, пересказывали тексты.
Таким образом, использование наглядного моделирования становится важным инструментом развития аналитико-синтетических процессов у детй с общим недоразвитием речи и позволяет продуктивно работать в четырёх направлениях: развитие речи, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Беусловно, успех работы зависит от многих факторов, прежде всего от системного подхода, который предполагает полноценное вовлечение в коррекционно-педагогический процесс всех участников: детей, родителей и педагогов.
Литература:
Аксёнова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. – М. : Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000.
Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память. Учебное пособие по мнемотехнике. – СПб. : ООО «Издательский Дом “Светлячок”», 2001.
Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. ЛОГОПЕДИЯ. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда–Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1999
Кирьянова Р. А. Комплексная диагностика и её использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5 – 6 лет, имеющими тяжёлые нарушения речи. – СПб, 2006.
Левина Р. Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т II. 1997.
Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи. // «Логопед» 2008 №4
Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников – М. : ТЦ Сфера, 2001.
Скворцова И. В. Программа развития и обучения дошкольника. Трудные звуки. Грамматика в картинках. – СПб. : «Издательский Дом “НЕВА”», 2003.
Ткаченко Т. А. В первый класс – без дефектов речи: Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС,1999.
Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит: Методическое пообие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.