Ольга Крикленко
Консультация «Использование метода наглядного моделирования в НОД по подготовке детей к обучению грамоте»
▼ Скачать + Заказать документы
В современной научно-педагогической литературе наглядное моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко и др.)
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Публикация «Консультация „Использование метода наглядного моделирования в НОД по подготовке детей к обучению грамоте“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С., Л. М. Хализева и др.) Схематизация и моделирование помогают ребёнку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (речевого).
При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:
1) знакомство с графическим способом представления информации;
2) развитие умения дешифровки (определения) модели;
3) формирования навыка самостоятельного моделирования.
В настоящее время, как известно, в детских садах и школах используются три цвета для обозначения звуков: красный цвет – гласные звуки, синий – твёрдые согласные, зелёный – мягкие согласные звуки.
Шесть гласных звуков – шесть девочек. Красный цвет платья соответствует обозначению, колокольчик – звонкости звука, положение губ – схематичной артикуляции.
Для обозначения согласных звуков вместе со зрительными цветными эффективно использовать зрительные картинные символы, которые для лучшего запоминания обыгрываются пальчиковым упражнением, т. е. жестовым символом, подходящим по смыслу. Для закрепления понятий «твёрдый / мягкий согласный звук» - подключаются тактильные ощущения в виде деревянного (твёрдого) кубика синего цвета и поролонового (мягкого) «кубика» зелёного цвета или символа спички и ватки.
Для определения позиции данного звука в слове по отношению к его началу, середине или концу широко используется игра «Домики». Эту игру я дополнила серией игр с аналогичным заданием. Это позволило разнообразить однотипное игровое задание, а, значит, и сохранить интерес к нему. Это такие игры как: «Светофоры» («В начале слова звук у нас – у светофора красный глаз» и т. п., «Гусеница» (ребёнок в игре ориентируется на голову, животик и хвост гусеницы, «Пуговица» (вначале игры дети определяют, пуговица какого цвета им нужна, «Подарки Змею Горынычу» (первой голове дарятся предметы с данным звуком в начале, второй – в середине, третьей – в конце слова, лото «Гласные звуки», (слайд 7) игра «Синички» («носик» - начало слова, «туловище» - середина слова, «хвостик» - конец слова).
Для упражнения в звуковом анализе слогов и слов применяются следующие пособия и игры: «Собери бусы» (целью этой игры также является развитие мелкой моторики, «Подбери схему к слову», «Картинки - в корзинки» ( цель этой игры: учить дифференцировать согласный звук по мягкости и твёрдости). Аналогичная цель и у игры «Старички-звуковички».
Для определения количества слогов в слове мною применяется ряд игр: «Кораблики» ( дети ориентируются на количество труб каждого кораблика: сколько труб – столько и слогов, «Букет» (на вазах слоговая схема слова, «Строители» (на базе игры «Строители» дети учатся не только строить дом из того количества кирпичей, которое соответствует количеству слогов, но и определять ударный слог с помощью стилизованного молоточка).
Хочу поподробнее остановиться на моей авторской игре «За покупками». Насекомым, чтобы пойти за покупками, надо надеть сапожки. Дети определяют количество слогов в названии насекомого (например, му-ра-вей - 3 слога) и «обувают» их в соответствующее количество сапожек (т. е. в три). Насекомые покупают тот товар, в названии которого было бы столько же слогов.
Продуктивным, на мой взгляд, является использование наглядных моделей при формировании у детей конструировать предложения различных типов. На первом этапе работы возможно обучение детей конструированию отдельных словосочетаний по наглядной модели. Затем целесообразно использовать наглядные модели, максимально конкретизирующие структуру предложения. При этом используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи (например, стрелка или «ножки» вместо глагола, волнистая линия или цветной прямоугольник вместо прилагательного, «кубик» вместо предлога).
Приведу ещё примеры игр.
Пособие «Кто какую пользу приносит»
Цель: учить составлять простое распространённое предложение с прямым дополнением по заданной схеме.
Игра «Живые слова»
Цель: упражнять детей в составлении предложения по структурной схеме.
Оборудование: прямоугольники-слова с прорезями для лиц детей.
Постепенно модели предложений усложняются, вводятся схематические изображения простых (В, НА, ПОД, ЗА) и сложных предлогов (ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, МЕЖДУ).
На подгрупповой непосредственно образовательной деятельности применяется лото «Предлоги». Эта игра помогает запомнить схемы предлогов и упражнять в употреблении их в речи.
Для закрепления материала используются индивидуальные карточки, по которым ребёнок сначала учится моделировать словосочетание (например, «грибы под ёлкой», а потом и разнообразные по составу предложения («Грибы растут под ёлкой. Маленькие грибы прячутся под ёлкой. Маша нашла грибы под ёлкой»).
Следовательно, метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте как детей дошкольного возраста с нарушениями речи, так и детей массовых групп дошкольных учреждений.