Светлана Ермакова
Современные подходы в использовании метода наглядного моделирования в коррекционной работе с детьми с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Современные подходы в использовании метода наглядного моделирования в коррекционной работе с детьми с ОНР
Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Чтобы ребёнок своевременно и качественно овладел устной речью необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т. е. обладал определённой речевой активностью.
Публикация «Современные подходы в использовании метода наглядного моделирования в коррекционной работе с детьми с ОНР» размещена в разделах
В настоящее время в массовых детских садах оказываются дети, у которых речевое развитие отстаёт от нормы. Оно может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединять слова в фразы или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства. Но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Отсюда и название дефекта – общее недоразвитие речи.
Дети с общим недоразвитием речи составляют основной контингент групп для детей с нарушениями речи. Наиболее распространен у детей 5-6-летнего возраста с ОНР 3 уровень речевого развития. У большинства детей с общим недоразвитием речи наряду с нарушениями всех компонентов речевой системы отмечается недостаточная устойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию.
Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик является метод наглядного моделирования, который я использую в своей работе.
Использование наглядного моделирования является одним из перспективных направлений совершенствования процесса коррекционного – развивающего процесса.
Т. А. Ткаченко решила помочь детям в решении этих непростых задач с помощью схем. Взяв за основу схему составления рассказа об овощах в книге Л. И. Ефименковой «Формирование речи у дошкольников», увеличив количество пунктов рассказов до 6 – 8, она разработала аналогичные схемы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, домашних животных, временах года.
И мы в своей логопедической работе с детьми широко используем наглядные модели в ходе коррекционно-развивающего обучения, опираясь на ряд работ таких авторов, как Д. Б. Эльконин, Ю. Ф. Гаркуша, Т. А. Ткаченко, Л. А. Венгера и О. М. Дьяченко.
Средства наглядного моделирования используются при обучении дошкольников
- пересказу,
- составлению описательного рассказа о единичных предметах,
- составлению описательного рассказа по плану – схеме,
- составлению рассказов по серии картин, по сюжетной и пейзажной картине,
- составлению рассказов из личного опыта,
- рассказыванию (с элементами творчества).
Действия построения и применения моделей могут отрабатываться у детей в разной последовательности в зависимости от характера самих моделей и вида отношений, которые в них отображаются. В одних случаях целесообразно сначала знакомить детей с новым для них типом модели, обучая, использовать модель, заранее созданную взрослыми. В других случаях, наоборот, овладение построением модели способствует её усвоению и правильному использованию.
Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет логопеду более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ.
Остановимся подробнее на использовании моделирования при составлении описательного рассказа с опорой на план-схему по теме «Весна». Принцип составления и использования рекомендуемой схемы в следующем: 12 карточек по количеству характерных признаков времени года, о котором надо рассказать.
1. Солнце
2. Сосульки.
3. Ручьи.
4. День становится длиннее ночи.
5. Набухание почек.
6. Весенние первоцветы.
7. Появление травы.
8. Прилет птиц.
9. Выводятся птенцы.
10. Пробуждение животных.
11. У животных легкий, короткий мех.
12. Появление насекомых.
I.Составление предложений по карточкам-схемам, начинаем со слова «Весной».
– Весной солнце поднимается выше, светит ярче в голубом безоблачном небе.
- Весной сосульки начинают таять, звенит весенняя капель.
- Весной бегут, журчат ручейки.
- Весной день становится длинее, а ночь короче.
- Весной на деревьях набухают почки и проклевываются первые листочки.
- Весной появляются первые ранние цветы.
- Весной появляется молодая,сочная, зеленая травка.
- Весной из теплых стран прилетают перелетные птицы.
- Весной птицы вьют гнезда и высиживают птенцов.
- Весной заканчивается зимняя спячка зверей (медведей, ежика и барсука).
- Весной звери меняют мех на более легкий и короткий.
- Весной просыпаются после долгой зимы насекомые.
II. Составление предложений в связный рассказ с опорой на карточки-схемы. Примерный рассказ детей:
- Наступила весна. Солнце с каждым днем поднимается все выше и выше, греет и припекает сильнее. На крышах домов сосульки начинают таять, звенит весенняя капель. Звонкие ручейки бегут, шумят, журчат, весело звенят. Дни стали длиннее, а ночи короче. Деревья еще стоят голые и грустные, но на ветках уже набухли и готовы вот-вот лопнуть почки. Появились первые ранние весенние цветы - подснежники. Пробивается молодая, сочная, зеленая травка. Из теплых стран прилетают перелетные птицы. Первыми - грачи, затем скворцы, трясогузки, жаворонки. Большинство птиц вьют гнезда и высиживают птенцов. Просыпаются от зимней спячки медведь, ежик, барсук. Взрослые звери линяют. Меняют зимнюю шерсть на летнюю. Мех более легкий и короткий. После долгой зимы просыпаются насекомые.
Использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчает дошкольникам массовых и логопедических групп овладение этим видом связной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, полными, последовательными. Результаты проводимого нами коррекционного обучения свидетельствуют о широких возможностях использования наглядного моделирования в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими ОНР.
Работая по данной теме, мы заметили, что применение наглядных моделей в работе над монологической речью детей с ОНР позволяет впоследствии более успешно обучить их составлению связного речевого высказывания по заданной или самостоятельной теме, а также сочинению рассказа по замыслу.