Папки-передвижки

Использование наглядного моделирования в логопедической работе

Елена Сергеева
Использование наглядного моделирования в логопедической работе
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР наиболее актуальна.

На этапе обучения ориентировке в направлениях пространства предлагается игра «Куда пойдёшь? Что найдёшь?». Логопед в отсутствие детей прячет игрушки в разных местах комнаты (впереди, за ширмой прячет мишку, а сзади на полочке помещает матрёшку. Затем приглашается ребёнок и ему предлагаются на выбор карточки с графическим изображением направлений пространства в виде стрелок. Ребёнок выбирает одно из направлений и следует ему. Логопед предлагает ребёнку самому выбрать направление взависимости от того. Какую игрушку он хочет найти: «Вперёд пойдёшь – мишку найдёшь, назад пойдёшь – матрёшку найдёшь. Куда ты хочешь пойти?» Далее автор предлагает прейти к упражнениям в определении расположения предметов по отношению к себе. На данном этапе значительную трудность для детей с ОНР представляет различение правых и левых частей тела человека, стоящего напротив, потому что в этом случае ребёнку нужно мысленно представить себя в другом пространственном отношении. Для лучшего усвоения автор предлагает использование маркировки левой руки при помощи красной ленты и схематичное изображение человека, стоящего спиной к детям, а также изображение человека, стоящего лицом к детям, на левой руке которого красная лента. Проводится следующее упражнение: вызванный ребёнок, стоя спиной к другим детям, поднимает свою левую руку. Остальные также поднимают свою левую руку. Затем ребёнок, не опуская своей поднятой руки, поворачивается к детям. Дети, сопоставив положение его поднятой руки со своей, делают вывод о противоположном расположении правых и левых частей тела у лиц, стоящих друг против друга. На данном этапе работы также применяются схемы графических изображений направлений. Графические модели также достаточно эффективно применяются при выполнении упражнений «Замри», «Сделай такую же фигуру». Логопед предлагает детям схемы, на которых изображены фигурки человечков, которые опускают и поднимают руки и т. д. Дети должны повторить такое же положение тела, что и на схеме. Используются игры : «Разложи по полочкам», «Сложи картинку палочками», «Сложи все предметы по теме «Посуда», «Одежда» и т. д., «Нарисуй сказку палочками», «Пирамидки», «Водители». Игра «Водители» заслуживает должного внимания, так как она несёт информационную, познавательную функцию. В её основе лежит использование графических моделей в виде дорожных знаков с обозначениями направлений пространства. В процессе данной игры идёт закрепление полученных навыков пространственной ориентировки, а также эта игра вызывает огромный интерес и познавательную активность.

Публикация «Использование наглядного моделирования в логопедической работе» размещена в разделах

Параллельно с работой по дифференциации правых и левых частей тела многие исследователи предлагают проводить работу по уточнению понимания и употребления предложно-падежных конструкций, обозначающих пространственные отношения между предметами. Как было сказано ранее, в осмыслении дошкольниками пространственных отношений большое значение имеет наглядная основа, в связи с этим, при уточнении значений предлогов используются графические схемы, на которых изображается пространственное взаиморасположение предметов (мяч на схеме – круг, коробка – квадрат). Логопед объясняет детям, что изображено на карточке-схеме и какое пространственное положение предметов данная карточка обозначает. По мнению многих исследователей данного вопроса, речь должна сопровождать деятельность ребёнка и являться средством отчёта о выполняемых действиях. В источниках литературы также подчёркивается значимость работы по формированию навыков анализа предложений, в составе которых содержатся предлоги. Дети с ОНР воспринимают на слух «маленькое слово» и определяют его наличие и место в предложении. Этот вид работы проводится также на основе составления графических моделей. По мнению Моргачёвой И. Н., Яцель О. С, у детей с ОНР существуют определённые трудности в ориентации на ограниченной плоскости. Ориентировка на плоскости включает в себя умения находить и называть верхний, нижний, левый и правый края плоскости, находить и называть её центр, правый верхний, левый верхний, правый нижний, левый нижний углы. Специальные задания, которые предлагаются для коррекции данных недостатков направлены на составление узоров из геометрических фигур по образцу. Наглядной моделью здесь выступает образец узора, элементы которого расположены на различных позициях плоскости. Важным моментом, по мнению исследователей проблемы формирования пространственной ориентировки, являются упражнения и игры, способствующие овладению навыками ориентирования на вертикальной и горизонтальной плоскости. Для этой цели применяются задания «Составь план своей комнаты», «Составь карту пути от детского сада до дома», «Найди, где спрятался мишка?»

В литературных источниках по данному вопросу подчёркивается, что целесообразно использовать следующие приёмы обучения, основанные на применении графических схем:

Обведение контура изображения указательным пальцем правой руки (в процессе этого формируется зрительное и двигательно - осязательное формирование образа предмета);

дорисовывание симметричных контурных изображений;

соединение двух предметов прямой линией;

тренировка руки ребёнка в свободном проведении замкнутых круговых линий (предлагаются упражнения типа «помешать кашу в тарелке», «изобразить снежные вихри»).

На мой взгдяд, все приведённые выше упражнения наполнены глубоким дидактическим смыслом, несут большую коррекционную нагрузку и побуждают детей с ОНР к более направленным пространственно – ориентировочным действиям.

Проанализировав вышеуказанные источники литературы по проблеме развития пространственных представлений у дошкольников с ОНР, я пришла к выводу, что на современном этапе остро встаёт необходимость использования знаково- символических средств обучения. Графические схемы и модели повышают эффективность коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими ОНР. Составление этих схем самостоятельно самими детьми тоже имеет коррекционную значимость. При создании предпосылок знаково-символических универсальных учебных действий в дошкольном возрасте выделяется такая компетенция как моделирование. В моделировании существует несколько этапов:

предварительный анализ объекта;

перевод объекта на знаково-символический язык;

построение модели;

работа с моделью;

использование результатов, полученных в процессе работы с моделью, в реальной ситуации речи. Применение приема моделирования показывает то, насколько ребёнок готов к мысленным преобразованиям, насколько подвижно его мышление. Уметь составить схему, модель – это значит уметь разделить объект на части, расположить эти части в определённой последовательности, установить связь между ними.

Как уже было сказано ранее, процесс формирования пространственного ориентирования имеет несколько этапов, неразрывно связанных между собой. Было также подчёркнута значимость не только использования готовых моделей и схем для освоения пространственных представлений, но составление их самими детьми.

Мною были разработаны некоторые методические приёмы и дидактические игры по формированию пространственной ориентировки для детей с ОНР.

На начальном этапе работы совершенно необходима маркировка левой руки и выполнение детьми заданий по расположению предметов слева – направо, заданий по рисованию геометрических фигур слева – направо. Этот навык способен закрепить следующий приё м: на листе бумаги, разделённом на две части, в левом верхнем углу я рисую красный шнурочек, который выступает здесь символом левой руки и все виды графических работ ребёнок выполняет от этого обозначения. Считаю целесообразным использование на данном этапе работы штриховки : сначала сверху-вниз («Помоги поросёнку Наф-Нафу построить железную дорогу», а затем слева – направо («Нарисуй матроску моряку»).

На следующем этапе работы очень важно научить ребёнка различать направления в пространстве. Мною была преобразована игра «Человечки» или «Сделай такую же фигуру». Я предлагаю использовать игру «Путешествие человечка». В процессе этой игры дети рассматривают серии сюжетных картинок со схематичным изображением человечка, воспроизводят вслед за ним его движения, проговаривают всё в речевом плане. Далее можно предложить детям самостоятельно составить фигурки человечка из счётных палочек или нарисовать по словесной инструкции направления движений его рук и ног.

Далее необходимо научить детей с ОНР определять расположение предметов по отношению к себе. Использование графической схемы последовательного предметного ряда – наиболее эффективный и действенный приём. Данная схема состоит из последовательно расположенных по горизонтали геометрических фигур. Дети называют те фигуры, которые расположены слева от заданной, справа от заданной и т. д. Мною был разработана игра «Помоги гному». Целью этой игры является закрепление представлений о направлениях движений в пространстве. Логопед выполняет различные движения по соответствующим направлениям пространства, которые обозначены на карточках – схемах (логопед в костюме весё лого гнома). Дети сравнивают и сопоставляют правильно ли гномик выполняет движения? Далее можно преобразовать эту игру с целью развития навыков моделирования объекта : логопед выполняет произвольно по одному движению, а ребёнок составляет схематичный рисунок, изображая направления движения.

Освоив значения предлогов, закрепив значение графических схем предлогов, ребёнок с ОНР употребляет эти предлоги в самостоятельной речи, включая их в предложения и тексты. Но только проанализировав и поняв, что означает та или иная схема предлога можно предлагать детям задания по моделированию этих графических схем. Логопед предлагает для рассмотрения и анализа предлог «на». Дошкольники с ОНР пытаются вспомнить, что «маленькое слово «на» появляется тогда, когда предмет находится сверху. Затем дети самостоятельно составляют графическую модель предлога «на» - рисуют на карточках квадрат и сверху изображают кружок и т. д.

Для ориентировки на ограниченной плоскости эффективным приёмом можно считать приём обозначения всех позиций слева и справа, вверху и внизу. Игры по формированию анализа составных частей плоскости можно проводить как в группе детского сада, так и на улице. Игра «Шашки» - развивает умение по словесной инструкции оринтироваться на горизонтальной плоскости. Игровое поле разделено на крупные квадраты. Логопед даёт детям задание : «Найди верхний левый квадрат и встань на него» и т. д.

формирование пространственных ориентировок у детей с ОНР происходит наиболее успешно в процессе использования графических моделей.

Публикации по теме:

Использование метода наглядного моделирования в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОНР "Учите ребёнка каким - нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Метод наглядного моделирования в коррекционно-логопедической работеМетод наглядного моделирования в коррекционно-логопедической работе Мир, в который приходит ребёнок, богат и разнообразен. Чтобы жить в нём и быть успешным, малышу необходимо разобраться в звуках окружающих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование наглядного моделирования в логопедической работе
Опубликовано: 22 мая 2015 в 20:37
+57Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование наглядного моделирования в логопедической работе» (включая файлы) размещена пользователем Елена Сергеева (УИ 345110) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 25.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД