Наталья Цыганкова
Статья «Использование технологии наглядного моделирования при формировании временных отношений у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Каких детей ждёт от детского сада школа? Конечно же, любознательных с развитым логическим мышлением, психологически готовых к «школьному» общению со сверстниками и учителями. И что ещё более важно – детей, которые умеют организовывать своё время.
Актуальность данного вопроса также подчёркивается и нормативно-правовым сопровождением, регулирующие работу нашей организации.
Осознавая важность данной проблемы, перед нами, встал вопрос, какая технология наиболее эффективно решает поставленные задачи. Проанализировав различные современные тенденции, мы остановились на педагогической технологии Наглядного моделирования.
Публикация «Статья „Использование технологии наглядного моделирования при формировании временных отношений у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Её цель: Развитие временных представлений средствами наглядного моделирования.
Фундаментом являются работы Даниила Борисовича Эльконина и Николая Николаевича Поддьякова. Также в неё входит одна из самых значимых идей Леонида Абрамовича Венгера, связанная с поиском ключевого средства умственного развития детей дошкольного возраста.
Практика показывает, временные отношения является наиболее сложной категорией для восприятия и понимания детьми дошкольного возраста. Ведь время всегда в движении, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и показать, и именно наглядные модели помогают ребенку зрительно представить абстрактные понятия временных эталонов, и развивает умение работать с ними.
Весомый вклад в эффективное внедрение технологии вносит анализ индивидуального образовательного маршрута воспитанников по образовательной области «Познавательное развитие» раздел Формирование элементарных математических представлений, а именно ориентировка во времени.
Так, опираясь на полученные данные, мы определили, что большая часть воспитанников, имеет затруднения при обсуждении временных эталонов и их свойствах.
Систему и последовательность реализации педагогической технологии, Леанид Абрамович Венгер определил в трёх этапах действия наглядного моделирования.
К первому этапу относятся действия замещения, делящие мир на замещаемое и заместителей, этот этап доступен уже детям с 3 лет.
На начальном этапе работы, основываясь на принципах наглядного моделирования, в качестве символов-заместителей используются геометрические фигуры,
своей формой и своим цветом напоминающие замещающий предмет. Затем дети выбирают заместители, без учёта внешних признаков объекта.
Второй этап - использование самих моделей. Взрослый даёт готовую модель, а ребёнок с её помощью решает познавательные задачи.
Из своего опыта я знаю, что при ознакомлении с временными эталонами в зависимости от поставленных задач, для большей эффективности используются определённые виды моделей.
Так, например, при ознакомлении со временем суток, эффективней использовать круговую диаграмму, так как с её помощью можно наглядно показать свойства и цикличность.
Придерживаясь методических принципов, в данных диаграммах детская деятельность выступает в качестве показателей времени и имеет свой характерный цвет, что отражает существенные признаки каждой части суток.
Но стоит отметить, что время воспринимается ребёнком опосредованно, по каким – либо конкретным признакам. Но эти конкретные признаки (Утро – это когда светло и все идут в детский сад, Ночь – это когда темно все спят) нестабильны, они зависят от времени года, от географического расположения. Здесь особенно важен индивидуальный опыт ребёнка. Например: Признаки, темно и все ложатся спать могут быть не характерны для детей, у которых родители работают по сменам.
При обсуждении данной темы в педагогических интернет сообществах у меня возник вопрос, Почему педагоги в диаграмме используют разные цвета времёни суток? где - то утро – розовое, где – то –голубое? Проанализировав первоисточники Я с уверенностью могу сказать, что (голубой цвет - утро; жёлтый – день; серый – вечер; ночь – чёрный) и Т. Д. Рихтерман в своей книге «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста» в доступной форме объясняет, что цвет связан с различным положением солнца и степенью освещённости земной поверхности. (стр. 8)
Объёмные модели больше всего подходят к решению познавательных задач при рассматривании «Времени года» и здесь наиболее ярко прослеживается интеграция образовательных областей, что рекомендуют нам стандарты.
А для ознакомления с днями недели эффективнее использовать линейные модели
Стоит отметить, что на этом этапе эффективность, основана на моделирующем характере главных видов детской деятельности.
Третий этап – построение модели, где выбор заместителей, установление соотношений между замещаемыми объектами, осуществляется самим ребёнком.
Конечно же, фраза, что дети самостоятельно действуют с различными видами моделей, на практике означает, что дети решают проблемные ситуации.
И ещё одно преимущество данной технологии – это малая затратность. Например: для нашей с вами практики я приготовила, только листочки и ручки. Но это возможно, только при условии эффективной работы в 2 предыдущих этапах.
Опираясь на повторные данные, полученные при анализе индивидуального образовательного маршрута, мы увидели динамику развития.
Важным условием эффективного внедрения технологии, считаем обогащение развивающей предметно – пространственной среды и вовлечение родителей в единый образовательный процесс.
Таким образом, практика доказывает, что педагогическая технология «Наглядное моделирование» представляет собой оптимальный вариант для формирования временных отношений
Более подробно обсудить данную педагогическую технологию предлагаю на страницах международного образовательного портала «Маам. RU» в моём индивидуальном блоге.