Ирина Богданова
Доклад «Использование наглядного моделирования в коррекционной работе»
▼ Скачать + Заказать документы
Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. (слайд1-2)
Публикация «Доклад „Использование наглядного моделирования в коррекционной работе“» размещена в разделах
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. (слайд 3)
Моделирование состоит из следующих этапов: (слайд 4)
• Усвоение и анализ сенсорного материала
• Перевод его на знаково-символический язык
• Работа с моделью
Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников. При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие задачи: (слайд 5)
• Знакомство с графическим способом представления информации;
• Развитие умения дешифровки модели;
• Формирование навыка самостоятельного моделирования.
В логопедической работе моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой – как программа для анализа новых явлений.
Так как дети с общим недоразвитием речи отличаются (слайд 6) скудным словарным запасом, неумением согласовывать слова в предложения, образовывать приставочные глаголы, затруднено употребление предлогов, нарушена память, внимание, логическое мышление, а также связная речь, именно поэтому в своей работе на протяжении последних лет я использую приемы наглядного моделирования, которые, на мой взгляд являются очень эффективными.
При нарушении слоговой структуры (слайд 7) слова моделирование позволяет детям образно представить структуру слова, используя заместители слогов, из которых оно состоит, научиться определять количество слогов, соотносить слово со слоговой схемой. Дети подготавливаются к формированию навыка послогового чтения.
(«Рисуем слова» - дети учатся с помощью фишек выкладывать слоговую схему слов; дошкольникам предлагается прослушать слова и выложить столько фишек, сколько раз они хлопнули в ладоши. «Заселим жильцов в дом» - детям предлагается расставить картинки на соответствующий этаж дома: на нижний с одним слогом, на второй - с двумя слогами и т. д.)
При формировании лексико-грамматического строя речи (слайд 8) метод наглядного моделирования используется на всех занятиях и предполагает формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Он позволяет ребенку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, уточнить и обобщить понятие о роде предметов, явлений природы на основе их существенных признаков. Также он способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.
(«Цветик-семицветик» - перед детьми картинка (сердцевина цветка) с символом действия – например: рыба плавает, к сердцевинке дети прикрепляют лепестки с изображением предметов, которые могут выполнять эти действия. Аналогично берется –солнце светит, дети подбирают, что ещё может светить.
«Собираем урожай» - детям предлагается 4 корзинки со схематичным изображением действий: срывают – рука, выдергивают – рука в кулаке, выкапывают – лопата, срезают – нож. Глядя на изображение дети составляют предложение: морковку выдергивают и т. д.)
Умение закреплять предлоги помогают схематичные модели. (слайд 9). Дети учатся употреблять предлоги отдельно, правильно строить предложения (слайд 10) с ними и соотносить их со схемой. (слайд 11)
Не секрет, что дети с общим недоразвитием речи плохо ориентируются в пространстве, (слайд 12) поэтому я использую при изучении каждой лексической темы такие упражнения как «Куда едет автобус?» «Куда бежит щенок?», «Куда летит бабочка?» (Бабочка летит вверх. Бабочка летит вниз. и т. д.)
При обучении связной речи в данном случае моделирование может быть использовано в работе над всеми видами связного высказывания: (слайд 13)
• Пересказ
• Составление рассказа по картинке
• Серия последовательных картинок
• Описательный рассказ
• Загадки – описания
• Разучивание стихотворений
• Творческие рассказы
На этом этапе метод наглядного моделирования способствует : (слайд 14)
• Усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажей и атрибуты художественного произведения заместителями, передачи события при помощи заместителей
• Овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины, определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет
• Формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его полный рассказ с различными деталями и событиями
• Обучению составлять рассказы-описания по предложенной схеме.
При пересказе непосредственные действия с предметами и объектами я заменяю действиями на фланелеграфе предметными картинками. (слайд 15) Опорные картинки являясь зрительным планом, направляют процесс связного высказывания, речевые средства которого обеспечивает текст рассказа.
Ознакомление с характерными особенностями той или иной лексической темы идет через составление модели сюжетной
картины. (слайд 16) Использование условных обозначений это ключ к запоминанию и воспроизведению информации. По каждой лексической теме я разработала модели составления рассказов. (слайд 17.) («День защитников», «Мамин праздник», «Осень»….)
Модель серии последовательных картинок. (слайд 18) Работа в данном случае направлена на исследование мыслительных процессов, сообразительности, умения проанализировать изображенные на картинке (картинках) элементы и события, (слайд 19) выделить существенные моменты, смысл ситуации, сделать выводы, установить пространственно-временные и причинно-следственные отношения.
Для обучения описательных рассказов я использую сенсорно-графическую схему В. К. Воробьевой, (слайд20) которая отражает сенсорные каналы получения информации о признаках предмета (зрительный, обонятельный, тактильный, вкусовой) и сами признаки. Данные схемы используются нами на материале таких лексических тем как: (слайд 21) овощи, фрукты. Одежда. Обувь. Посуда. Продукты питания. Грибы. Ягоды. Времена года.
Следующий вид связного высказывания – загадки-описания. (слайд 22) Дети учатся по признакам, описанных с помощью знаков определять загаданный объект (слайд23)
Моделирование (слайд 24) особенно эффективно при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Включение наглядных моделей на занятиях с детьми по обучению грамоте (слайд 25) помогают им овладеть звуко-буквенным анализом, создает предпосылки для развития фонематического восприятия. Схемы и модели различных структур (слоги, слова, предложения, тексты) постепенно приучают детей к наблюдениям над языком. Они наглядно показывают детям, что текст членится на предложения, предложения – на слова, слова на слоги, а слоги состоят из звуков. (слайд 26) Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и в тексте. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, развивает речемыслительную деятельность ребенка.)
Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы дает положительный результат. У ребенка повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.
Хочется закончить свое выступление словами К. Д. Ушинского, который писал: (слайд 27) “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.