Приложение МААМ

Использование наглядного моделирования в работе над усвоением предлогов у детей с общим недоразвитием речи в условиях ФГОС

Юлия Цыбирганова
Использование наглядного моделирования в работе над усвоением предлогов у детей с общим недоразвитием речи в условиях ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

Я работаю учителем-логопедом в логопедической группе детей,имеющих общее недоразвитие речи (ОНР). Одним из направлений коррекционной работы по формированию лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи является обучение пониманию и правильному употреблению предлогов. Ограниченность речевого общения, отставание в развитии познавательной деятельности не позволяют детям самостоятельно овладеть предложными конструкциями. У детей с ОНР наблюдается та же последовательность в усвоении речи, что и у нормально развивающихся сверстников, но сроки удлиняются. Поэтому логопедическая работа по формированию правильного употребления предлогов у детей с ОНР опирается на последовательность в усвоении предлогов в норме. Дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают значительные трудности при усвоении предложных конструкций, служащих для связи значащих слов в предложении. Чаще всего происходит опускание предлогов, особенно если в сочетании со следующим словом они образуют стечение согласных («Я играю братиком», «Книга лежит шкафу»). Встречаются замены предлогов («Книга упала и стола», «Картина висит в стене», их недоговаривание : «Кошка полезла а забор», «Девочка выглядывает из дерева».

Публикация «Использование наглядного моделирования в работе над усвоением предлогов у детей с общим недоразвитием речи в условиях ФГОС» размещена в разделах

Дошкольники с нарушениями речи часто делают ошибки при склонении существительных с предлогами : «Девочка рассказала праздник», «Вчера я был гости».

Больше всего затруднений вызывает у детей с общим недоразвитием речи употребление сложных предлогов «из-за», «из-под». Они не всегда понимают смысл этих предлогов и не используют их в самостоятельной речи. Исходя из этого, планируя коррекционную по развитию грамматического строя речи с детьми 5-7 летнего возраста, необходимо уделять особое внимание формированию у них навыков правильного употребления предложно-падежных конструкций.

В своей логопедической практике я работаю над усвоением предлогов в речи у детей-логопатов на основе коррекционной программы,своей рабочей программы,а также используя методические рекомендации Т. А, Ткаченко, О. С. Яцель. В старшей логопедической группе логопедическая работа проводится над пониманием и усвоением простых предлогов –на, под, в, за, к, от, по, а также работа над их дифференциацией- на- под; в –на; к- от. В подготовительной к школе группе логопедическая работа проводится над усвоением сложных предлогов –из,с (со,над,из- под, из-за,между,через, а также над дифференциацией –из с; над- под; из-под- из; из- за –из.

Также в старшей группе дети с ОНР закрепляют навыки употребления в речи предлогов с существительными и прилагательными, составлять предложения с предлогами по демонстрации действий, по сюжетным и предметным картинкам. В работе с детьми старшей группы вместо термина «предлог» использую термин «маленькое слово». В подготовительной группе дети уже анализируют предложение с предлогом (определять количество слов в предложении,узнавать место предлога в предложении).

Для лучшего усвоения предложно-падежных конструкций я в своей логопедической работе использую наглядный метод моделирования. Наглядное моделирование-это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Есть следующие этапы работы с моделью :

-знакомство с графическим образом модели; -дешифровка модели

- работа с моделью

Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников. Назначение модели – облегчить процесс усвоения ребенком предлагаемого ему материала.

Применение наглядных моделей, схем в работе с детьми с ОНР, позволяет логопеду более успешно обучить их составлению связного речевого высказывания по заданной или самостоятельно выбранной теме, сочинению рассказа по замыслу.

Актуальность использования наглядного моделирования в коррекционной работе с детьми с ОНР в дошкольном образовательном учреждении в условиях новых ФГОС состоит в том, что:

во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен, но для большинства детей с ограниченными возможностями здоровья характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;

в-третьих, применяя графическую аналогию, мы даём детей возможность видеть главное, систематизировать полученные знания.

Вывод: Использование наглядного моделирования в коррекционно-образовательной работе с детьми, имеющих нарушения речи, применяемые в условиях новых ФГОС, эффективно влияет на развитие у дошкольников памяти, внимания, воображения, логического мышления, обогащения словарного запаса и служат дополнительной основой для исправления звукопроизношения. Целесообразность использования метода моделирования при формировании связной речи у детей с общим недоразвитием речи очевидна, так как мыслительная деятельность в дошкольном возрасте находится ещё в стадии становления и преобладающим видом мышления является наглядно-образное.

В своей логопедической практике в работе над усвоением приставочных глаголов и предлогов я использую следующие модели :

Домик - приставочные глаголы; схемы простых и сложных предлогов (предложены логопедом Т. А. Ткаченко); предметные картинки.

Каждая модель располагается на цветном поле в определённой последовательности для выстраивания простых предложений. Каждая модель может сниматься с поля и быть взаимозаменяемой. Предлагаю авторские дидактические игры по развитию лексико-грамматических категорий,применяемые в условиях новых ФГОС.

«Наши друзья - птицы»

Возрастная направленность- старший дошкольный возраст

Рекомендации по использованию : использовать в НОД в образовательной области- коммуникация, познание

Цели: активизация словаря по теме: «Зимующие и перелётные птицы», закрепление употребления приставочных глаголов, употребления простых предлогов в предложениях.

Материал: панно с видами птиц, предметные картинки объектов, символы простых предлогов модели приставочных глаголов

Ход игры: (вариант задания)

Педагог предлагает назвать подходящее по смыслу слово-действие и предлог,составить предложение. Можно менять предлоги и слова – действия, а также менять объекты местами. Итогом игры может быть – небольшой рассказ с использованием слов- действий и предлогов (простых и сложных). Синица подлетела к ветке рябины. Воробей залетел за берёзу.

«Наша яблонька»

Возрастная направленность- старший дошкольный возраст

Рекомендации по использованию : использовать в НОД в образовательной области- коммуникация, познание

Цели: активизация словаря по теме: «Деревья», «Фрукты», «Дикие животные»,закрепление употребления приставочных глаголов, употребления простых и сложных предлогов в предложениях.

Материал: панно «Яблонька», набор декоративных наклеек (листочки, яблочки,белочки,ёжики)

Ход игры: (вариант задания)

Педагог предлагает назвать подходящее по смыслу слово-действие и предлог,составить предложение.

Листочки появились на яблоньке.

Яблочки созрели на яблоньке.

Ёжата ползут под яблонькой.

Белка спрыгнула с веточки.

Яблоко слетело с яблоньки.

Ёжата ползут за яблоком.

Белочка заглянула за яблоньку.

Бабочка вылетела из-под яблочка.

Вывод: Применение авторских наглядно-игровых пособий на НОД по формированию лексико-грамматических категорий в условиях применения новых ФГОС, развивает у дошкольникам «чувство языка»,речевые ассоциации, координацию тонких движений пальцев рук. Усвоение простых и сложных предлогов происходит в естественной для дошкольников игровой деятельности, с опорой на зрительные образы. Это повышает речевую мотивацию, развивают психические процессы- концентрацию зрительного внимания, слуховую память и логическое внимание.

Публикации по теме:

Личностно ориентированный подход в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи МБДОУ детский сад № 2 «Золотой ключик» ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ.

Учимся правильно употреблять предлоги в речи Предлоги помогают выразить многообразие отношений между предметами окружающей действительности и достичь сочетаемости слов и предложений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование наглядного моделирования в работе над усвоением предлогов у детей с общим недоразвитием речи в условиях ФГОС
Опубликовано: 14 апреля 2015 в 18:30
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование наглядного моделирования в работе над усвоением предлогов у детей с общим недоразвитием речи в условиях ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Цыбирганова (УИ 246730) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД