Юлия Цыбирганова
Использование наглядного моделирования в работе над усвоением предлогов у детей с общим недоразвитием речи в условиях ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Я работаю учителем-логопедом в логопедической группе детей,имеющих общее недоразвитие речи (ОНР). Одним из направлений коррекционной работы по формированию лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи является обучение пониманию и правильному употреблению предлогов. Ограниченность речевого общения, отставание в развитии познавательной деятельности не позволяют детям самостоятельно овладеть предложными конструкциями. У детей с ОНР наблюдается та же последовательность в усвоении речи, что и у нормально развивающихся сверстников, но сроки удлиняются. Поэтому логопедическая работа по формированию правильного употребления предлогов у детей с ОНР опирается на последовательность в усвоении предлогов в норме. Дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают значительные трудности при усвоении предложных конструкций, служащих для связи значащих слов в предложении. Чаще всего происходит опускание предлогов, особенно если в сочетании со следующим словом они образуют стечение согласных («Я играю братиком», «Книга лежит шкафу»). Встречаются замены предлогов («Книга упала и стола», «Картина висит в стене», их недоговаривание : «Кошка полезла а забор», «Девочка выглядывает из дерева».
Публикация «Использование наглядного моделирования в работе над усвоением предлогов у детей с общим недоразвитием речи в условиях ФГОС» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Предлоги. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Дошкольники с нарушениями речи часто делают ошибки при склонении существительных с предлогами : «Девочка рассказала праздник», «Вчера я был гости».
Больше всего затруднений вызывает у детей с общим недоразвитием речи употребление сложных предлогов «из-за», «из-под». Они не всегда понимают смысл этих предлогов и не используют их в самостоятельной речи. Исходя из этого, планируя коррекционную по развитию грамматического строя речи с детьми 5-7 летнего возраста, необходимо уделять особое внимание формированию у них навыков правильного употребления предложно-падежных конструкций.
В своей логопедической практике я работаю над усвоением предлогов в речи у детей-логопатов на основе коррекционной программы,своей рабочей программы,а также используя методические рекомендации Т. А, Ткаченко, О. С. Яцель. В старшей логопедической группе логопедическая работа проводится над пониманием и усвоением простых предлогов –на, под, в, за, к, от, по, а также работа над их дифференциацией- на- под; в –на; к- от. В подготовительной к школе группе логопедическая работа проводится над усвоением сложных предлогов –из,с (со,над,из- под, из-за,между,через, а также над дифференциацией –из с; над- под; из-под- из; из- за –из.
Также в старшей группе дети с ОНР закрепляют навыки употребления в речи предлогов с существительными и прилагательными, составлять предложения с предлогами по демонстрации действий, по сюжетным и предметным картинкам. В работе с детьми старшей группы вместо термина «предлог» использую термин «маленькое слово». В подготовительной группе дети уже анализируют предложение с предлогом (определять количество слов в предложении,узнавать место предлога в предложении).
Для лучшего усвоения предложно-падежных конструкций я в своей логопедической работе использую наглядный метод моделирования. Наглядное моделирование-это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Есть следующие этапы работы с моделью :
-знакомство с графическим образом модели; -дешифровка модели
- работа с моделью
Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников. Назначение модели – облегчить процесс усвоения ребенком предлагаемого ему материала.
Применение наглядных моделей, схем в работе с детьми с ОНР, позволяет логопеду более успешно обучить их составлению связного речевого высказывания по заданной или самостоятельно выбранной теме, сочинению рассказа по замыслу.
Актуальность использования наглядного моделирования в коррекционной работе с детьми с ОНР в дошкольном образовательном учреждении в условиях новых ФГОС состоит в том, что:
во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен, но для большинства детей с ограниченными возможностями здоровья характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;
в-третьих, применяя графическую аналогию, мы даём детей возможность видеть главное, систематизировать полученные знания.
Вывод: Использование наглядного моделирования в коррекционно-образовательной работе с детьми, имеющих нарушения речи, применяемые в условиях новых ФГОС, эффективно влияет на развитие у дошкольников памяти, внимания, воображения, логического мышления, обогащения словарного запаса и служат дополнительной основой для исправления звукопроизношения. Целесообразность использования метода моделирования при формировании связной речи у детей с общим недоразвитием речи очевидна, так как мыслительная деятельность в дошкольном возрасте находится ещё в стадии становления и преобладающим видом мышления является наглядно-образное.
В своей логопедической практике в работе над усвоением приставочных глаголов и предлогов я использую следующие модели :
Домик - приставочные глаголы; схемы простых и сложных предлогов (предложены логопедом Т. А. Ткаченко); предметные картинки.
Каждая модель располагается на цветном поле в определённой последовательности для выстраивания простых предложений. Каждая модель может сниматься с поля и быть взаимозаменяемой. Предлагаю авторские дидактические игры по развитию лексико-грамматических категорий,применяемые в условиях новых ФГОС.
«Наши друзья - птицы»
Возрастная направленность- старший дошкольный возраст
Рекомендации по использованию : использовать в НОД в образовательной области- коммуникация, познание
Цели: активизация словаря по теме: «Зимующие и перелётные птицы», закрепление употребления приставочных глаголов, употребления простых предлогов в предложениях.
Материал: панно с видами птиц, предметные картинки объектов, символы простых предлогов модели приставочных глаголов
Ход игры: (вариант задания)
Педагог предлагает назвать подходящее по смыслу слово-действие и предлог,составить предложение. Можно менять предлоги и слова – действия, а также менять объекты местами. Итогом игры может быть – небольшой рассказ с использованием слов- действий и предлогов (простых и сложных). Синица подлетела к ветке рябины. Воробей залетел за берёзу.
«Наша яблонька»
Возрастная направленность- старший дошкольный возраст
Рекомендации по использованию : использовать в НОД в образовательной области- коммуникация, познание
Цели: активизация словаря по теме: «Деревья», «Фрукты», «Дикие животные»,закрепление употребления приставочных глаголов, употребления простых и сложных предлогов в предложениях.
Материал: панно «Яблонька», набор декоративных наклеек (листочки, яблочки,белочки,ёжики)
Ход игры: (вариант задания)
Педагог предлагает назвать подходящее по смыслу слово-действие и предлог,составить предложение.
Листочки появились на яблоньке.
Яблочки созрели на яблоньке.
Ёжата ползут под яблонькой.
Белка спрыгнула с веточки.
Яблоко слетело с яблоньки.
Ёжата ползут за яблоком.
Белочка заглянула за яблоньку.
Бабочка вылетела из-под яблочка.
Вывод: Применение авторских наглядно-игровых пособий на НОД по формированию лексико-грамматических категорий в условиях применения новых ФГОС, развивает у дошкольникам «чувство языка»,речевые ассоциации, координацию тонких движений пальцев рук. Усвоение простых и сложных предлогов происходит в естественной для дошкольников игровой деятельности, с опорой на зрительные образы. Это повышает речевую мотивацию, развивают психические процессы- концентрацию зрительного внимания, слуховую память и логическое внимание.