Юлия Юрьевна Карачкова
Использование комплекса живых физминуток «Стань буквой!» при обучении грамоте детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель-логопед/дефектолог СП ГБОУ НШ с. Красноармейское детский сад "Солнышко" Карачкова Ю. Ю.
В своей коррекционно-развивающей работе в период обучения грамоте применяю методику коррекционно-оздоровительных действий (комплекс двигательных действий «Алфавит телодвижений») А. А. Дмитриева, С. И. Веневцева) в форме проведения физминуток «Стань буквой!», основанных на использовании серий движений по созданию образа буквы с помощью тела человека, одновременно с речевым сопровождением.
Темочки:
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- ЗПР. Задержка психического развития
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Физминутки, физкультминутки, динамические паузы
- Темочки
С помощью увеличения двигательной активности осуществляется коррекция речевых нарушений, укрепление физического здоровья. Воссоздание образа буквы телодвижением способствует более эффективному запоминанию написания этой буквы.
Серия упражнений «Стань буквой!» состоит из 33 двигательных поз, образно представляющих буквы алфавита. Каждое упражнение сопровождается стихотворением, в котором описывается порядок его выполнения.
Обучающиеся на слух и зрительно воспринимают название букв и позу, используя мышечное чувство и мышечное давление, изображают букву. Или, наоборот, анализируя ту или иную позу, называют букву. В данном случае соединяется абстрактное представление буквы с мышечными ощущениями, благодаря чему условные связи в коре головного мозга укрепляются, и впоследствии звук и буква легко воспроизводятся. Движения, которые выполняются при показе той или иной буквы, хорошо знакомы, доступны детям и имеют общеразвивающий характер.
В данной методике сочетаются элементы как биоэнергопластики (биоэнергопластика – содружественное взаимодействие руки и языка при артикулировании, так и элементы кинезиологии (кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные физические упражнения).
По данным А. В. Ястребовой и О. И. Лазаренко, движения тела, совместные движения рук и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей (особенно детей с ОВЗ, развивает координацию движений и мелкую моторику. Использование биоэнергопластики существенно ускоряет и исправление неправильно произносимых звуков у детей с нарушенными кинетическими ощущениями. Для стимулирования интеллектуального развития эффектно применение кинезиологических упражнений. Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, но и позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода дает возможность улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику; снижает утомляемость; повышает способность к произвольному контролю.
Движения рук (ног, применяющиеся при показе букв, выполняются как левой, так и правой рукой (ногой, что способствует закреплению зрительно-пространственных ориентировок у детей с ЗПР. Некоторые буквы можно изобразить при помощи наклонов туловища, движений головы. При воспроизведении данных упражнений участвуют не только мышцы, но и органы речи, органы чувств – зрение, слух, т. е. происходит одновременное активное взаимодействие двигательного, зрительного, слухового и речевого центров коры головного мозга, вырабатываются новые условные рефлексы, способствующие, в свою очередь, развитию многих функций головного мозга.
Упражнения, предложенные в данной методике, способствуют также выработке устойчивой, укреплению мышечной системы, нормализации работы опорно-двигательного аппарата.
Варианты упражнений:
1. «Стань буквой»
Упражнение проводится на этапе знакомства с буквой. Выполняется одновременно с речевым сопровождением. Сначала педагог показывает правильное выполнение, затем дети делают упражнение самостоятельно. После усвоения детьми телодвижений, изображающих отдельные буквы, в своей работе использую комплексы упражнений для составления слогов, слов.
2. «Назови и покажи букву»
Упражнение проводится на этапе знакомства с буквой, при закреплении и повторении изученного материала.
Вариант 1. Специалист демонстрирует карточку с загаданным изображением буквы, тот ребёнок, который угадал букву, выходит и выполняет упражнение с речевым сопровождением.
Вариант 2. Специалист раздаёт детям карточки с загаданными изображениями изученных букв, дети работают в парах. Дети угадывают буквы, выполняют упражнение одновременно с речевым сопровождением.
3. «Составь слог»
Специалист раздаёт детям карточки с загаданными изображениями изученных букв, дети работают в парах. Дети угадывают буквы, составляют слог из букв.
4. «Составь слово»
Упражнение проводится на этапе закрепления и повторения изученного материала.
Вариант 1. Специалист демонстрирует карточку с загаданным изображением слова, группа детей (по количеству букв слова) выходит и выполняет упражнение без речевого сопровождения.