Лейсан Ахмедова
Использование прищепок в качестве предметов-заместителей в развивающем обучении дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ-ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ В РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ (ПРИЩЕПКИ).
Подготовительный этап.
Показываю детям прищепки и рассказываю о их предназначении в быту. Предлагаю рассмотреть прищепки и поиграть с ними.
Публикация «Использование прищепок в качестве предметов-заместителей в развивающем обучении дошкольников» размещена в разделах
- Прищепки. Игры с прищепками для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Показываю каждому малышу, как тремя пальчиками можно прицепить прищепку к краю коробки, держа прищепку вертикально, сопровождает действия словами:
Наша мамочка устала,
Всю одежду постирала.
Милой маме помогу,
Все прищепки соберу.
Затем следует показать, как прищепка может «открыть и закрыть ротик» (держим прищепку в горизонтальном положении большим и указательным пальчиками, локоть упирается на поверхность стола). При возникающих затруднениях взрослый сжимает пальчики ребёнка сам, обращая внимание малыша на следующее: для того чтобы «ротик раскрылся», необходимо сильное нажатие. Далее прищепка «превращается» в волка – педагог (а затем ребёнок) ритмично открывает и закрывает «волчью пасть, приговаривая:
Серый волк – зубами щёлк.
Не боимся тебя, волк!
Игровой пальцевой тренинг детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Исходное положение для каждого упражнения: рука, согнутая в локте, стоит на столе. Прищепка удерживается указательным и большим пальцами параллельно столешнице.
Первые три упражнения – ритмично «открывать и закрывать ротик» прищепки, сопровождая действия проговариванием стихотворных текстов.
«Лиса»
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Ротик открывает, зайчиков пугает.
«Крокодил»
В зоопарке воробей пообедал у зверей,
А зубастый крокодил чуть его не проглотил.
«Гусь»
«ГА-га-га, - гогочет гусь,-
Я с семьей своей горжусь».
«Аист»
Открыть прищепку до упора и закрыть со щелчком. Прислушаться, как щелкает «клюв аиста».
Аист крылья расправляет,
Аист клювик раскрывает.
«Птичка»
Локоть на столе. Водить прищепкой вправо-влево. Руку с открытой прищепкой наклонить к поверхности стола и закрыть (повторить несколько раз). Затем рука возвращается в исходное положение.
Птичка клювом повела,
Птичка зёрнышки нашла.
Птичка зёрнышки поела,
Птичка песенку запела.
«Черепашка»
Ритмичное открывание и закрывание прищепки по ходу проговаривания текста. При произнесении последней строки прищепка «кусает» за палец левой руки.
Ах, обжора - черепашка!
Панцирь - вот её рубашка.
Поплывёт- и цапнет рыбку,
Съест с довольною улыбкой.
Отдохнет она немножко,
На обед поймает мошку.
Если ужинать пора,
Цап – и схватит комара.
Но еды ей не хватило:
Цап! Меня за пальчик схватила!
«Угостим Жучку»
Материал: прищепки, плоские картонные косточки не менее 15 см длиной (по числу детей, миска.
Детям предлагается взять по одной косточке левой рукой. В правой руке у каждого ребёнка прищепка – «Жучка». Правая рука подносится к левой, прищепка «захватывает косточку».
После ужина убрались,
В миске косточки остались.
Косточки мы соберём у каждого ребёнка
И собачке отнесём.
Жучка косточку схватила,
В уголочек утащила.
«Глупая ворона»
Материал: прищепки тёмного цвета, свёрнутые в виде конфет фантики (по числу детей).
Перед каждым ребёнком на столе фантик. Производится наклон кисти с прищепкой к столу, захват фантика. Затем поднять кисть руки в исходное положение.
Увидела бумагу -
Да как её ухватит.
Думала конфета,
Оказалось… фантик.
В следующих трёх упражнениях задействованы обе руки. Ритмичное открывание и закрывание прищепок по ходу проговаривания текста.
«Собаки»
Две собаки лают,
Друг друга не кусают.
Только голос подают.
Видно зубы берегут.
«Грачата»
Двое маленьких грачат
Целый день в гнезде кричат.
Открывают рты галчата:
Очень есть они хотят.
«Интересный разговор»
Лягушонок : «Квак - квак!»
А утё нок: «Кряк-кряк!»
Всё сказали, всё спросили…
Хорошо поговорили!
«Зайчик и собака»
Указательный и средний пальцы левой руки выставлены вверх, остальные зажаты в кулак. Открывание и закрывание прищепки правой рукой на слова «собака злая лает». Левая рука убирается за спину при словах «зайчик убегает»
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает
И собаку выпускает
Собака злая лает, Зайчик убегает.
Игры-драматизации с детьми старшего дошкольного возраста
Можно применять прищепки в разыгрывании сценок со старшими дошкольниками. Двое детей воспроизводят диалог персонажей, замещая их «говорящими» прищепками.
«Волк и лиса»
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую лису.
- Лизавета, здравствуй!
- Как дела, зубастый?
- ничего идут дела, голова пока цела.
«Лисица и утка»
- Уважаемая утка!
Я люблю вас просто жутко!
Прилетайте же ко мне!
Посидим наедине!
- Ах. спасибо вам, лисица,
Но мне что-то не сидится!
«Кошка и курица»
- Хорошо на улице,
- сказала кошка курице.
- А я и не замечала,
Курица ответила.
«Петушок и собака»
- Кукареку! Хватит спать!
Всем давно пора вставать!
-Петя-Петя-петушок!
-Не буди меня, дружок!
Спать я ночью не могу
Дом я ночью стерегу.
Сенсорные игровые упражнения с использованием прищепок
«Коробочки»
Цель. Обучение детей сличению предметов по цвету.
Материал. Четыре картонные коробки с приклеенными на дно кружками основных цветов, прищепки основных цветов (по 3-4штуки).
Ход игры
1вариант
Ребёнок выбирает и прицепляет прищепки на края коробок, соотнося цвета прищепок с цветом кружков на дне коробок.
2 вариант
Четверо детей выполняют инструкцию взрослого. Каждый ребёнок отбирает и прицепляет прищепки того цвета, который ему назвал педагог.
На донышке в коробке
Огонёк горит.
Какие брать прищепки
Он нам говорит.
Ты выбирай. Не путай,
Внимательно смотри,
Такую же по цвету
Прищепку прицепи.
«Зубастики»
Цель. Упражнение в сличении предметов по цвету, закрепление названий основных цветов.
Материал. Четыре прищепки основных цветов, силуэты из цветного картона (помидор, груша, слива, огурец).
Ход игры
- Жили-были разноцветные зубастики. Какого они цвета? (Красный, жёлтый, синий, зелёный). Зубастики любили всё грызть. Но каждый зубастик выбирал только предметы своего цвета :
Красный зубастик ест помидор.
Жёлтый за грушей полез за забор.
Синий ест сливу: вот молодец!
Зелёный зубастик ест огурец.
Каждый ребёнок «угощает» зубастиков, оречевляя свои действия.
«Разноцветный заборчик»
Цель. Закрепление названий основных цветов, ориентация на плоскости (верх - вниз).
Материал. Полоски картона 5х15 см, 8-10 прищепок двух цветов на каждого ребёнка.
Ход игры
Каждому из детей раздаются по 8-10 прищепок двух цветов. Дети должны построить заборчик: чередуя прищепки по цвету, прицепляя их к верхней стороне полоски картона (другой вариант – к нижней).
«Платочки»
Цель. Закрепление понятий «большой» - «маленький», «большая» - «поменьше» (прищепка).
Материал. Два квадрата из картона (платочки) разного размера, по 12 прищепок разного размера на каждого ребёнка.
Ход игры
Каждому ребёнку педагог дает по два квадрата разного размера и поднос с шестью маленькими и шестью большими прищепками. Детям предлагается подобрать и прицепить к большому платочку большие «кисти» (прищепки, а к маленькому – маленькие.
«Шаль с бахромой»
Цель. Закрепление понятий «большой» - «маленький».
Материал. Квадрат картона 10х10 («шаль, прищепки двух размеров на каждого ребёнка.
Ход игры
Каждому ребёнку педагог дает по квадрату и подносу с прищепками двух разных размеров.
Детям предлагается украсить шаль бахромой, чередуя: большая – маленькая.
Использование прищепок при усвоении детьми пространственных представлений