Елена Подкорытова
Интегрированное занятие для детей старшей группы «Составление рассказа по портрету «Девочка с ягодами» с технологией ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
План - конспект для детей старшей группы «Составление рассказа по картине "Девочка с ягодами»». Составила воспитатель Подкорытова Е. В.
Публикация «Интегрированное занятие для детей старшей группы „Составление рассказа по портрету „Девочка с ягодами“ с технологией ТРИЗ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Фрукты и ягоды. Конспекты занятий
- Ягоды садовые
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
Цели: Закрепление навыка составления описательного рассказа по картине мастера живописи. Обогащение новой лексикой. Развитие наблюдательности и зрительного внимания. Обучение, восприятию внутреннего мира человека (вглядываясь в его лицо).
Развитие логического мышления и творческого воображения. Употребление слов, обозначающих оттенки цветов. Употребление грамматически правильно составленных предложений. Воспитание интереса к произведениям живописи.
Интеграция областей :
Речевое развитие; Художественно - эстетическое развитие; Познавательное развитие; Физическое развитие; Социально -коммуникативное развитие.
Оборудование: Репродукция картины "Девочка с ягодами"; микрофон. серия карточек -символов (вопросительный знак, место действия, время действия; композиция картины, действующие лица, одежда, настроение и характер действующих лиц, цветовая палитра, символ «сердце»).
Ход занятия
1. Организационный момент.
Ребята сегодня мы с вами отправимся на "Вернисаж". Посмотрите сколько картин в этом зале. Давайте вы будете рассматривать картины, а я буду брать у вас интервью.
Игра «Интервью с художником»
(на основе беседы)
Цель – выявление особенностей предпочтений детей в видах и жанрах искусства живописи в изобразительной деятельности; особенностей освоения некоторых эстетических оценок и категорий («безобразно», «прекрасно» и др.)
Мотив. Ребенку предлагается «превратиться в настоящего художника» и «дать интервью» художественному журналу. Можно использовать игровые атрибуты: диктофон, микрофон, блокнот для записи.
Предъявляемые задания.
Ребенку предлагаются группы вопросов.
1. Вопросы, направленные на выявление представлений детей о некоторых этических категориях:
Как ты думаешь, что такое красота? Что можно назвать красивым, прекрасным? А безобразным? Как ты думаешь, чем люди обычно украшают разные предметы (в доме, одежде? А зачем они это делают?
2. Вопросы, направленные на выявление представлений детей о некоторых видах и жанрах искусства живописи:
Как ты думаешь, кто создает картины?
Как ты думаешь, зачем рисуют картины?
Зачем люди ходят в музеи смотреть на картины?
Подскажи, где здесь пейзаж? Натюрморт? Как ты догадался? А что такое пейзаж (что там обычно нарисовано? Портрет? Чтение стихотворения "Портрет"
Воспитатель: Молодцы. А сейчас давайте с вами немного развлечёмся. (физ. минутка)
По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдём
Может быть и под листочком сладку ягоду найдём
На носочки детки встали по дорожкам побежали
И на каблучках пойдём через лужи перейдём
Отдохнули вот и славно Поговорим теперь о главном.
Воспитатель: Ну а теперь продолжим наше интервью
Какие виды портретов вы знаете? (групповой, одиночный, детский, поясной, в рост, парадный, семейный)
Воспитатель: Ребята, а давайте с вами смоделируем виды портретов, только моделями вы будете сами. (Моделирование состава портретов).
Ребята я сейчас загадаю картину, а вы с помощью задаваемых мне вопросов должны отгадать и тогда мы с вами узнаем о какой картине мы с вами будем говорить. Игра "Да - нет".
2. Работа с картиной.
Правильно, мы будем описывать именно эту картину и помогать нам будет наш познавательный круг.
- Какой это жанр картины? (портрет)
- Кто изображен на картине?
- Какой вид портрета?
Дети вызываются по желанию для описывания картины по моделям.
- Как изображена девочка? Что можно сказать о выражении лица, настроении, о ее одежде? - выставляются карточки-символы - (Девочка изображена почти в центре картины. Лицо ее выражает тревогу, печаль. Особенно ярко выделяются на нем глаза. Чувствуется, что девушка чем-то озабочена, она грустит. Одета девушка очень просто, : на ней синий сарафан цвета моря и белая кофточка.) Ребята давайте сделаем девочке подарок, чтобы она не грустила. Составление метафоры про бусы. (На нитке бусы как изумруд) "Изумрудная ниточка". Ну вот мы с вами и порадовали девочку.
Что делает девушка? - символ - - Какие чувства вызывает она у вас? - символ «сердце» (Картина навевает грусть. Жалко бедную девушку, которая осталась одна в темном лесу).
- Какие краски использует художник для изображения девочки? - символ «цветовая палитра» - (Серо-голубые для одежды; светло-розовые для лица и рук, для рисунка на сарафане сине красные: от зеленого, почти черного для рисунка леса.)
3. Продолжение работы над картиной.
- Где происходит действие картины? - символ место - (Кругом темный лес) .
Игровое упражнение "Закрой глаза и представь, что ты попал в картину".
«Что ты слышишь?” «Пройди по картинке, дотронься до предметов, которые тебе попадаются на пути. Что ты почувствовал?» «Вдохни запах. Какие запахи ты почувствовал?» «Попробуй на вкус. Какие у тебя возникли вкусовые ощущения?»
- Какое время года изобразил художник? По каким признакам можно это определить? (Художник изобразил лето, время суток вечер. Небо хмурое, холодное.)
4. Составление рассказа детьми с использованием карточек-символов. (Ребёнок выбирается по желанию).Молодцы хорошие рассказы у вас получились. Ребята а давайте как настоящие художники придумаем название нашему портрету. Понравилось вам занятие? Ну а сейчас раз мы с вами стали настоящими художниками, давайте разделимся на три команды и каждая команда нарисует свой вид портрета. (одиночный, семейный, парный). Дети рисуют портреты и оформляют свой вернисаж.