Лучший педагог года

Конспект НОД с детьми старшей группы «Русский самовар». Составление описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу

Лидия Гусева
Конспект НОД с детьми старшей группы «Русский самовар». Составление описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: способствовать знакомству детей с историей возникновения самовара на Руси, учить детей составлять описательный рассказ о самоваре с опорой на мнемотаблицу, воспитывать интерес к истории своего народа

Материалы и оборудование: русские народные костюмы для детей и воспитателя, лавочки для детей, иллюстрации с изображением разных видов самоваров, деревянная матрешка, пуховый платок, набор геометрических тел, д\и «Сложи картинку», мнемотаблица, самовар, диски с аудиозаписями русских народных песен «Светит месяц, светит яркий»; «К нам гости пришли»; «Детская кадриль», чайный стол с самоваром, посудой и пирогами.

Публикация «Конспект НОД с детьми старшей группы „Русский самовар“, Составление описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу» размещена в разделах

Организационный момент.

Дети входят в русских народных костюмах под музыку «Светит месяц, светит яркий»

Хозяюшка (воспитатель)

Здравствуйте, гости дорогие

Гости званные и желанные.

Красивые и молодые,

Застенчивые и боевые.

Гости на пороге-хозяйке радость.

Познавательная деятельность.

Проходите, гости дорогие присаживайтесь, а расскажу я вам историю одного предмета, а какого именно узнаете, отгадав загадку.

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Он шипит и кипит,

Всем чай пить велит.

Ответ детей: (Самовар)

Хозяйка: Да это самовар. Почему его так называют.

Ответ детей: (сам варит)

Хозяйка: Вот он «Самовар-батюшка» Как вы думаете, почему его так называли?

Ответ детей (самый главный на столе)

Хозяйка: А вот и его история, сядьте кружком да поговорим ладком.

Только на Руси пили чай из самовара. Самовар - это предмет народного быта он предназначен для разогрева воды.

Наши талантливые предки и тут проявили себя. Не удовлетворившись простым чайником, который использовали в других европейских странах, был изобретен самовар. Первый самовар был изготовлен в городе Тула. Вода в нем быстро закипала и долго не остывала, а для растопки годилось все: и щепочки и шишки. Самовары получили очень широкое распространение.

Их делали круглыми, цилиндрическими, конусообразными, квадратными. Давайте вспомним геометрические тела: шар, цилиндр, конус, куб (показ геометрических тел). Предложить детям разместить геометрические тела под изображением самоваров соответствующей формы.

А в качестве материалов для изготовления использовали серебро, медь, железо и даже фарфор (показ предметов сделанных из этих материалов).

Самовары искусно украшались.

-Дети, а как вы думаете, как можно украсить самовар? (ответы детей).

Так, ручки, ножки, кран самовара могли быть выполнены в виде рыб, львов, петухов и пр.

На поверхности иногда делали надписи типа: «Самовар кипит, уходить не велит»

-Ребята, а как вы понимаете смысл этой пословицы (ответы детей).

А теперь нам пора немного отдохнуть. Предлагаю поиграть в русскую народную игру «Плетень»

Несмотря на появление газа и электричества, самовар сохранился до наших времен. Правда, в последние годы самовары делают, в основном, электрические (для использования в быту) или декоративные (для подарка в качестве русского сувенира).Дети, а какие российские сувениры вы знаете? (ответы детей (матрешка).

Ребята, а еще в Оренбургской области наши мастерицы вяжут теплые пуховые платки. Это гордость нашего края. (предложить детям потрогать на ощупь, подумать и сказать из чего связан).

Самовар долгое время был вещью дорогой, роскошной. Относились к нему очень бережно и передавали по наследству от родителей детям как ценное имущество. Ставили самовары не на кухни, а в гостиной, на самоварный столик как украшение. В богатых семьях было по два самовара : один – повседневный, а другой – праздничный. Гостей угощали только из праздничного самовара.

В наше время, если кто и пользуется самоваром, так чаще только электрическим. Но о старинном самоваре не забыли. Во всем мире он остался одним из символов России – символом русского гостеприимства.

Давайте же познакомимся поближе с этим предметом. Какой он самовар?

Ответ детей: Блестящий, красивый, пузатый, железный.

Хозяйка: Что есть у самовара?

Ответ детей: Крышка, дно, стенки, кран

Хозяйка: сколько ручек у самовара, и из чего они сделаны?

Ответ детей: (две ручки, сделаны из дерева)

Хозяйка: А кто знает, почему ручки у самовара деревянные?

Ответ детей: (чтобы не обжечься)

Хозяйка: Посчитайте, сколько ножек у самовара (четыре ножки)

Предложить детям д\и «Сложи картинку» (самовары двух видов).

Хозяйка: А для чего нужен самовар?

Ответ детей: В нём кипятят воду, а потом пьют чай.

Хозяюшка: Самовар видели все, но не все знают, как он устроен внутри.

У старинного самовара была труба. В нее засыпали сосновые сухие шишки или щепки. Поджигали их лучиной. Закипала в самоваре вода. В специальное приспособление наверху в самоваре, которая называется, конфорка ставили, заварной чайник с душистым чаем. Такой самовар называли дровяной.

А теперь предлагаю составить рассказ о самоваре по таблице, которую я вам предложу.

Составление рассказов детей (2-3)

Хозяюшка: «делу время, а потехе час». Перед тем, как чайку напиться, выходи народ честной, будем веселится

Исполняется детьми русская народная песня «К нам гости пришли»

Итог занятия: Дети, о чем мы сегодня с вами говори? Еще чем занимали (составляли рассказы) (отметить детей и их работу)

Хозяюшка: Сверху пар, снизу пар,

Кипит наш русский самовар.

Милости просим на чашку чая!

Чаепитие с пирогами.

Публикации по теме:

«Дикие животные». Конспект занятия по составлению описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу«Дикие животные». Конспект занятия по составлению описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу «Составление описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу» для детей 4-5 лет Педагогические цели: Учить детей составлять описательные.

Конспект НОД для детей старшей группы по формированию связной речи «Составление описательного рассказа с опорой на схему» Исламова Лариса Витальевна Учитель-логопед МБДОУ Детский сад №20 компенсирующего вида Г. Красноуральск Свердловской области КОНСПЕКТ.

Конспект НОД «Составление описательного рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 1. Программное содержание: 1. Учить детей составлять описательный рассказ по картине А. Саврасова «Грачи прилетели». 2. Дать энциклопедическое.

Конспект занятия по развитию речи. «Составление описательного рассказа о зиме» Конспект занятия по развитию речи. «Составление описательного рассказа о зиме» в старшей группе. Программные задачи: учить детей составлять.

Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине» Цель: учить составлять небольшой рассказ (из – 2-3 предложений, отражающий содержание картины, учить подбирать определения к словам «снег»,.

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе ДОУ «Составление описательного рассказа по картине «Лиса с лисятами»Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе ДОУ «Составление описательного рассказа по картине «Лиса с лисятами» Задачи: Образовательные задачи: -учить составлять описательный рассказ по картине «Лиса с лисятами» с опорой на мнемотаблицу; -учить составлять.

План-конспект занятия «Составление описательного рассказа об овощах и фруктах» Приоритетно – образовательная область: «Речевое развитие». Цель: Формировать у детей умение правильно составлять описательный рассказ. Материалы.

Составление описательного рассказа по теме «Посуда» с опорой на схемы Цель: учить детей составлять описательный рассказ о предметах посуды с опорой на схемы. Образовательные задачи: формировать умение сравнивать.

Составление описательного рассказа по двум игрушкам в старшей группе «Путешествие в заколдованный лес» Программное содержание: Образовательная задача: учить детей составлять описательные рассказы о диких животных, закреплять знания о диких.

Составление рассказа «Зима» с опорой на серию сюжетных картинок в старшей логопедической группе Тема: Составление рассказа «Зима» с опорой на серию сюжетных картинок в старшей логопедической группе. Цели: Закрепление употребления в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД с детьми старшей группы «Русский самовар». Составление описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу
Опубликовано: 24 января 2016 в 14:56
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД с детьми старшей группы «Русский самовар». Составление описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу» (включая файлы) размещена пользователем Лидия Гусева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД