Лидия Гусева
Конспект НОД с детьми старшей группы «Русский самовар». Составление описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: способствовать знакомству детей с историей возникновения самовара на Руси, учить детей составлять описательный рассказ о самоваре с опорой на мнемотаблицу, воспитывать интерес к истории своего народа
Материалы и оборудование: русские народные костюмы для детей и воспитателя, лавочки для детей, иллюстрации с изображением разных видов самоваров, деревянная матрешка, пуховый платок, набор геометрических тел, д\и «Сложи картинку», мнемотаблица, самовар, диски с аудиозаписями русских народных песен «Светит месяц, светит яркий»; «К нам гости пришли»; «Детская кадриль», чайный стол с самоваром, посудой и пирогами.
Публикация «Конспект НОД с детьми старшей группы „Русский самовар“, Составление описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Посуда. Все о посуде для детей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Самовар
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
Организационный момент.
Дети входят в русских народных костюмах под музыку «Светит месяц, светит яркий»
Хозяюшка (воспитатель)
Здравствуйте, гости дорогие
Гости званные и желанные.
Красивые и молодые,
Застенчивые и боевые.
Гости на пороге-хозяйке радость.
Познавательная деятельность.
Проходите, гости дорогие присаживайтесь, а расскажу я вам историю одного предмета, а какого именно узнаете, отгадав загадку.
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Он шипит и кипит,
Всем чай пить велит.
Ответ детей: (Самовар)
Хозяйка: Да это самовар. Почему его так называют.
Ответ детей: (сам варит)
Хозяйка: Вот он «Самовар-батюшка» Как вы думаете, почему его так называли?
Ответ детей (самый главный на столе)
Хозяйка: А вот и его история, сядьте кружком да поговорим ладком.
Только на Руси пили чай из самовара. Самовар - это предмет народного быта он предназначен для разогрева воды.
Наши талантливые предки и тут проявили себя. Не удовлетворившись простым чайником, который использовали в других европейских странах, был изобретен самовар. Первый самовар был изготовлен в городе Тула. Вода в нем быстро закипала и долго не остывала, а для растопки годилось все: и щепочки и шишки. Самовары получили очень широкое распространение.
Их делали круглыми, цилиндрическими, конусообразными, квадратными. Давайте вспомним геометрические тела: шар, цилиндр, конус, куб (показ геометрических тел). Предложить детям разместить геометрические тела под изображением самоваров соответствующей формы.
А в качестве материалов для изготовления использовали серебро, медь, железо и даже фарфор (показ предметов сделанных из этих материалов).
Самовары искусно украшались.
-Дети, а как вы думаете, как можно украсить самовар? (ответы детей).
Так, ручки, ножки, кран самовара могли быть выполнены в виде рыб, львов, петухов и пр.
На поверхности иногда делали надписи типа: «Самовар кипит, уходить не велит»
-Ребята, а как вы понимаете смысл этой пословицы (ответы детей).
А теперь нам пора немного отдохнуть. Предлагаю поиграть в русскую народную игру «Плетень»
Несмотря на появление газа и электричества, самовар сохранился до наших времен. Правда, в последние годы самовары делают, в основном, электрические (для использования в быту) или декоративные (для подарка в качестве русского сувенира).Дети, а какие российские сувениры вы знаете? (ответы детей (матрешка).
Ребята, а еще в Оренбургской области наши мастерицы вяжут теплые пуховые платки. Это гордость нашего края. (предложить детям потрогать на ощупь, подумать и сказать из чего связан).
Самовар долгое время был вещью дорогой, роскошной. Относились к нему очень бережно и передавали по наследству от родителей детям как ценное имущество. Ставили самовары не на кухни, а в гостиной, на самоварный столик как украшение. В богатых семьях было по два самовара : один – повседневный, а другой – праздничный. Гостей угощали только из праздничного самовара.
В наше время, если кто и пользуется самоваром, так чаще только электрическим. Но о старинном самоваре не забыли. Во всем мире он остался одним из символов России – символом русского гостеприимства.
Давайте же познакомимся поближе с этим предметом. Какой он самовар?
Ответ детей: Блестящий, красивый, пузатый, железный.
Хозяйка: Что есть у самовара?
Ответ детей: Крышка, дно, стенки, кран
Хозяйка: сколько ручек у самовара, и из чего они сделаны?
Ответ детей: (две ручки, сделаны из дерева)
Хозяйка: А кто знает, почему ручки у самовара деревянные?
Ответ детей: (чтобы не обжечься)
Хозяйка: Посчитайте, сколько ножек у самовара (четыре ножки)
Предложить детям д\и «Сложи картинку» (самовары двух видов).
Хозяйка: А для чего нужен самовар?
Ответ детей: В нём кипятят воду, а потом пьют чай.
Хозяюшка: Самовар видели все, но не все знают, как он устроен внутри.
У старинного самовара была труба. В нее засыпали сосновые сухие шишки или щепки. Поджигали их лучиной. Закипала в самоваре вода. В специальное приспособление наверху в самоваре, которая называется, конфорка ставили, заварной чайник с душистым чаем. Такой самовар называли дровяной.
А теперь предлагаю составить рассказ о самоваре по таблице, которую я вам предложу.
Составление рассказов детей (2-3)
Хозяюшка: «делу время, а потехе час». Перед тем, как чайку напиться, выходи народ честной, будем веселится
Исполняется детьми русская народная песня «К нам гости пришли»
Итог занятия: Дети, о чем мы сегодня с вами говори? Еще чем занимали (составляли рассказы) (отметить детей и их работу)
Хозяюшка: Сверху пар, снизу пар,
Кипит наш русский самовар.
Милости просим на чашку чая!
Чаепитие с пирогами.