Светлана Стенина
Интеграция взаимодействия учителя-логопеда со специалистами в ходе НОД в старшей группе для детей с ОВЗ (часть первая)
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция – это глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей. Она охватывает все виды художественно - творческой деятельности и речевой, разнообразные игры: дидактические, подвижные, игры – драматизации, сюжетно – ролевые; изобразительную деятельность, художественно – речевую, музыкальную.
Публикация «Интеграция взаимодействия учителя-логопеда со специалистами в ходе НОД в старшей группе для детей с ОВЗ (часть первая)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
Реализация коррекционных и образовательных задач на занятиях происходит через проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические игры и задания. Интеграция помогает сократить количество занятий, снизить объем учебной нагрузки на каждого ребенка, освободить время для прогулок и свободной деятельности, способствуя укреплению психического и физического здоровья детей.
Включение детей с ОНР в разные виды деятельности на занятии позволяет повысить эффективность в работе и стабильность полученных результатов. Эти занятия можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии логопеда, воспитателей логопедической группы, педагога – психолога, музыкального руководителя, физкультурного работника и ребенка. Вся деятельность педагогического коллектива в логопедической группе строится на интегративной основе и дает почву для плодотворной, творческо-поисковой деятельности коллектива. В логопедической группе детского сада интегрированные занятия планируются по тематике, связанной с прохождением лексических тем, рекомендованных программой по коррекции речи. В рамках интегрированного подхода то или иное явление, событие дети рассматривают с разных сторон, выделяя и изучая разные аспекты: социальные, в том числе нравственно-этические; эмоционально-чувственные, включая музыкальные, художественно-эстетические; логико-математические; естественно-научные.
Цель интегрированных занятий – систематизировать, углублять, обобщать личный опыт ребенка с тем, чтобы он освоил новые способы действий, мог использовать свои знания, умения и навыки в практической деятельности, то есть мог поступать компетентно, решая те или иные задачи.
Механизм интеграции – образ, созданный разными средствами и воспроизводящийся детьми в разных видах деятельности.
в речевой – слово (обзорные определения, эпитеты, сравнения, ритм)
в театрализованной – движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы)
в изобразительной – рисунок (Фома, величина, цвет, композиция, ритм)
в музыкальной – мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др.)
На интегрированных занятиях решаются следующие задачи: Дидактические: обогащать, уточнять и активизировать языковые навыки воспитанников с ОНР; закреплять, уточнять и обогащать знания по теме (в соответствии с календарно-тематическим планированием интегрированного занятия); учить ребенка применять языковые средства (вербальные и невербальные) в различных видах деятельности; учить развивать отношения, построенные на способности решать проблемы.
Коррекционные: закреплять навыки правильного звукопроизношения; грамматического структурирования высказывания; преодолевать нарушения темпо-ритмической стороны речи и движений; преодолевать нарушения просодической стороны речи; преодолевать нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения; развивать высшие психические функции.
Воспитательные: вызывать желание вступать в контакт с окружающими; воспитывать умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника; воспитывать гуманистическое, толерантное отношение к сверстникам, товарищам; воспитывать умения взаимодействовать в команде.
Кроме основных образовательных, коррекционных и воспитательных задач на интегрированных занятиях становится возможным в полной мере решать и здоровьесберегающие задачи:
• Предотвращение перегрузки детей путем переключения их на разные виды деятельности, смены поз при выполнении заданий, их дозировка, организация релаксации на занятии.
• Учет индивидуальных особенностей восприятия, запоминания, понимания учебного материала детьми, индивидуального темпа, работоспособности и утомления при выполнении заданий в группе, уважение к личности ребенка.
• Учет актуального состояния здоровья, профилактика нарушения зрения, слуха, дыхания, осанки, мелкой и крупной моторики.
• Учет стиля общения с детьми: личностно-ориентированный, направленный на сотрудничество и поддержку.
Связующим звеном выступает тема, рассматриваемая на логопедическом занятии. Занятия, построенные на основе тематического принципа, более результативны, так как у детей отмечается повышенный интерес к содержанию тех задач, которые решаются на этих занятиях; у детей проявляется особая широта интересов – что в последующем может стать основой многообразного опыта. На таких занятиях происходит взаимопроникновение материала из разных разделов воспитания и обучения через разные виды деятельности: речевую, логико-математическую, театральную, музыкально-ритмическую, физкультурную, изобразительную. Каждый вид деятельности имеет свои особенности и свое влияние на развитие способностей ребенка, его физических и умственных сил, волевых и нравственных качеств. Можно также выделить самостоятельную и совместную деятельность. Все виды деятельности в процессе занятий взаимосвязаны.
Методика проведения занятия с использованием интегрированного подхода существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на таких занятиях используются различные методы и приемы.
Наиболее эффективны из них следующие:
-сравнительный анализ, сопоставление, поиск;
-проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ.
-разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.
Для таких занятий характерна смешенная структура, позволяющая маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.
Структура интегрированных занятий.
• Вводная часть. Создаётся проблемная ситуация, стимулирующая активность детей.
• Основная часть. Детям даются новые знания, параллельно идёт работа по обогащению и активации словаря, обучению связной речи.
• Заключительная часть. Детям предлагается практическая работа на закрепление полученной информации.
Требования к структуре занятий
• чёткость, компактность материала;
• продуманность и логическая взаимосвязь материала разделов программы;
• взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе деятельности;
• большая информативная ёмкость материала;
• систематичность и доступность изложения материала;
• соблюдения временных рамок деятельности
Интегрированные занятия в практике логопедической работы возможны двух типов:
1. Сотрудничество педагогов различных учебных дисциплин (логопед – психолог, логопед – музыкальный руководитель, логопед – воспитатель, логопед – физкультурный работник).
2. Использование логопедом методов работы других специалистов (психолога, воспитателя, музработника и др).
Задачи первого типа интеграции :
• Координация деятельности всех специалистов системы психолого-педагогического сопровождения (педагогов-психологов, социальных педагогов, логопедов, дефектологов, учителей, воспитателей) по созданию оптимальных условий для нормального развития ребенка.
• Совершенствование системы психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях образовательного учреждения.
• Систематизация имеющегося опыта, обмен интересными профессиональными находками.
• Объединение представителей разных специальностей в решении вопросов создания особой культуры психолого-педагогической поддержки участников учебно-воспитательного процесса.
Основная задача второго типа интеграции – повышение эффективности логопедического процесса.
Литература
1. Белая К. Ю. и др. Интеграция – как основной инструмент создания новой модели ДОУ //Управление ДОУ. 2003. №4
2. Дуева Т. И., Суворова Е. Н. Интегрированные занятия для детей с нарушениями речи // Логопед. 2010. №8.
3. Инновации в логопедическую практику / Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. / Сост. О. Е. Громова. М. 2008.
4. Косенкова О. С. Интегрированный подход к проведению логопедических занятий // Логопед. 2010. №7.
5. Павленко И. Н., Родюшкина Н. Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия. /Под ред. К. Ю. Белой. М., 2005.
6. С. Сажина «Технология интегрированного обучения», «Творческий центр», М. ,2008г
7. Статья: О. Скорлупова, Н. Федина «О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании». Журнал «Дошкольное воспитание» №5, 2010г
8. Статья: Т. Гризик «О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», журнал «Дошкольное воспитание» №5, 2010г
9. Статья: А. Пронина «Преодоление, познание, гармония», журнал «Дошкольное воспитание» №10, 2010г
10. «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 23.11.2009г.