МААМ-картинки

Организация взаимодействия учителя-логопеда с семьей для сохранения и укрепления здоровья детей с нарушением речи

Юлия Колесникова
Организация взаимодействия учителя-логопеда с семьей для сохранения и укрепления здоровья детей с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы

Организация взаимодействия учителя-логопеда с семьей в использовании нетрадиционных форм для сохранения и укрепления здоровья детей с нарушением речи.

Здоровье человека – проблема актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, вредное воздействие гиподинамии, значительные умственные перегрузки - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье ребёнка.

Публикация «Организация взаимодействия учителя-логопеда с семьей для сохранения и укрепления здоровья детей с нарушением речи» размещена в разделах

Дефекты речи являются распространенным нарушением здоровья дошкольников, что в той или иной степени влияет на различные стороны жизни ребенка, отражается на его деятельности, поведении, на физиологических функциях детского организма. У детей с дефектами речи диагностируются отклонения в физическом развитии, преимущественно за счет дефицита массы и длины тела, а также задержка моторного развития и созревания биоэлектрической активности головного мозга. Среди дошкольников с речевыми нарушениями преобладают часто болеющие дети. У них выявлено наличие сопутствующей патологии, в основном со стороны центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, ЛОР-органов.

В связи с этим актуальным становится вопрос о внедрении в практику логопедической работы с дошкольниками здоровьесберегающих образовательных технологий.

Цель применения здоровьесберегающих технологий в логопедической работе - оптимизация процесса коррекции речи и обеспечение оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей. Ведущий принцип таких технологий – учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.

Организуя работу по коррекции речи, я ставлю перед собой и оздоровительные задачи :

1) Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье дошкольников, путём повышения адаптивных возможностей детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).

2) Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие.

3) Привлекать родителей к использованию традиционных и нетрадиционных здоровьесберегающих приемов, методов и технологий в воспитании своего ребенка.

Основная форма логопедической деятельности в дошкольном учреждении – образовательная, в ходе которой осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и развитие речевых и творческих способностей каждого ребёнка. Система логопедической оздоровительной работы предполагает использование на каждом логопедическом занятии как традиционных, так и нетрадиционных здоровьесберегающих приемов, методов, технологий. Артикуляционная гимнастика, упражнения дыхательной гимнастики, речевые игры с движениями, пальчиковые игры, игры на развитие мелкой моторики, гимнастика для глаз, психогимнастика, физкультминутки, динамические паузы используются на логопедических занятиях наряду с такими нетрадиционными методиками, как биоэнергопластика, кинезиология, Су Джок терапия, самомассаж.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга. Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, как правило, они испытывают трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с ребенком дома.

Совместная работа логопеда с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и осуществляется в следующих формах и методах: анкетирование; оформление речевых уголков; оформление папок-передвижек с консультациями; индивидуальные консультации, беседы (в рабочем порядке, еженедельно); проведение семинаров-практикумов; выступление на родительских собраниях; ведение тетради взаимосвязи с родителями; проведение открытых занятий; совместная подготовка к праздникам.

Для сохранения и укрепления здоровья детей, имеющих нарушения речи, на консультациях и семинарах-практикумах родителям показываю логопедические здоровьесберегающие приемы (артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, психогимнастика); в тетради взаимосвязи с родителями предлагаю задания с использованием нетрадиционных здоровьесберегающих логопедических технологий (биоэнергопластика, кинезиология, Су Джок терапия, самомассаж).

Су-Джок терапия – регулярное и опосредованное воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма, в частности, профилактики и коррекции речевых нарушений. Су – кисть, Джок – стопа. Стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений: шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики и др. Эффективен и ручной самомассаж пальцев. Массаж проводится до появления тепла. Чаще всего эта работа осуществляется на занятиях перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами.

Такой массаж не только оказывает благотворное влияние на весь организм, но также помогает решать коррекционные задачи: активизирует мозг, развивает межполушарное взаимодействие, иннервацию речедвигательных анализаторов, способствует развитию речи, внимания, памяти, образного и абстрактного мышления, оптико-пространственного восприятия и мелкой моторики рук, так необходимых для успешной подготовки детей в школе.

Элементы самомассажа лица и пальцев применяются с целью развития подвижности артикуляционного аппарата щек и губ. Использование игрового самомассажа в сопровождении легко запоминающихся стихов и в сочетании с сюрпризными игровыми моментами позволяют организовать занятия, как весёлые эмоциональные непринуждённые минутки отдыха и, в то же время, повысить эффективность коррекционной работы во время образовательной деятельности.

Биоэнергопластика направлена на совместные движения руки и артикуляционного аппарата, что способствует активизация естественного распределения биоэнергии в организме. Термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики. Для коррекционной работы учителей – логопедов наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. Биоэнергопластика оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику, улучшает внимание, память, мышление, речь, укрепляет мышцы речедвигательного анализатора, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению.

Кинезиологические упражнения направлены на совершенствование высших психических функций мозга, развитие подвижности нервных процессов, и синхронизации работы двух полушарий коры головного мозга. Эти упражнения позволяют выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга. У ребенка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи головного мозга. Применение кинезиологических упражнений, предполагает соблюдение следующих условий: систематичность выполнения; постепенное увеличение темпа и сложности; точность выполнения движений и приемов; чередование учебных действий с кинезиологическими упражнениями; но во время занятий продуктивной деятельностью упражнения следует проводить до начала работы, не прерывая ее. Следует отметить, что значение кинезиологических упражнений особенно велико в дошкольном возрасте, пока идет формирование речевой моторной области. Считаю, что целесообразно в структуру занятия включать несколько кинезиологических упражнений, связывая их общей темой или сюжетом, обыгрывая и постепенно усложняя (увеличивая число повторений, темп).

Перечисленные выше здоровьесберегающие методы и приемы я использую в разных частях занятия, физкультминутках, динамических паузах. Разработан перспективный план по взаимодействию учителя-логопеда с родителями в использовании здоровьесберегающих методов, приемов и технологий на год, подобран и систематизирован материал по использованию здоровьесберегающих технологий : картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам; комплексы дыхательных гимнастик; тематические физминутки; игры на развитие речевого дыхания; комплексы самомассажа; картотека упражнений для пальцев рук, сопровождающих артикуляционные упражнения (биоэнергопластика); комплекс упражнений по кинезиологии.

Применение в логопедической работе здоровьесберегающех технологий способствует пробуждению интереса к занятиям, умению понимать словесные инструкции, развитию темпо-ритмической, интонационной и слоговой структуры речи, внимания, памяти, усидчивости, обогащению активного словарного запаса, формированию связной речи, помогают сделать речь яркой и эмоциональной, закрепить счёт, понятия «правая-левая рука», названия пальцев, содержат элементы пальчиковой гимнастики, релаксации и эмоциональной разрядки, повышают настроение детей.

Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии оптимизируют процесс коррекции речи детей, позволяют интереснее и разнообразнее организовывать логопедические занятия.

Публикации по теме:

Организация взаимодействия с семьей по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей Началом всех начал в воспитании детей является семья. Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются.

Взаимодействие педагогов с семьей по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей Семья для ребенка есть самое главное и лучшее педагогическое учреждение, обеспечивающее личностное развитие. Семейное воспитание для ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация взаимодействия учителя-логопеда с семьей для сохранения и укрепления здоровья детей с нарушением речи
Опубликовано: 3 мая 2015 в 17:23
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация взаимодействия учителя-логопеда с семьей для сохранения и укрепления здоровья детей с нарушением речи» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Колесникова (УИ 309774) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД