Ольга Ревякина
Приёмы взаимодействия воспитателя, учителя-логопеда и музыкального руководителя
▼ Скачать + Заказать документы
Впервые система музыкально-ритмических движений была разработана известным швейцарским музыкантом-педагогом Э. Далькрозом. Метод Далькроза очень прост: используя специальные тренировочные упражнения, развивать у детей с дошкольного возраста музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений. Э. Жак-Далькроз считал, что эти умения надо развивать как можно раньше и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. На первое место он ставил игру как естественную деятельность, в процессе которой ребёнок познаёт жизнь, а также меньше всего утомляется, и поэтому интерес и внимание у него в игре держится дольше, чем в специальных обучающих упражнениях. Ритмика по системе Ж. Далькроза, основанная на принципе интереса и доступности, стала средством борьбы с аритмией в лечебно-профилактических целях у детей дошкольного возраста. Известный продолжатель идей Далькроза немецкий музыкант и педагог К. Орф использовал на своих занятиях сочетание слов, музыки и движения. Элементы этого метода могут быть использованы в работе с детьми, требующими двигательной и речевой реабилитации. Опыт работы показывает, что подобные занятия очень эффективны в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии речи и движений. При проведении занятий педагог должен помнить следующее: 1) занятия следует проводить с учётом индивидуальных возможностей детей; 2) занятия должны строиться с учётом диагноза ОНР (общее недоразвитие речи) занятия строятся особенно эмоционально, с быстрой сменой деятельности, чтобы они не уставали. Распевки следует больше давать на гласные, чтобы лучше отрабатывать дыхание и раскрепостить зажатую нижнюю челюсть. Одну и ту же тему лучше повторять по 2-4 раза, пока они её не усвоят, а распевки на гласные - петь долго: с сентября по октябрь, а иногда и ноябрь. С детьми, имеющими диагноз ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи, желательно больше работать над развитием слуховых и зрительных представлений, совершенствуя их двигательные навыки. 3) Речь, музыка и движение должны быть очень тесно взаимосвязаны, дополнять друг друга. Благодаря этим трём компонентам активно укрепляется мышечный аппарат ребёнка, развиваются его голосовые данные. Слаженность этих трёх компонентов помогает развивать детские эмоции, которые, в свою очередь, положительно сказываются на разработке детской мимики.
Публикация «Приёмы взаимодействия воспитателя, учителя-логопеда и музыкального руководителя» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Всё это вместе взятое позволяет повысить интерес ребёнка к занятиям и пробудить его мысль и фантазию.
Упражнения позволяют тренировать различные группы мышц и тем самым совершенствовать координацию движений. Музыка в сопровождении улучшает пластичность движений, придаёт им мягкость и выразительность. А создание определённого образа, навеянного мелодией, развивает творческую фантазию ребёнка, его слуховое внимание. Таким образом, у ребёнка происходит коррекция и улучшение двигательных навыков, что крайне важно для успешного исправления речевых нарушений.