Хемисат Лагунцова
Интеграция образовательных областей в работе логопеда через совместную деятельность со специалистами ОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА ЧЕРЕЗ СОВМЕСТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ ОУ»
Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливают новые требования к условиям, содержанию и результатам образовательного процесса. Образовательное учреждения должно не просто дать ребенку знания, а научить его использовать их в жизни, находить источники знаний самостоятельно. УУД (универсальные учебные действия, необходимые для того, чтобы «учиться на протяжении всей жизни», необходимо формировать у всех категорий детей. У детей с ОВЗ в процессе формирования УУД осуществляется коррекция имеющихся нарушений, развитие компенсаторных механизмов.
Публикация «Интеграция образовательных областей в работе логопеда через совместную деятельность со специалистами ОУ» размещена в разделах
Проблема, с которой мы сталкиваемся
: разрозненность и параллельность усвоения ребенком ЗУНов вместо приобретения УУД необходимых для успешного развития.
Для преодоления системного нарушения речи детей необходима максимальная концентрация образовательных областей, обеспечивающих всестороннее развитие психических и физиологических качеств, навыков и умений в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.
Цель организации взаимодействия педагогов
: формирование у детей УУД.
Отсутствие опыта в организации таких форм работы как метод проектов, экспериментирование, активное наблюдение работа в командах может привести к тому, что увлекшись ими можно забыть и отодвинуть на задний план главную задачу – коррекцию речевых нарушений и социализация ребенка. Но если совсем не использовать денные виды работы, то останется простое накопление знаний, умений и навыков.
Задачи, которые мы ставим
:
Спроектировать новую модель организации непосредственно-образовательной деятельности (НОД) с участием 2х педагогов;
Осуществить поиск эффективных форм организации логоработы в НОД;
Внедрить в практику совместную работу двух педагогов для формирования УУД.
Работа будет осуществляться в несколько этапов. Первый этап работы можно разделить на два подэтапа. На первом подэтапе предполагается проведение комплексной диагностики детей, изучение общеобразовательной и логопедической программ, а также изучение нормативных документов, таких как закон «Об образовании в РФ», ФГОС, План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы, СанПиН. Проведение диагностики позволит выявить не только индивидуальные особенности каждого ребенка, но и особенности образовательных возможностей всей группы. Изучение программ даст возможность определить какие речевые, математические, физические навыки соответствуют данному возрасту. Нормативные документы устанавливают, какие условия и формы необходимы работы для формирования УУД.
На втором подэтапе, на основе диагностики и изучения документов, всеми специалистами будет составляться общая образовательная программа, направленная на формирование у детей УУД. Данная программа должна описывать совместную деятельность педагогов, деятельность детей, условия осуществления образовательного процесса и результаты в развитии детей, которые мы хотим получить.
Работа педагогов осуществляется по общему, совместно написанному тематическому планированию. Педагоги ставят задачи развивающего характера перед собой и детьми и полностью расписывают их в плане, в течение года задачи могут меняться, в зависимости от успехов и трудностей детей. НОД может проводиться двумя педагогами или тремя. Развивающее обучение определяет использование бесед, экспериментов, проектной деятельности и направлено на нахождение ответа ребенком самостоятельно. Педагог должен заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, подвести его к нахождению правильного ответа самостоятельно.
На втором этапе работы будет формирование образовательной среды.
Организуя образовательную деятельность необходимо учитывать максимально допустимую санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами нагрузку. По действующим нормам СанПиН для детей 6-7 лет планируют не более 14 занятий в неделю продолжительностью не более 30 минут (СанПиН 2.4.1.2660-10).
При проектировании благоприятной среды необходимо учитывать организацию пространства. В группе должно быть место, где ребенок взаимодействует с другими детьми, с взрослым, место, где он может побыть один. Пространство в группе должно быть мобильно, чтобы была возможность его легко изменить в зависимости от деятельности. Должно быть персональное пространство ребенка (карта личных достижений, созданная ребенком, собственное оформление шкафчика, пространство деятельности (спортивный зал, подушки для сидения на полу, ковер, магнитная доска, столы, площадка для прогулки).
На третьем этапе работы осуществляется реализация задуманного. Для этого необходимо ответить на три вопроса: «что мы будем делать?», «как мы будем это делать?» и «зачем мы будем это делать?».
Игра - эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся (П. М. Баев). В своей работе мы будем использовать различные виды игр: сюжетные, ролевые, инсценирование, драматизации.
Таким образом происходит интеграция образовательных областей.
Ожидаемые результаты
: в результате реализации работы у детей будут формироваться:
коммуникативные УУД:
Умение вести диалог с взрослыми и сверстниками;
Умение передать свою мысль в устной речи;
Сотрудничество с педагогом и сверстниками в решении учебных задач.
познавательные УУД:
Умение получать информацию, используя некоторые источники;
Умение делать выводы из полученной информации;
Логические учебные действия (сравнение, классификация, анализ, синтез, аналогия, установление причинно-следственных связей).
регулятивные УУД:
Умение планировать свою деятельность;
Умение доводить начатое дело до конца и добиваться результатов;
Умение осуществлять действия контроля и коррекции.
личностные УУД:
Эмоциональное отношение к учебной деятельности;
Умение оценивать себя и свою деятельность;
Учебно-познавательная мотивация.
В сентябре, январе и мае будет проводиться мониторинг. В сентябре для выявления индивидуальных особенностей и образовательных особенностей группы. В январе и мае для отслеживания изменений в развитии детей. Проведение мониторинга не только позволит увидеть динамику развития детей, но и определить насколько эффективны использованные в течении года формы и методы работы с детьми.
Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.
Мониторинг образовательного процесса. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности.
Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) осуществляется педагогами, психологами дошкольного учреждения и медицинскими работниками. Основная задача этого вида мониторинга – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.
Данные о результатах мониторинга заносятся в карты ребенка с помощью знаков «+» или «-», что означает, проявляется этот компонент интегративного качества или нет. В итоге подсчитывается количество знаков «+» и «-» и выводится уровневый показатель.