Елена Клименко
Инновационные методы и технологии развития музыкально-творческой инициативы ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд №1
В современных условиях быстро меняющей жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими. В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор новых методов обучения детей. Поэтому знания должны стать не столько целью, сколько средством развития ребенка. Большое значение в приобретении детьми этих знаний, умений, навыков оказывают систематические музыкальные занятия и игры, успешное проведение которых зависит не только от умения взрослого. При этом нужно правильно наметить цели, подобрать и умело применить по отношению к ребенку свои знания. Нужно продумать, как оснащены эти занятия наглядным материалом и музыкальными игрушками и инструментами.
Публикация «Инновационные методы и технологии развития музыкально-творческой инициативы ребенка» размещена в разделах
Но как известно, творчество не появляется на пустом месте, чтобы им заниматься ребёнок должен приобрести опыт и только тогда он сможет преобразовывать, варьировать, импровизировать, придумывать что- то новое в разнообразных видах музыкальной деятельности. Задача музыкального руководителя состоит в том, чтобы развить у детей общую музыкальность, которая будет фундаментом, почвой для развития творческих способностей.
К сожалению, одной из самых тревожных тенденций сегодняшнего времени является рост количества детей с проблемами в развитии. В связи с этим работа по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья детей в условиях ДОО должна занимать исключительное положение. В последние годы значительно увеличивается количество детей, имеющих общее недоразвитие речи. В этом случае не следует недооценивать и вклад педагогов - музыкантов в эту непростую работу. Ведь хорошая музыка не просто оказывает положительное воздействие на ребенка, стабилизирует психические процессы, оказывает благотворное воздействие на личность. Правильно подобранная и применяемая музыка может оказывать и коррекционное воздействие, в том числе и на детей с общим недоразвитием речи.
Наиболее часто возникающая проблема, встречающаяся в моей музыкально-педагогической практике – ребёнок слышит, но не может петь, видит, но не может рисовать, повторить даже простейшее танцевальное движение. Я заметила, что отсутствие координации между слухом и голосом, глазом и рукой и т. д. сводит на нет все прилагаемые усилия по реализации поставленных задач. Но, в чём же дело? Что мешает способностям, которые заложены в каждом из нас, вырваться наружу? Решением этой задачи мы хотелось бы сегодня поделиться.
При этом важным условием в моей работы с детьми, является отбор инновационных методов и приёмов, способствующих развитию творчества дошкольников нашего коррекционного детского сада.
Слайд 2 Поиск наиболее оптимального решения данной проблемы, привёл меня к современному методу «кинезиология». Я считаю - это один из самых эффективных методов обучения, который можно применить в работе с дошкольниками.
Слайд № 3 Методика метода кинезиологии позволяет скоординировать у детей деятельность основных центров мозга. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Учитывая функциональную специализацию полушарий (правое — гуманитарное, образное; левое — математическое, знаковое, а также роль совместной деятельности в осуществлении высших психических функций, можно по-лагать, что нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей. Для стимуляции интеллектуального развития применяются кинезиологические упражнения. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, И. М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные и структурные изменения. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Данные методики позволяют выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей на-ходятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уве-ренности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Слайд № 4 Таким образом, основные цели метода кинезиологии – развитие межполушарного взаимодействия, синхронизация работы полушарий, развитие мелкой моторики, памяти, внимания, мышления.
Слайд№ 5 Как известно, музыкальность состоит из семи показателей. Наиболее эффективное воздействие метод кинезиологии оказывает на такие из них как: эмоциональная отзывчивость, звуковысотный слух, чувство ритма, музыкальное мышление, и, конечно, способствует развитию специальной музыкальной способности - координации движений.
Слайд № 6 В моей практике метод кинезиологии используется, как система упражнений, сопровождаемая пением, и строится по принципу усложнения упражнений в соответствии с возрастными возможностями детей:
Слайд № 7 Упражнения с младшими дошкольниками выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз сначала одной рукой или симметрично расположенными пальцами. Несмотря на кажущееся сходство ничего общего кинезиологические упражнения не имеют с логоритмикой, поскольку преследуют совершенно иные цели. Слайд № 8 Например, упражнение «Наша лесенка» :
Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка, этот пальчик – папа, и т. д.
Постепенно разгибая пальцы, начиная с большого, из кулачка, ребёнок должен голосом изобразить поступенное движение мелодии вверх, что позволяет включить в работу оба полушария, заставить их взаимодействовать друг с другом. Такое упражнение развивает не только мелкую моторику рук, но и звуковысотный слух.
Слайд № 9 - упражнения, проводимые со старшими дошкольниками, усложняются, объём заданий увеличивается, наращивается темп выполнения задания, варьируется.
Слайд № 10,11 Поочерёдный перенос воздействия с одного психического процесса на другой в процессе выполнения ребёнком упражнения.
Этот принцип основан на применении упражнений для развития творческого и логического мышления, оказывает влияние на развитие чувство ритма :
Слайд № 12, 13 Упражнения:
- колено-локоть, ухо-нос, лезгинка, шляпа, фотоаппаратик, зеркальное рисование, сопровождающиеся пением звуков октавы, либо трезвучия
- симметричные рисунки, наклоны, повороты, гимнастика для глаз с пением
- замена слов в пении распевок разнообразными движениями (хлопками, притопами, кивками и т. д.)
Слайд № 14 На своих музыкальных занятиях я так же использую здоровьесберегающую технологию - «Биоэнергопластика»
Биоэнергопластика включает в себя три понятия:
Слайд № 15 Био – человек, энерго - энергия, сила, пластика - плавные, раскрепощённые движения тела, рук, с движениями органов артикуляционного аппарата, которые являются основой биоэнергопластики.
Слайд № 16 В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы.
Слайд № 17 На музыкальных занятиях я применяю биоэнергопластику со всеми детьми дошкольного и младшего возраста. При проведении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой учитываю индивидуальные особенности детей.
Слайд № 18 Уровень развития речи у детей находится в прямой зависимости от развития и сформированности тонких движений рук. Говоря и двигая при этом руками, дети получают приятные эмоции. Тот речевой материал, который находится в данный момент в их распоряжении, становится активным для восприятия и более интересным.
Слайд № 19 При обучении детей пению большое значение, на мой взгляд имеет то, как быстро дети разучивают текст песни. Чем быстрее это происходит, тем легче добиться чистого интонирования мелодии. Использование биоэнергопластики очень помогает в работе с песней. Движения рук и тела синхронизируются с движениями органов артикуляции, активизирует внимание, развивает чувство ритма.
Слайд № 20 Дополняя пение движениями рук, я могу дольше удерживать внимание ребенка и поддерживаю его положительный эмоциональный настрой.
Слайд № 21 Очень хороши при применении биоэнергопластики небольшие текстовые зарисовки:
Жил был язычок и был он вот такой (показать указательные пальцы рук и вынуть язычок изо рта). Язычок острый-острый, тянем язычок вперед.
Слайд № 22
Пошёл язычок гулять. Пошёл вправо, потом влево. (Язычком и одновременно пальцами рук показываем направление)
Слайд№ 23
Решил покататься на качели. Взлетел вверх, а потом вниз. (язычок поднимается вверх, потом вниз.
Слайд № 24
Покачался язычок на качели и пошёл покататься на лошадке (щёлкаем язычком и одновременно закрываем ладошки)
Погулял язычок на улице и лёг спать.
Слайд № 25 Работая в детском саду музыкальным руководителем, я на музыкальных занятиях сталкиваюсь с такой проблемой - детям трудно запоминать и правильно произносить тексты песен, стихов. Дети не любят запоминать песни как стихотворение, повторяя их несколько раз, к тому же это занимает много времени на занятии. Они быстро устают. Также переучивание неправильного произношения окончания слов для них происходит очень мучительно. Именно в дошкольном возрасте образными формами сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели. Как же сформировать речь ребенка, помочь ребенку почувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи? В настоящее время существуют разные программы и технологии, где предполагается обучение дошкольников составлению различных методик.
Слайд № 26 Ответы я нашла в методе мнемотехника.
Актуальность мнемотехники для дошкольников в том, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.
Мнемотехнику можно использовать во всех видах музыкальной деятельности.
Слайд № 28 Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Слайд № 29 Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится более актуальным. Слайд № 30 Особое место в работе с воспитанниками занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблица.
Слайд № 31 Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Это графическое или частично графическое изображение персонажей песни, сказки, стихотворений, явлений природы, некоторых действий. Изобразить нужно так, чтобы нарисованное было понятно детям. Ребёнок быстрее запоминает информацию зрительно, чем опираясь на слуховой анализатор.
Слайд № 32 Мнемотаблицы применяются для формирования памяти, мелкой моторики, развивают произвольное внимание, речь и воображение.
Для детей младшего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая и т. д.
Для воспитанников старшего дошкольного возраста можно использовать мнемотаблицы черно-белого цвета, или схемы.
По средствам работы с мнемотаблицей у детей
- формируется развитие и умения с помощью графического рисунка, понимать и рассказывать содержание песни, сказки и стихотворения.
-развивается музыкальный слух, умственная активность, сообразительность, наблюдательность;
-обучается правильное звукопроизношение.
Слайд № 33 Хочу предложить несколько с приемом разучивания песни с использованием мнемотаблицы.
На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий Слайд № 34. В данном случае это – мнемоквадрат. В мнемоквадратах к песням я использую маленькие картинки (изображения) : схемы нужно выполнить так, чтобы нарисованное было понятно детям, вызывало у них наглядную ассоциацию и не отвлекало их внимание лишними деталями. Из мнемоквадратов составляются мнемодорожки.
Слайд № 35
Алгоритм разучивания песен:
Педагог поет песенку под фортепианный аккомпанемент. Дети определяют
характер музыки, рассказывают, о чем поется в песенке.
Педагог поет песенку акапелла, меняя слайды соответственно тексту.
Педагог работает со слайдами в режиме «стоп-кадр», совместно с детьми определяется текстовое значение каждой картинки.
Слайд № 36 Дети работают по картинкам, восстанавливают текст песни.
Слайд № 37 Педагог вместе с детьми поет песню по картинкам, акапелла.
Педагог и дети исполняют песню, сопровождая текст песни образными движениями (без показа картинок).
Слайд № 38 Таким образом, использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста дало мне действительно хорошие результаты. Я заметила, что применение мнемотаблиц позволяет детям лучше воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и запомнить стихотворение, рассказ или песню.
Слайд № 39 Данный метод эффективно зарекомендовал себя при разучивании танцевальных движений на музыкальных занятиях. Суть заключается в следующем: на каждую смену музыкальной фразы, танцевальных движений, придумывается картинка - изображение, таким образом, весь танец зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит танец целиком.
Необходимость использования мнемотехники для дошкольников в том, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.
Слайд № 40 Используется мнемотаблица и в обучении детей игре на музыкальных инструментах.
Например. 2 раза исполняют бубны, за ними 3 раза ложки.
Слайд № 41 Метод мнемотехники используется на различных музыкальных развлечениях и праздниках, когда дети по мнемотаблице угадывают сказочного персонажа, который должен прийти к ним в гости.
Таким образом, делая вывод, хочу сказать:
В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц:
Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника. Такое применение мнемотехники обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, обогащает методологию музыкально – образовательной деятельности и повышает интерес детей к занятиям музыкой.
Я считаю, что все перечисленные мной методы и технологии очень актуальны, полезны, просто необходимы в работе как для музыкального руководителя, так и для воспитанников ДОУ.
Слайд № 42 Закончить своё выступление хочу словами К. Д. Ушинского: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, добавьте необычные движениям и замечательной музыкой и он их усвоит налету».