Ковальчук Надежда Николаевна
Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-класс
▼ Скачать + Заказать документы
Тема мастер - класса: «Современные инновационные технологии в системе
дошкольного образования. Проектная технология»
Участники мастер – класса: молодые педагоги
Педагог - мастер: Ковальчук Надежда Николаевна, воспитатель
Место проведения: МБДОУ «Излучинский ДСКВ «Сказка».
Продолжительность: 45 мин.
Цель: повышение профессионального мастерства молодых педагогов в процессе
Публикация «Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования, Проектная технология, Мастер-класс» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
активного педагогического общения по применению инновационных технологий в
ДОУ и профессиональной активности в овладении технологии проектирования.
Задачи:
• Расширить знания молодых педагогов об основных инновационных технологиях, применяемых в ДОУ.
• Активизировать самостоятельную работу молодых воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта в составлении проектов.
• Создать и поддержать условия для развития творческого потенциала участников мастер - класса.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, мольберт.
Раздаточный и демонстрационный материал: зеленые листья с текстом,
памятка по составлению плана проекта, схема «паспорта проекта», образцы проектов,
«Цветочная поляна»
Ход мастер - класса:
Все становятся в круг:
Здравствуйте, уважаемые коллеги! «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и у меня остается по одному
яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся идеями, то у
каждого из нас будет по две идеи» (Б. Шоу). Сегодня мы с вами будем обмениваться
педагогическими идеями на очень важную тему. А для этого я приглашаю вас в
путешествие на поезде в страну «Современные инновационные технологии в системе
дошкольного образования. Проектная технология».
- Уважаемые педагоги, занимайте свои места в вагонах нашего поезда. Поездка будет творческая и интересная. Наш поезд отправляется в инновационную страну.
- А что обозначает понятие «инновация» как для нас, педагогов?
- Это что-то новое по сравнению с предыдущим, и это новое направлено на повышение качества воспитания и образования.
- В современном понимании инновация - это «проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент». Синонимом инновации является понятие «новшество».
Мы с вами приехали в страну под названием «Основные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология»
(Слайд 1)
I. Игра с педагогами: «Расколдуйте цветы – и узнаете инновационные технологии».
Цель игры: вспомнить основные педагогические технологии и их главное предназначение.
На мольберте закреплен плакат с солнцем и заколдованными цветами.
У каждого воспитателя на столе лежит зеленый листик. А на нем написана цель или главная мысль (тезис) определенной педагогической технологии. Участники должны вслух для всех прочитать цель технологии - догадаться и назвать ее. Цветок расколдовывается и на нем появляется надпись названия современной технологии.
Задания:
1. Целью технологии является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающая технология
2. Организация педагогического процесса в форме различных педагогических
игр. Это понятие отличается от игр тем, что они имеют четко поставленную цель и соответствующий ей педагогический результат.
Игровая технология
3. Технология ставит в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении,
бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализацию его природных задатков.
Личностно-ориентированная технология
4. Сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность
к исследовательскому типу мышления. В основе деятельности ребенка дошкольного
возраста лежит поисковая активность.
Технология исследовательской деятельности
5. Компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить образовательный процесс.
Информационно-коммуникационные технологии
6. У каждого педагога должна быть «папка успехов», в которой собраны
материалы, отражающие его педагогическую деятельность.
Копилка его успехов, личных достижений ребенка в разнообразных видах
деятельности, это своеобразный маршрут развития ребенка.
Технология портфолио и воспитателя и дошкольника
7. Методы технического ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения,
диалектического мышления. Главное – научить ребенка мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
Технология «ТРИЗ» (Теория решения изобретательных задач).
8. Развитие и обогащение социально - личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. Развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития деятельности детей.
Ковальчук Н. Н. подготовила в копилку для молодых воспитателей консультацию «Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования» (в печатном и электронном виде). Папка предоставляется молодым специалистам для индивидуального ознакомления.
II. Презентация «Проектная технология».
III. Составление совместного проекта «Птицы Югры»
Проект: «Птицы Югры»
Авторы проекта: группа молодых воспитателей и педагог - мастер Ковальчук Н. Н.
Тип проекта: информационно – практико – ориентированный, творческий.
Вид проекта: краткосрочный проект - 2 недели (апрель)
Участники проекта: дети старшего возраста, воспитатели, родители, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре, социальные работники.
Проблема: нет экологических знаний о птицах нашего края, дети не знают лесных птиц Югры.
Актуальность проекта
Экологическое образование детей является одной из значимых проблем дошкольного образования на современном этапе.
2017 год объявлен годом экологии в России. Значит, нужно активизировать образовательную деятельность в этом направлении с подрастающим поколением.
Дети старшего дошкольного возраста в процессе реализации проекта «Птицы Югры» смогут понять и оценить значение птиц в экологии природы. Прослушивание аудио записей пения и весеннее щебетание пернатых на улице, наблюдение за их красотой полета, передвижения по земле и воде, помогут развить духовно – эмоциональное, экологическое начало в детях.
Знакомство воспитанников с птицами родного края повысит познавательный интерес к сохранению и сбережению многих видов пернатых, которые занесены в Красную книгу Югры.
Цель проекта: создание условий для формирования предпосылок поисковой и практической деятельности у детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с птицами Югры.
Задачи:
Способствовать формированию экологических представлений у воспитанников о птицах нашего края, которые обитают возле домов, в лесах и тайге.
Развивать у детей познавательную активность, самостоятельность и диалогическую речь.
Развивать творческие способности у дошкольников - отображать свои впечатления в продуктивных видах деятельности. Развивать мелкую моторику рук.
Воспитывать эмоционально-доброжелательное отношение к птицам, желание заботится о них.
Планируемые результаты:
В ходе проектирования дети:
• Дети различают птиц Югры по внешнему виду, знают об их приспособленности к северным условиям, составляют цепочки питания.
• Демонстрируют предпосылки поисковой и самостоятельной практической деятельности.
• Проявляют интерес к наблюдению за птицами, передают свои впечатление в разных продуктах деятельности.
Гипотеза: Если мы узнаем, какие птицы живут в нашем крае, как мы можем им помогать, то в зимнее время года мы будем подкармливать птиц, многих спасем от гибели. Узнаем, какие птицы занесены в Красную Книгу Югры, как их можно охранять, будем рассказывать другим, чтобы их не уничтожали.
Что мы знаем о птицах: часто наблюдали за голубями, синицами, сороками, иногда встречали снегирей и ворон; снегири любят рябину, а голубей мы кормили крошками хлеба; птицы выводят птенцов в теплое время года.
Что мы хотим узнать? Какие птицы живут в лесу, в тайге? Какой корм нужно собирать для подкормки птиц зимой? Какие птицы обитают в лесу и почему их не наблюдаем на участке детского сада? Зачем птицы существуют в природе? Какие птицы занесены в Красную книгу?
Как мы будем узнавать: посмотрим презентации и фильмы о птицах, прочитаем в книгах и спросим у родителей, побеседуем с воспитателями и др.
Второй этап. Планирование: составление совместного плана действий
• Сфотографировать птиц, которые прилетают к нам на участок, обитают в поселке.
• Собрать картинки самых разных птиц для изготовления коллажа.
• Посетить детскую библиотеку с родителями: подобрать художественную и энциклопедическую литературу по теме.
• Изготовить Красную книгу «Птицы Югры»
• Изготовить полумаски птиц для инсценировок и игровой деятельности, подготовить праздник для малышей детского сада.
Тематическое планирование проекта:
Познавательно - коммуникативная деятельность:
Наблюдения: «Кто к нам в гости прилетает?», «А у нас за окном?»
Центр «Почемучки»: 1. Работа детей с моделями – «Птицы живые». 2. Распределение птиц по группам: перелетные, зимующие, кочующие. 3. Сравнение домашней курицы, глухаря и тетерева.
Целевая экскурсия в детскую библиотеку.
Просмотр презентаций: «Птицы Югры» и «Птицы Югры, которые занесены в Красную книгу»
Разучивание стихотворений (пальчиковая игра): «Синица», «Снегирь»; чтение стихотворения «Глухарь»; Ивана Соколова Никитова «На вырубке», «Глухари», «У лесного озера».
Игровая деятельность
Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Составь птицу из частей»
Словесные игры: «Скажи наоборот», «Спрячь слова в ладоши», «Скажи ласково».
Инсценировка «Разговор через форточку»
ОДД
Тема: «Птицы нашего края» - ознакомительного типа.
Тема: «Лесные птицы» - углубленно – познавательного типа.
Тема: «Путешествие к пернатым» - обобщающего типа.
Экспериментальная деятельность
Опыты и проблемные вопросы: «Какие удивительные перья птиц» (с использованием лупы, «Перья плавают или тонут», «Почему утки и лебеди не тонут».
Продуктивная
• Рисование и аппликация разных птиц по желанию детей, составление творческого альбома.
• Создание коллажа
• Создание «Красная книга Югры. Птицы»
Третий этап. Практическая часть: дети ищут, исследуют, экспериментируют, творят. [
Работа с родителями:
1. Консультация «Птицы Югры».
2. Изготовление родителями электронных презентаций в слайдах: «Лесные птицы сибирских лесов».
3. Экскурсия в детскую библиотеку вместе с детьми и воспитателем.
4. Совместное изготовление коллажа и Красной книги.
Четвертый этап. Продукты деятельности.
• Экологическая викторина с приобщением родителей: «Птицы нашего края!»
• Коллаж «Птицы Югры»
• Красная книга «Птицы Югры»
• Альбом творческих работ детей «Не переставайте удивляться птицам»
Альбом "Пищевые цепочки"
IV. Итог. Рекомендации и пожелания.
Закончить мастер – класс хотела такими выражениями:
Человек не может по - настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.
• Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями
• Создание технологии невозможно без творчества. Творите сами.
• Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.
Творческих Вам успехов!
Используемая литература:
1. Виноградова Н. А, Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду /
Пособие для воспитателей – М., 2008
2. Пяткова Л. П. Инновационные процессы в современном дошкольном образовании: развитие интеллектуального потенциала и детской одаренности – Волгоград: Учитель,
2013. – 175с.
3. Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – Москва: АРКТИ, 2005г.
4. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании / Методическое пособие – М. : Мозаика – Синтез, 2012. – 67с.