Елена Яковенко
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через инновационные музыкально-игровые технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через инновационные музыкально-игровые технологии"
(для конкурса по обмену опытом).
Эта презентация была создана для аукциона педагогических инициатив, организованным МБУ ДО Ремонтненским центром детского творчества, и представления апробированных инновационных технологий воспитательной деятельности.
Публикация «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через инновационные музыкально-игровые технологии» размещена в разделах
Цель данной презентации – продемонстрировать свой опыт работы с детьми дошкольного возраста по развитию чувства ритма и привлечь внимание к данной работе музыкальных руководителей, воспитателей и родителей.
1 слайд Добрый день! Я, Яковенко Е. В., музыкальный руководитель Ремонтненского детского сада «Солнечный зайчик» представляю презентацию «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через инновационные музыкально-игровые технологии».
2 слайд Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении, на современном этапе, наполнена новым содержанием с применением инновационных технологий, различных педагогических методов и приемов, которые решают важнейшую задачу музыкального воспитания детей дошкольного возраста – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.
Первоочередная задача для меня, как педагога-музыканта: сделать обучение, развитие, воспитание дошкольников интересным и незаметным для самих детей.
Практика в детском саду помогла мне увидеть одну из актуальных проблем в музыкальном воспитании дошкольников - слаборазвитое чувство музыкального ритма, недостаточно хорошо развитая речь и координация движений. Поэтому ведущим направлением в моей работе стало развитие чувства ритма у детей через все виды музыкальной деятельности. Целью этой работы является развитие чувства ритма у дошкольников через современные музыкально-игровые технологии.
3 слайд В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.
Самым сложным в развитии музыкальных способностей детей является развитие чувства ритма и поэтому его формированием и развитием необходимо заниматься с самого раннего возраста в доступной для дошкольников форме. В игровой форме, через ритмические игры и упражнения, дети овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритм в музыке и речи.
Чтобы музыкальные занятия стали интересными, насыщенными и решали задачи по развитию чувства ритма, на практике я использую:
4 слайд «Звучащие жесты» – это ритмичная игра звуками своего тела: хлопки ладошками; шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам); притопы (всей стопой, пяткой, носком); щелчки пальцами, цоканье языком, т. е. использование в элементарном музицировании тех инструментов, которые даны человеку самой природой. Обучение с помощью методики «звучащие жесты» происходят по принципу «играй, как я», то есть педагог задает, а ребенок повторяет. Затем подразумевается замена инструментов тела на настоящие: хлопки – бубны, щелчки пальцами - кастаньеты, топанье ногами – барабаны. При отсутствии инструментов используем орешки, палочки, коробочки, ложки (кухонную посуду)и т. д. Звучащие жесты записываю по принципу партитуры в виде ритмоформул (большой круг или какой-либо предмет обозначает долгий звук, маленький круг или предмет – короткий звук) или использую «Ритмический кубик звучащих жестов». «Звучащие жесты» помогают быстрее освоить музыкальные размеры, идеи, ритмические полифонии. Это наиболее эффективный способ в формировании чувства ритма у детей в импровизации.
5 слайд Пальчиковые игры (музыкальные и речевые) представляют собой первый опыт исполнительского артистизма, развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность, повышают общий уровень организации ребёнка, направлены на развитие чувства ритма, дикционной моторики речи, выразительно-речевого интонирования, координации движений, способствуют активизации абстрактного и образно-ассоциативного мышления. Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актёрами являются пальцы.
Ритмодекламация. Игры с именами, речевые игры - эта форма работы легка и доступна для всех детей. Речевые упражнения помогают развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести ребенка в мир динамических оттенков и тембрового разнообразия, знакомят с музыкальными формами. Речевые игры и упражнения провожу на музыкальных и театрализованных занятиях, в свободной самостоятельной деятельности детей. Такая работа ведётся с младшей группы.
Игры- приветствия развивают у детей эмоциональную отзывчивость; способствуют адаптации ребёнка в коллективе через общение; развивают речевые интонации.
«Звучащие имена». Дети по очереди называют своё имя и прохлопывают его первоначально в коротком варианте (например «Лена», а затем в уменьшительно-ласкательном («Леночка»). За ведущим ребёнком повторяют все, до последнего игрока. В старших группах игру усложняю. Дети, играя своё имя могут использовать различные комбинации «звучащих жестов». Например на «Лена» - шлёпать, на «Леночка» - притопывать и т д.
Игры с использованием жестов собственного тела или бросового материала, а также игры на музыкальных инструментах позволяют детям глубже прочувствовать пульсацию музыки и её ритмический рисунок.
6, 7 слайд Музыкально-дидактические игры являются средством активизации музыкального развития каждого ребёнка и формируют у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме развивают чувство ритма, побуждают к самостоятельным игровым действиям с применением знаний, полученных на занятиях, обогащают новыми впечатлениями, развивают инициативу. Основным материалом дидактических игр использую музыкальные игрушки и инструменты, настольно-печатные игры, также технические средства обучения. В играх детей знакомлю с долгими и короткими звуками через «язык длительностей» - ритмическими слогами. Ценность ритмических слогов в том, что любая ритмическая последовательность разучивается быстро, легко и переводит слова в ритм, вызывая двигательные реакции – это всегда радость и удовольствие для детей.
Упражнения с ритмическими кубиками позволили сделать работу по развитию чувства ритма более эффективной. Ведь именно ритм и музыкально-ритмическое воспитание занимает ведущую роль в элементарном музицировании.
Я представляю вам некоторые из дидактических игр и атрибутов сделанные своими руками для музыкальных занятий. «Повтори ритм», «Веселые стаканчики», «Взял – отдал!»
8 слайд Слово элементарное означает доступное и простое! Такое музицирование
доступно всем и каждому, определяется лишь желанием творить музыку и общаться. Элементарное музицирование - это самовыражение с помощью звуков и движений, к которым человек приспособлен самой природой. Это возможность объединить детей, которые обладают разными навыками, потребностями и способностями.
9 слайд Данная форма работы не ограничивается использованием только традиционных шумовых инструментов. В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми мира через звук, создание иного образа из самых разнообразных бытовых предметов получают всё большее развитие. Именно они являются участниками изумительного оркестра! Игра в оркестре прививает уважение друг к другу, внимание, терпение, активность, любознательность. Музыкальный инструмент, помогает детям стать более смелыми, решительными и преодолеть чувство неуверенности в себе.
Диатонические колокольчики - это как живое фортепиано. Можно одному ребенку сыграть всю мелодию, а можно раздать по колокольчику каждому ребенку и выступить в роли дирижера, показывая на того, кто должен играть мелодию в данный момент.
10 слайд Игре на детских музыкальных инструментах в нашем детском саду уделяется особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. Ансамблевая игра требует слаженности исполнения. Это касается ритмичности и общей музыкальной выразительности. Взяв в руки инструмент, ребенок преображается, светится от счастья и радости, становится почти волшебником. А волшебники как раз творят чудеса.
11 слайд Практически на каждом утреннике дети играют на музыкальных инструментах. Это может быть оркестр (и не один, а может быть и музыкальная игра с использованием инструментов или озвучивание «сказок-шумелок», что очень нравится детям и их родителям, которые непосредственно принимали участие и в их подготовке и проведении.
12 слайд Наши воспитанники ежегодно принимают участие в районном конкурсе художественно-эстетической направленности «Искорки таланта» в рамках реализации программы «Одаренные дети», где неоднократно становились лауреатами и занимали призовые места. В 2019 г. оркестр «Музыкальная палитра» стал украшением районного конкурса с внеконкурсными музыкальными номерами «Часики» и «Во саду ли, в огороде».
Тесное взаимное сотрудничество с Центром социального обслуживания (еще до начала пандемии) доставляло нам не малую обоюдную радость в подготовке и проведении праздников 8 марта, 9 мая, Дня пожилого человека, где мы с ребятами поздравляли наших уважаемых односельчан интересными и насыщенными концертными программами, делясь своим настроением и достижениями.
13 слайд «Хор рук» - это инновационная музыкально-педагогическая технология и одна из линий авторской методики Боровик Т. А., интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в котором все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих - «дирижеров». Данная форма работы направлена на развитие координационной свободы движения, чувства ритма, внимания, ансамблевой слаженности, способности к двигательной импровизации.
14 слайд В своей практике, по развитию музыкальных способностей детей, я использую различные современные музыкально-игровые технологии. Все это дает возможность искать свой собственный стиль работы, экспериментировать в музыкальной педагогике и радовать себя общением с детьми и музыкой. Современные образовательные технологи, несомненно, дают положительный результат.
У детей формируется устойчивый интерес к занятиям, развиваются воображение, творческая активность и желание музицировать. Применение инновационных технологий на практике эффективно помогают детям: чувствовать и понимать ритм, правильно воспроизводить ритмический рисунок мелодий, слов, передавать его в движении, пении, в игре на музыкальных инструментах, развивать координацию движений и согласовывать свои движения в соответствии с характером музыки, развивать память и внимание, преодолевать речевые нарушения, раскрепощаться в общении.
Используя инновационные музыкально-игровые технологии в различных видах музыкальной деятельности, достигаю главной цели моей работы – научить детей любить и понимать музыку!
Литература:
1. Боровик Т. А «Пути педагогического творчества», М:ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004
2. Буренина А. «Коммуникативные танцы для детей», СПб, 2004
3. Богодяж О. «Инновационные технологии в развитии музыкальности дошкольников»
4. Ветлугина Н. А. Кенеман А. В. «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду», М:Просвещение, 1983
5. Радынова, О. П. «Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры» //«Музыкальный руководитель» 2005.- №1
6. Радынова О. П. «Дошкольный возраст - задачи музыкального
воспитания» // Дошкольное воспитание 1994.- № 2
7. Тарасова, К. В. «Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве» //«Музыкальный руководитель» 2010 г. - №1