Елена Косарева
Мастер-класс для педагогов «Инновационные технологии. Игровая технология — кейс-метод»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Свое выступление, я хотела бы начать словами известного драматурга и философа Бернарда Шоу «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и у меня остается по одному
яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся идеями, то у
каждого из нас будет по две идеи». И сегодня на мастер-классе, я предлагаю обмениваться с Вами педагогическими идеями. А для этого я приглашаю вас в путешествие на поезде по стране «Инновационных технологий в системе экологического дошкольного образования. Игровая технологи – кейс метод».
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Инновационные технологии, Игровая технология — кейс-метод“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Поездка будет творческая и интересная. Наш поезд отправляется
- И пока мы едем, мне бы хотелось узнать, а что обозначает понятие - «инновация» как для нас, педагогов?
- Это что-то новое по сравнению с предыдущим, и это новое направлено на повышение качества воспитания и образования.
- В современном понимании инновация - это «проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент». Синонимом инновации является понятие «новшество».
-Ну, что же, коллеги, вот наша первая остановка. Мы с вами приехали на волшебную поляну.
I. Игра с педагогами : «Расколдуйте цветы – и узнаете инновационные технологии».
Цель игры: вспомнить основные педагогические технологии и их главное предназначение.
На мольберте закреплен плакат с солнцем и заколдованными цветами.
У каждого воспитателя на столе лежит зеленый листик. А на нем написана цель или главная мысль (тезис) определенной педагогической технологии. Участники должны вслух для всех прочитать цель технологии - догадаться и назвать ее. Цветок расколдовывается и на нем появляется надпись названия современной технологии.
Задания:
1. Целью технологии является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающая технология
2. Организация педагогического процесса в форме различных педагогических
игр. Это понятие отличается от игр тем, что они имеют четко поставленную цель и соответствующий ей педагогический результат.
Игровая технология
3. Технология ставит в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении,
бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализацию его природных задатков.
Личностно-ориентированная технология
4. Сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность
к исследовательскому типу мышления. В основе деятельности ребенка дошкольного
возраста лежит поисковая активность.
Технология исследовательской деятельности
5. Компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить образовательный процесс.
Информационно-коммуникационные технологии
6. Это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир использует полученные знания на практике.
7. Методы этой технологии с успехом используются для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения.
Экологическое образование осуществляется с помощью различных инновационных технологий. И одна из них это игровая технология, которая включает в себя разные игры, игровые ситуации, методы и формы воспитания и образования детей. Один из методов, который позволяет повысить уровень экологического воспитанности, развивать способность ребенка справляться с новыми проблемами, действовать в непривычных ситуациях является метод кейс-технологии.
Сначала давайте разберемся, что представляет собой кейс - технология
Кейс-технология предполагает осмысление детьми реальной жизненной ситуации, описание которой отражает конкретную практическую проблему, и актуализирует соответствующий комплекс знаний, необходимых для усвоения в ходе разрешения проблемы. Это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра.
В соответствии с современными тенденциями необходимо вести работу в диалоге и игре с ребенком, с ориентацией на практику, деятельность и опыт самого ребенка. Именно поэтому метод кейс-технология была отобрана мною для работы с детьми по формированию экологической культуры.
Кейс-технология направлена на освоение знаний, формирование новых качеств и представлений. Кейс-технология развивает способности детей работать с информацией, анализировать, прорабатывать различные проблемы, находить их решение, формирует навыки коммуникативного взаимодействия. Ценность использования кейс-технологии в том, что дети учатся находить разнообразные пути решения проблем, ситуаций и применять свои знания и расширять их.
В своей работе я применяю Деловые игры, кейс-иллюстрации, кейс- фото.
Использую в работе с детьми, такие игры как:
Игра «Узнай по объявлениям» знакомит с особенностями животных и птиц (внешний вид, поведение, среда обитания, развивает логическое мышление. Дети внимательно слушают объявление, и отгадывают о ком идёт речь (животное или птица).
Примеры объявлений:
- Я болотная ягода, оранжевого цвета. Состою из множества сочных шариков.
- Потерялось хвойное деревце, которое скидывает хвою на зиму.
- Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе.
- Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне.
Деловая игра «Хорошо – плохо» совершенствует знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растений: «Комар – это хорошо или плохо?», «Болото - это хорошо или плохо», «Деревья без листьев зимой – это хорошо или плохо?» и так далее.
Кейс- иллюстрация очень схожа с фото – кейс. Кейс – иллюстрация – это картинки, которые вы сможете скачать с интернета, а фото- кейс – это фото из реальной жизни.
Это наиболее удобная и простая форма, представляющая собой картинку (разного вида) с ситуацией, требующей анализа и разрешения. Кейс - иллюстрация – это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.
Обратите внимание есть этапы решения ситуаций. Давайте с ними ознакомимся:
• Первый этап – знакомство с ситуацией, ее особенностями;
• Второй этап – выделение основной проблемы (основных проблем);
• Третий этап – предположение проблемы (Почему? Из-за чего? Какие могут быть последствия);
• Четвертый этап – анализ последствий принятия того или иного решения;
• Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий).
и сейчас мы с Вами Рассмотрим пример кейс – иллюстрации :
Вы будите роли обучающихся а я воспитателя.
Кейс-иллюстрация «В лесу шуметь не нужно. Живи с природой дружно».
Кейс-прогнозирование
Направлен на: - умение видеть и анализировать варианты
возможных решений;
- умение строить обоснованные прогнозы с
помощью элементарных естественных
представлений;
Кому адресован: - детям старшего дошкольного возраста;
Ситуация: Мальчик пошел гулять в лес, взял магнитофон,
включил громко музыку, сам громко
поет песни, не смотрит под ноги, наступает на
насекомых. Все звери и птички от испуга убежали
вглубь леса
Момент проблемного Как вы думаете скоро все звери и птицы вернутся
включения детей: в свои норы и гнезда?
Комментарии: Кого испугал мальчик? Почему он так себя ведет?
Как можно назвать его поступок? Если бы встретили
Этого мальчика, какие советы вы бы ему дали?
В процессе беседы вывести детей на правила
поведения в лесу: не разрушай гнезда, не наступай
на ягоды, грибы, насекомых, не разоряй
муравейники, не ломай ветки, не жги костры,
не засоряй лесные поляны, не шуми, береги лес.
Кейс-иллюстрация «Не торопись забрать птенца. Обдумай действия до конца»
Кейс-диспут с добавлением проблемной ситуации.
Направлен на: -умение воспитанников аргументированно отстаивать
свое мнение;
- способность вести конструктивный диалог,
коллективно решать задачи;
- умение анализировать разные ситуации.
Кому адресован: - детям дошкольного возраста
Ситуация: На дереве гнездо, в нем пищать птенцы, а один птенец
выпал, он еще не научился летать, мама его летает
рядом, но не может ему помочь.
Момент проблемного
включения детей: Как помочь птенцу?
Комментарии: Основная задача воспитателя: сформировать у детей
компетенцию живого аргументированного спора,
умения приходить к решению.
Вопросы: Чем могут помочь люди? Надо ли вернуть птенца в гнездо? Можно ли забрать птенца домой? Как оказать помощь? Где птенцу будет лучше: рядом с мамой или с человеком?
Кейс-иллюстрация «Мир украшают деревья, цветы, Помни беречь их всегда должен ты»
Кейс - прогнозирование
Направлен на: - умение видеть и анализировать варианты возможных
решений;
- умение строить обоснованные прогнозы с помощью
элементарных естественных представлений;
- способность анализировать, включаться в коллективное
решение задачи;
Кому адресован: - детям старшего дошкольного возраста
Ситуация: - Дети пришли на цветочный луг, на нем много красивых
цветов. Они обрадовались, им очень нравятся цветы.
Девочка бережно сорвала один цветок и любуется им.
А мальчик бегает по цветам, топчет цветы, рвет и
раскидывает их. Когда они пошли домой, то решили
вернутся на этот луг на следующее лето.
Момент проблемного
включения детей: Как вы думаете, будет ли на следующее лето этот луг
так же прекрасен?
Комментарии: Задача воспитателя: побудить детей видеть глубинный
характер проблемы. Дать понять, что мир растений –
это удивительный мир, сотканный из чудес природы,
что цветы дарит нам солнце и земля, но человек
отвечает за сохранность этой красоты, установить
причинно-следственные связи в природе, вызвать
эмоционально-чувственное отношение к цветам и
вместе ответить на вопрос, как сохранить красоту
данного луга.
Вопросы: Что видите на картине? Что делают дети? Как поступают
дети? Кто из них вредит природе и почему? Почему
нельзя топтать цветы? Какую пользу приносят цветы?
Как сохранить цветы? Почему на следующий год не
выросли цветы? Что нужно сделать, чтобы цветы каждую
весну распускались на лугу и радовали всех своей
красотой?
Таким образом, кейс-технологии в образовательном процессе помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Главное предназначение кейс-технологии — развивать способность, исследовать различные проблемы и находить их решение.
По - моему мнению, у кейс-метода имеется недостаток – это сложность разработки кейса, так как отсутствуют методики по составлению кейсов, а готовых кейсов разработано очень и очень мало. Зато это открывает перспективы профессиональной реализации для каждого из нас.
Я хочу закончить наш мастер-класс словами Жана Жака Руссо:
«Вы - талантливы все»!
Желаю Вам успехов в работе! Спасибо за внимание!