Светлана Литвинова
Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение образовательных технологий. Технологический подход к обучению предусматривает точное инструментальное управление процессом обучения и гарантированный успех поставленных учебных целей.
Публикация «Презентация методического семинара „Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2017
Технология (от греч. «techne» – искусство, мастерство, умения и «логос» –наука) – совокупность приёмов и способов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Образовательная технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам.
Ведущими признаками технологии являются:
- совокупность (сочетание, соединение) каких-либо компонентов;
- логика, последовательность компонентов;
- методы, приёмы, действия, операции;
- гарантия результата.
Современные образовательные технологии в ДОУ
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребёнка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребёнку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель – содействовать становлению ребёнка как личности.
Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).
Основные требования (критерии) педагогической технологии:
Концептуальность
Системность
Управляемость
Эффективность
Воспроизводимость.
Концептуальность – опора на определённую научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:
- логикой процесса
- взаимосвязью его частей
- целостностью.
Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определённого стандарта обучения.
Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т. е. технология как психолого-педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего её, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.
Структура образовательной технологии.
Структура образовательной технологии состоит из трёх частей:
Концептуальная часть – это научная база технологии, т. е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в её фундамент.
Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.
Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.
Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
Технологии проектной деятельности
Технологии исследовательской деятельности
Информационно-коммуникативные технологии
Личностно-ориентированные технологии
Технология портфолио дошкольника и воспитателя
Игровая технология
Технология «Триз» и др.
Здоровьесберегающие технологии.
В последнее время часто называют технологиями следующие методы:
• Игротерапия
• Сказкотерапия
• Куклотерапия
• Музыкотерапия
• Арттерапия
• Пескотерапия
• Анималотерапия и т. д.
Музыкотерапия- это контролируемое использование музыки в коррекции психо - эмоциональной сферы ребёнка. Музыка- это лекарство, которое слушают (информация музыкального руководителя «Значение музыки для развития дошкольников»,подборка музыкальных произведений, влияющих на психофизическое состояние детей.)
Анималотерапия – терапия различных отклонений при помощи животных (практическая часть- обмен опытом среди воспитателей по использованию игрушек- животных для развивающей работы с детьми и т. д.)
Куклотерапия - метод комплексного воздействия на детей, который предполагает использование кукол и театральных приёмов (этюдов, игр, упражнений, специальных заданных ситуаций с помощью персонажей кукольного театра) для профилактики и коррекции проблем у ребёнка (практическая часть- показ инсценировок, подготовленных воспитателями разных возрастных групп).
Терапия песком – использование песка для профилактики различных проблем у детей (практическая часть- показ фрагментов занятий с использованием элементов песочной терапии педагогом- психологом и учителем- логопедом,в роли детей- педагоги МКДОУ).
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности детей, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром (примеры сказок, которые используются педагогами в работе с дошкольниками)
Игротерапия – это метод коррекции эмоционального состояния и поведенческих расстройств у детей через игру. Она позволяет заранее предупредить или справиться с проблемой (практическая часть- обмен опытом между педагогами и специалистами, показ коротких игровых сюжетов и т. д.).
Описание слайдов презентации:
1 слайд - Понятие технологии, образовательной технологии.
2 слайд - Ведущие признаки технологии.
3 слайд - Основные требования (критерии) педагогической технологии.
4 слайд - Структура образовательной технологии.
5 слайд - Перечень современных образовательных технологий
6 слайд - Современные образовательные технологии, приобретающие форму технологий.
7 слайд - Игровая технология (понятие игротерапии и что в неё включается).
8 слайд - Основные задачи игровой терапии.
9 слайд - Возможности игровой терапии.
10 - 11 слайды - Основные виды и формы игротерапии (виды, по функциям взрослого в игре, по организации деятельности, по структуре используемого материала).
12 - 13 слайды - А. А. Захаров. (Последовательность коррекционных методик. Функции игры в организации терапевтического процесса. Правила, соблюдение которых необходимо в игротерапии. Этапы процесса игровой психотерапии).
14 16 слайды - Директивная и недирективная игротерапия. (Коррекционные задачи, решаемые в недирективной игротерапии. Цель игры. Уровни участия игротерапевта в коррекционном процессе. Основные функции психологов в ненаправленной игротерапии.)
17 слайд. - Структура занятия.
18 слайд - Игровая комната и её оснащение.
21-22 слайды - Список литературы, используемой при подготовке к семинару.