Наталья Золотова
Индивидуальный образовательный маршрут для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Часть 4
▼ Скачать + Заказать документы
Трудовая деятельность
Очень важно развитие трудовых умений у детей с овз, овладение элементарной культурой труда. В зависимости от возраста у детей формируются культурно-гигиенические умения, связанные с трудом по самообслуживанию, хозяйственно-бытовым трудом. Именно развитие трудовых умений предполагает овладение элементарной культурой труда, в которую входят: понимание цели действий, правильный отбор материалов и инструментов, умением пользоваться выбранными инструментами, осуществление действий в определенной последовательности, оценка результатов труд.
Публикация «Индивидуальный образовательный маршрут для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, Часть 4» размещена в разделах
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Цель: формировать потребность трудиться, умение взаимодействовать со сверстниками при выполнении трудовых поручений, социально-нравственные качества и понятия, развивать умения и навыки в различных видах элементарной трудовой деятельности. Формировать трудолюбие, терпение, аккуратность, ответственность,
- навыки самообслуживания в режимных моментах
- посильный бытовой труд:
- дежурству при подготовке к занятию или приему пищи,
- наведения порядка в игровой зоне
- труд в природе
- ручной труд (работа с бумагой, тканью, природным материалом и др.).
- дать представления о свойствах различных материалов (бумаги, картона, ткани, природных материалов,
- приемы работы с различными материалами (складывание, разрезание, склеивание деталей и др.)
- изготовление различных поделок и игрушек использование в работе ножницы, клей, пластилин, иголку и нитки
- наблюдение за растениями и животными.
- Знакомство детей с трудом взрослых и ролью труда в жизни людей
- чтение и обсуждения художественных произведений
- специальные бесед на тему труда взрослых
- экскурсий на рабочие места сотрудников детского сада (заведующей, медицинской сестры, повара и др.)
- экскурсии в ближайшие социальные объекты (магазина, поликлиники, метро и др.)
3.4.4 Развитие речи
Цель — обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности, на основе овладения языком своего народа.
Задачи развития речи:
- формирование структурных компонентов системы языка — фонетического, лексического, грамматического;
- формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции — развитие связной речи, двух форм речевого общения — диалога и монолога;
- формирование способности к элементарному осознанию явлений
языка и речи.
Основными приемами развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ являются:
Развитие словаря.
Рассказ по демонстрируемым действиям – этот прием учит ребенка внимательно наблюдать, сохранять в памяти последовательность увиденных действий, подбирать к ним точные грамматические категории.
Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа – в этом виде пересказывания непосредственные действия с предметами и объектами заменяются действиями на фланелеграфе с предметными картинками (игрушками).
Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картин – это умение формируется на основе вышеперечисленного. При использовании этого метода работы педагог должен учитывать возможности образной памяти детей, способности устанавливать логические связи и отношения. К таким сериям сюжетных картин относятся: «Летом в парке», «Зимние развлечения» из серии «Времена года» (под редакцией А. Н. Ероховой, О. И. Соловьевой) и другие. Многофигурные, многоплановые картины дают возможность составления коротких законченных рассказов первоначально по отдельным фрагментам. Это облегчает детям задачу последующего составления связного рассказа по картине в целом.
Составление рассказа по одной сюжетной картине. Это самый сложный вид рассказывания. Здесь труднее обеспечить план высказывания из-за отсутствия образца. Только вопросный план педагога может помочь детям обеспечить последовательность этапов изложения. Обучение рассказыванию по картине занимает важное место в системе работы по развитию связной речи детей с ОВЗ. Значение этого вида занятий для расширения и активизации словаря, формирования связно, грамматически правильной речи, а так же развития процессов восприятия, воображения, логического мышления отмечалось многими авторами. В связи с этим обучение рассказыванию по сюжетной картине с определенной тематикой приобретает особое значение в коррекционной работе с детьми, имеющими задержку психического развития. Целенаправленная коррекционная работа по обучению составления рассказа по сюжетной картине предусматривает: постепенное усложнений заданий и форм работы в соответствии с возрастными особенностями детей; отведение важной роли речевому образцу педагога; широкое использование игровых форм занятий.
Несмотря на особенности каждого вида занятий, определяемые спецификой наглядного материала, все они включают ряд общих элементов. Проводится подготовка детей к восприятию содержания картины (предварительная беседа, чтение и пересказ литературных произведений по соответствующей теме, разбор содержания картины, обучение детей составлению рассказа и анализа детских рассказов.
Успехов в коррекционной работе можно достичь только при условии опоры на ведущую деятельность возраста. Для дошкольников, особое место в системе коррекции должны занимать сюжетно-ролевая игра и развивающие дидактические игры.
3.4.5. Формирование представлений об окружающем мире
Цель — формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов.
Познавательные процессы окружающей действительности дошкольников с ограниченными возможностями обеспечиваются процессами ощущения, восприятия, мышления, внимания, памяти.
Соответственно выдвигаются следующие задачи познавательного развития:
- формирование и совершенствование перцептивных действий;
-ознакомление и формирование сенсорных эталонов;
- развитие внимания, памяти;
-развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Известно, что у детей с ЗПР, особенно к старшему дошкольному возрасту накапливается много разнообразных знаний об окружающей действительности. Но эти знания характеризуются недостаточной полнотой и конкретностью, малой степенью обобщенности. Восприятие ребёнка с задержкой развития проходит своеобразно, имеет много особенностей, которые необходимо учитывать в ходе обучения и воспитания, что работа с ними должна иметь коррекционную направленность.
• Наблюдение за природой и погодой. Календарь природы;
• Наблюдение за солнцем;
• Экскурсии;
• Знакомство с растениями;
• Сбор лекарственных трав;
• Заготовка корма для зимующих птиц (плоды, семена, ветки, кора);
• Знакомство с насекомыми;
ЗАНЯТИЕ "РАССКАЖИ ДРУГУ СКАЗКУ"
Цель. Знакомить с различными жанрами устного народного творчества, формировать умение по серии картинок составлять "диафильм" с участием представителей животного и растительного мира, развивать творчество и воображение, учить рисовать иллюстрации к сказкам.
Материал. Набор красочно оформленных детских книг; заранее подготовленные "кадры"
ЗАНЯТИЕ "В ГОСТЯХ У ГРИБА-ЛЕСОВИКА"
Цель. Закрепить знания о дарах осени, о съедобных и несъедобных грибах, выяснить, где именно растут грибы; формировать умение работать с бумагой и клеем, находить съедобные грибы на дидактической картине; видеть красоту осеннего леса, углублять эстетическое восприятие окружающего мира.
Материал. Картинки с изображением леса, грибов; дидактическая игра "Грибная полянка"; наряд Гриба-лесовика; цветная бумага, клей, скрепки.
ИГРА "ПРИГОТОВЬ ЛЕКАРСТВО"
Цель. Познакомить детей с лекарственными травами, закреплять знания о строении растения, формировать умение правильно использовать полезные травы (знать, у какого растения какую часть надо использовать для приготовления лекарства и в какое время года, чтобы не нанести ущерб природе, формировать доброжелательность, чуткое отношение к окружающему нас миру.
Материал. Гербарии лекарственных растений, карточки с изображением лекарственных растений, разрезные карточки для выполнения таких заданий, как собери растение, найди нужные части растения для приготовления лекарства; "посуда" для отваров и настоев.
ИГРА "ПОСТРОЙ ДОМИК ЖИВОТНОМУ"
Цель. Закреплять знания об особенностях жизни разных диких животных, об их жилье, о "стройматериалах"; формировать умение подбирать правильный материал для постройки "дома" любому из животных.
Материал. Большая картина, карточки с изображениями "домов" животных, "стройматериалов", самих животных.
Игра "Лягушки" (прыжки)
На земле или на асфальте начертить небольшой квадратик - дом. Вокруг дома - четыре листика вперемежку с четырьмя кочками - пруд.
Играть могут двое, четверо, шестеро ребят. Один из играющих - Лягушка-квакушка, остальные - лягушата.
Игра "Лиса и куры" (бег, прыжки, лазание)
Дети изображают кур. Один из играющих - петух, другой - лиса. Куры ходят по площадке, ищут корм. Лиса внимательно следит за ними. По указанию педагога (незаметно для всех) выходит лиса и тихонько подкрадывается к курам. Петух громко кричит: "КУ-КА-РЕ-КУ!" Куры убегают, взлетают на насест (бревно, скамейку, гимнастическую стенку). Петух должен убежать последним. Лиса ловит тех кур, которые не успели быстро подняться на насест и удержаться на нём. После двух-трёх кратного проведения игры выбирают других детей на роль петуха и лисы.
3.4.6. Формирование представлений о пространстве, времени, количестве.
Под математическим развитием дошкольников с ОВЗ следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которое происходит в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Для развития понятий величины, формы, пространства, местоположения, пространственных и временных отношений я предлагаю блоки дидактический игр и упражнений с учетом необходимости постепенно подводить детей с ЗПР к обобщению путем перехода от практических действий с реальными, объемными предметами к выполнению этих же заданий с плоскостными изображениями, а затем к восприятию предметов по картинкам.
БЛОК № 1. «КОЛИЧЕСТВО»
I. Образование множества из отдельных предметов и выделение предмета из множества:
«Самолеты». Дети учатся выделять один предмет и объединять, составлять группу. Предметов, овладевают терминами «один», «много».
«Уточки в пруду».
«Разноцветные фонарики».
II. Нахождение «много» и «один» в окружающей обстановке:
«Поезд». Дети упражняются в нахождении множества предметов и единичных предметов в окружающей обстановке.
«Две дорожки».
«Гномы Тим и Том».
III. Сравнение множеств предметов путем установления соответствия:
«Угостим зайку». Формируем у детей умение устанавливать равенство- неравенство между группами предметов.
«Бабочки и цветы».
«Птички».
БЛОК №2. ФОРМА. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУР
Детей нужно учить сначала : различать геометрические фигуры, а потом уже называть их. Знакомя с геометрическими фигурами, их нужно предъявлять попарно.
I. Практическое выделение формы:
«Какие бывают формы?». Дети знакомятся с формами, учатся практически различать их.
«Чей домик?».
«Почтовый ящик».
II. Зрительное восприятие формы:
«Найди пару». Дети учатся воспринимать, зрительно сопоставлять форму.
«У кого такое?».
«Найди форму в предмете».
III. Представление о форме:
«Найди предмет такой же формы». Дети учатся осуществлять выбор формы по представлению.
«Геометрическое лото».
«Угадай, чего не стало».
БЛОК №3. ВЕЛИЧИНА
Действуя с предметами, он обращает внимание на величину, начинает понимать, что от правильного определения величины предмета во многом зависит результат действий, т. е. величина становится значимым для ребенка признаком.
I. Практическое выделение величины:
«Спрячь матрешку» /большой – маленький/.
«Кто скорее свернет ленту?» /длинный – короткий/.
«Построй ворота» / высокий – низкий/.
«Закрой двери в домиках» /широкий – узкий/.
II. Зрительное восприятие величины:
«Лото» /большой – маленький/.
«Лесенка» /длинный – короткий/.
«Кто высокий?» / высокий – низкий/.
«Полотенца для мишутки»/широкий – узкий/.
III. Представление о величине:
«У кого такое?»
«Красивый узор».
«Найди, где спрятано».
«Орнамент»
Восприятие пространства и времени:
Важную роль в формировании временных представлений играет еще и использование иллюстраций, картин, фотографий, передающих конкретное время.
БЛОК №4. ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ
I. Пространственные направления от себя:
«Достань шарик» /вверху – внизу/.
«Что стоит вверху, внизу, посредине».
«Четвертый лишние» /внутри – снаружи/.
«Репка» /спереди – сзади, слева – справа/.
II. Ориентировка в помещении:
«Спрячем и найдем».
«Угадай, что за чем?»
«На помощь Петрушке».
III. Ориентировка на листе бумаги.
«Положи верно».
«Магазин игрушек».
«Составь узор».
БЛОК № 5. ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ
Части суток.
«День – ночь».
«Когда это бывает?»
«Наш день».
«Что делает мальчик утром, днем, вечером, ночью?»
3.4.7. Литература
Цель: Знакомить детей с многообразием литературного творчества. Продолжать работу по формированию интереса к книге. Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Обогащать словарный запас. Воспитывать чуткость к художественному слову. Развивать эмпатию.
Русский фольклор
Песенки, потешки, заклички.
«Наш козел.»; «Зайчишка-трусишка.»;
«Дон! Дон! Дон.», «Гуси, вы гуси.»; «Ножки, ножки, где вы были?.»,
«Сидит, сидит зайка.», «Кот на печку пошел.», «Сегодня день целый.»,
«Барашеньки.», «Идет лисичка по мосту.», «Солнышко-ведрышко.»,
«Иди, весна, иди, красна.».
Сказки.
«Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Война грибов
с ягодами», обр. В. Даля; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр.
А. Н. Толстого; «Жихарка», обр. И. Карнауховой; «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова; «Лиса и козел», обр. О. Капицы; «Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В. Даля; «Петушок и бобовое зернышко», обр. О. Капицы.
Фольклор народов мира
Песенки.
«Рыбки», «Утята», франц., обр. Н. Гернет и С. Гиппиус;
«Чив-чив, воробей», пер. с коми-пермяц. В. Климова; «Пальцы», пер.
с нем. Л. Яхина; «Мешок», татар., пер. Р. Ягофарова, пересказ Л. Кузь-
мина.
Сказки.
«Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова; «Заяц и еж», из
сказок братьев Гримм, пер. с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака;
«Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе; братья
Гримм. «Бременские музыканты», нем., пер. В. Введенского, под ред.
С. Маршака.
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия.
И. Бунин. «Листопад» (отрывок); А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат.»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало.» (из романа «Евгений Онегин»); А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка.»; Я. Аким. «Первый снег»; А. Барто. «Уехали»; С. Дрожжин. «Улицей гуляет.» (из стихотворения «В крестьянской семье»); С. Есенин. «Поет зима — аукает.»; Н. Некрасов. «Неветер бушует над бором.» (из поэмы «Мороз, Красный нос»); И. Суриков. «Зима»; С. Маршак. «Багаж», «Про все на свете», «Вот какой рассеянный»,«Мяч»; С. Михалков. «Дядя Степа»; Е. Баратынский. «Весна, весна» (в сокр.); Ю. Мориц. «Песенка про сказку»; «Дом гнома, гном — дома!»; Э. Успенский. «Разгром»; Д. Хармс. «Очень
страшная история».
Проза.
В. Вересаев. «Братишка»; А. Введенский. «О девочке Маше, о собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги); М. Зощенко. «Показательный ребенок»; К. Ушинский. «Бодливая корова»; С. Воронин. «Воинственный Жако»; С. Георгиев. «Бабушкин садик»; Н. Носов. «Заплатка», «Затейники»; Л. Пантелеев. «На море» (глава из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»); В. Бианки. «Подкидыш»; Н. Сладков. «Неслух».
Литературные сказки.
М. Горький. «Воробьишко»; В. Осеева. «Волшебная иголочка»; Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»; К. Чуковский. «Телефон»,«Тараканище», «Федорино горе»; Н. Носов.
«Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги); Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича — Длинный Нос и про Мохнатого
Мишу — Короткий Хвост»; В. Бианки. «Первая охота»; Д. Самойлов. «У слоненка день рождения».
Басни.
Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям.», «Мальчик стерег
овец.», «Хотела галка пить.».
Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия
В. Витка. «Считалочка», пер. с белорус. И. Токмаковой; Ю. Тувим. «Чудеса», пер. с польск. В. Приходько; «Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера; Ф. Грубин. «Слезы», пер. с чеш. Е. Солоновича; С. Вангели. «Подснежники» (главы из книги «Гугуцэ — капитан корабля», пер. смолд. В. Берестова.
Литературные сказки.
А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (главы из книги, пер. с англ. Б. Заходера; Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим» (главы из книги, пер. с англ. Э. Паперной; Т. Эгнер. «Приключения в лесу Елки-на-Горке» (главы, пер. с норв. Л. Брауде; Д. Биссет. «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерешевской; Э. Хогарт. «Мафин и его веселые друзья» (главы из книги, пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько.
Произведения для заучивания наизусть
«Дед хотел уху сварить.», «Ножки, ножки, где вы были?», рус. нар.
песенки; А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч.» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»); З. Александрова. «Елочка»; А. Барто. «Я знаю, что надо придумать»; Л. Николаенко. «Кто рассыпал колокольчики.»; В. Орлов. «С базара», «Почему медведь зимой спит» (по выбору воспитателя); Е. Серова. «Одуванчик», «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы»); «Купите лук.», шотл. нар. песенка, пер. И. Токмаковой.