Папки-передвижки

Индивидуальный образовательный маршрут для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Часть 4

Наталья Золотова
Индивидуальный образовательный маршрут для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Часть 4
▼ Скачать + Заказать документы

Часть 2

Часть 3

Трудовая деятельность

Очень важно развитие трудовых умений у детей с овз, овладение элементарной культурой труда. В зависимости от возраста у детей формируются культурно-гигиенические умения, связанные с трудом по самообслуживанию, хозяйственно-бытовым трудом. Именно развитие трудовых умений предполагает овладение элементарной культурой труда, в которую входят: понимание цели действий, правильный отбор материалов и инструментов, умением пользоваться выбранными инструментами, осуществление действий в определенной последовательности, оценка результатов труд.

Публикация «Индивидуальный образовательный маршрут для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, Часть 4» размещена в разделах

Цель: формировать потребность трудиться, умение взаимодействовать со сверстниками при выполнении трудовых поручений, социально-нравственные качества и понятия, развивать умения и навыки в различных видах элементарной трудовой деятельности. Формировать трудолюбие, терпение, аккуратность, ответственность,

- навыки самообслуживания в режимных моментах

- посильный бытовой труд:

- дежурству при подготовке к занятию или приему пищи,

- наведения порядка в игровой зоне

- труд в природе

- ручной труд (работа с бумагой, тканью, природным материалом и др.).

- дать представления о свойствах различных материалов (бумаги, картона, ткани, природных материалов,

- приемы работы с различными материалами (складывание, разрезание, склеивание деталей и др.)

- изготовление различных поделок и игрушек использование в работе ножницы, клей, пластилин, иголку и нитки

- наблюдение за растениями и животными.

- Знакомство детей с трудом взрослых и ролью труда в жизни людей

- чтение и обсуждения художественных произведений

- специальные бесед на тему труда взрослых

- экскурсий на рабочие места сотрудников детского сада (заведующей, медицинской сестры, повара и др.)

- экскурсии в ближайшие социальные объекты (магазина, поликлиники, метро и др.)

3.4.4 Развитие речи

Цель — обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности, на основе овладения языком своего народа.

Задачи развития речи:

- формирование структурных компонентов системы языка — фонетического, лексического, грамматического;

- формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции — развитие связной речи, двух форм речевого общения — диалога и монолога;

- формирование способности к элементарному осознанию явлений

языка и речи.

Основными приемами развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ являются:

Развитие словаря.

Рассказ по демонстрируемым действиям – этот прием учит ребенка внимательно наблюдать, сохранять в памяти последовательность увиденных действий, подбирать к ним точные грамматические категории.

Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа – в этом виде пересказывания непосредственные действия с предметами и объектами заменяются действиями на фланелеграфе с предметными картинками (игрушками).

Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картин – это умение формируется на основе вышеперечисленного. При использовании этого метода работы педагог должен учитывать возможности образной памяти детей, способности устанавливать логические связи и отношения. К таким сериям сюжетных картин относятся: «Летом в парке», «Зимние развлечения» из серии «Времена года» (под редакцией А. Н. Ероховой, О. И. Соловьевой) и другие. Многофигурные, многоплановые картины дают возможность составления коротких законченных рассказов первоначально по отдельным фрагментам. Это облегчает детям задачу последующего составления связного рассказа по картине в целом.

Составление рассказа по одной сюжетной картине. Это самый сложный вид рассказывания. Здесь труднее обеспечить план высказывания из-за отсутствия образца. Только вопросный план педагога может помочь детям обеспечить последовательность этапов изложения. Обучение рассказыванию по картине занимает важное место в системе работы по развитию связной речи детей с ОВЗ. Значение этого вида занятий для расширения и активизации словаря, формирования связно, грамматически правильной речи, а так же развития процессов восприятия, воображения, логического мышления отмечалось многими авторами. В связи с этим обучение рассказыванию по сюжетной картине с определенной тематикой приобретает особое значение в коррекционной работе с детьми, имеющими задержку психического развития. Целенаправленная коррекционная работа по обучению составления рассказа по сюжетной картине предусматривает: постепенное усложнений заданий и форм работы в соответствии с возрастными особенностями детей; отведение важной роли речевому образцу педагога; широкое использование игровых форм занятий.

Несмотря на особенности каждого вида занятий, определяемые спецификой наглядного материала, все они включают ряд общих элементов. Проводится подготовка детей к восприятию содержания картины (предварительная беседа, чтение и пересказ литературных произведений по соответствующей теме, разбор содержания картины, обучение детей составлению рассказа и анализа детских рассказов.

Успехов в коррекционной работе можно достичь только при условии опоры на ведущую деятельность возраста. Для дошкольников, особое место в системе коррекции должны занимать сюжетно-ролевая игра и развивающие дидактические игры.

3.4.5. Формирование представлений об окружающем мире

Цель — формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов.

Познавательные процессы окружающей действительности дошкольников с ограниченными возможностями обеспечиваются процессами ощущения, восприятия, мышления, внимания, памяти.

Соответственно выдвигаются следующие задачи познавательного развития:

- формирование и совершенствование перцептивных действий;

-ознакомление и формирование сенсорных эталонов;

- развитие внимания, памяти;

-развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Известно, что у детей с ЗПР, особенно к старшему дошкольному возрасту накапливается много разнообразных знаний об окружающей действительности. Но эти знания характеризуются недостаточной полнотой и конкретностью, малой степенью обобщенности. Восприятие ребёнка с задержкой развития проходит своеобразно, имеет много особенностей, которые необходимо учитывать в ходе обучения и воспитания, что работа с ними должна иметь коррекционную направленность.

• Наблюдение за природой и погодой. Календарь природы;

• Наблюдение за солнцем;

• Экскурсии;

• Знакомство с растениями;

• Сбор лекарственных трав;

• Заготовка корма для зимующих птиц (плоды, семена, ветки, кора);

• Знакомство с насекомыми;

ЗАНЯТИЕ "РАССКАЖИ ДРУГУ СКАЗКУ"

Цель. Знакомить с различными жанрами устного народного творчества, формировать умение по серии картинок составлять "диафильм" с участием представителей животного и растительного мира, развивать творчество и воображение, учить рисовать иллюстрации к сказкам.

Материал. Набор красочно оформленных детских книг; заранее подготовленные "кадры"

ЗАНЯТИЕ "В ГОСТЯХ У ГРИБА-ЛЕСОВИКА"

Цель. Закрепить знания о дарах осени, о съедобных и несъедобных грибах, выяснить, где именно растут грибы; формировать умение работать с бумагой и клеем, находить съедобные грибы на дидактической картине; видеть красоту осеннего леса, углублять эстетическое восприятие окружающего мира.

Материал. Картинки с изображением леса, грибов; дидактическая игра "Грибная полянка"; наряд Гриба-лесовика; цветная бумага, клей, скрепки.

ИГРА "ПРИГОТОВЬ ЛЕКАРСТВО"

Цель. Познакомить детей с лекарственными травами, закреплять знания о строении растения, формировать умение правильно использовать полезные травы (знать, у какого растения какую часть надо использовать для приготовления лекарства и в какое время года, чтобы не нанести ущерб природе, формировать доброжелательность, чуткое отношение к окружающему нас миру.

Материал. Гербарии лекарственных растений, карточки с изображением лекарственных растений, разрезные карточки для выполнения таких заданий, как собери растение, найди нужные части растения для приготовления лекарства; "посуда" для отваров и настоев.

ИГРА "ПОСТРОЙ ДОМИК ЖИВОТНОМУ"

Цель. Закреплять знания об особенностях жизни разных диких животных, об их жилье, о "стройматериалах"; формировать умение подбирать правильный материал для постройки "дома" любому из животных.

Материал. Большая картина, карточки с изображениями "домов" животных, "стройматериалов", самих животных.

Игра "Лягушки" (прыжки)

На земле или на асфальте начертить небольшой квадратик - дом. Вокруг дома - четыре листика вперемежку с четырьмя кочками - пруд.

Играть могут двое, четверо, шестеро ребят. Один из играющих - Лягушка-квакушка, остальные - лягушата.

Игра "Лиса и куры" (бег, прыжки, лазание)

Дети изображают кур. Один из играющих - петух, другой - лиса. Куры ходят по площадке, ищут корм. Лиса внимательно следит за ними. По указанию педагога (незаметно для всех) выходит лиса и тихонько подкрадывается к курам. Петух громко кричит: "КУ-КА-РЕ-КУ!" Куры убегают, взлетают на насест (бревно, скамейку, гимнастическую стенку). Петух должен убежать последним. Лиса ловит тех кур, которые не успели быстро подняться на насест и удержаться на нём. После двух-трёх кратного проведения игры выбирают других детей на роль петуха и лисы.

3.4.6. Формирование представлений о пространстве, времени, количестве.

Под математическим развитием дошкольников с ОВЗ следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которое происходит в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Для развития понятий величины, формы, пространства, местоположения, пространственных и временных отношений я предлагаю блоки дидактический игр и упражнений с учетом необходимости постепенно подводить детей с ЗПР к обобщению путем перехода от практических действий с реальными, объемными предметами к выполнению этих же заданий с плоскостными изображениями, а затем к восприятию предметов по картинкам.

БЛОК № 1. «КОЛИЧЕСТВО»

I. Образование множества из отдельных предметов и выделение предмета из множества:

«Самолеты». Дети учатся выделять один предмет и объединять, составлять группу. Предметов, овладевают терминами «один», «много».

«Уточки в пруду».

«Разноцветные фонарики».

II. Нахождение «много» и «один» в окружающей обстановке:

«Поезд». Дети упражняются в нахождении множества предметов и единичных предметов в окружающей обстановке.

«Две дорожки».

«Гномы Тим и Том».

III. Сравнение множеств предметов путем установления соответствия:

«Угостим зайку». Формируем у детей умение устанавливать равенство- неравенство между группами предметов.

«Бабочки и цветы».

«Птички».

БЛОК №2. ФОРМА. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУР

Детей нужно учить сначала : различать геометрические фигуры, а потом уже называть их. Знакомя с геометрическими фигурами, их нужно предъявлять попарно.

I. Практическое выделение формы:

«Какие бывают формы?». Дети знакомятся с формами, учатся практически различать их.

«Чей домик?».

«Почтовый ящик».

II. Зрительное восприятие формы:

«Найди пару». Дети учатся воспринимать, зрительно сопоставлять форму.

«У кого такое?».

«Найди форму в предмете».

III. Представление о форме:

«Найди предмет такой же формы». Дети учатся осуществлять выбор формы по представлению.

«Геометрическое лото».

«Угадай, чего не стало».

БЛОК №3. ВЕЛИЧИНА

Действуя с предметами, он обращает внимание на величину, начинает понимать, что от правильного определения величины предмета во многом зависит результат действий, т. е. величина становится значимым для ребенка признаком.

I. Практическое выделение величины:

«Спрячь матрешку» /большой – маленький/.

«Кто скорее свернет ленту?» /длинный – короткий/.

«Построй ворота» / высокий – низкий/.

«Закрой двери в домиках» /широкий – узкий/.

II. Зрительное восприятие величины:

«Лото» /большой – маленький/.

«Лесенка» /длинный – короткий/.

«Кто высокий?» / высокий – низкий/.

«Полотенца для мишутки»/широкий – узкий/.

III. Представление о величине:

«У кого такое?»

«Красивый узор».

«Найди, где спрятано».

«Орнамент»

Восприятие пространства и времени:

Важную роль в формировании временных представлений играет еще и использование иллюстраций, картин, фотографий, передающих конкретное время.

БЛОК №4. ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

I. Пространственные направления от себя:

«Достань шарик» /вверху – внизу/.

«Что стоит вверху, внизу, посредине».

«Четвертый лишние» /внутри – снаружи/.

«Репка» /спереди – сзади, слева – справа/.

II. Ориентировка в помещении:

«Спрячем и найдем».

«Угадай, что за чем?»

«На помощь Петрушке».

III. Ориентировка на листе бумаги.

«Положи верно».

«Магазин игрушек».

«Составь узор».

БЛОК № 5. ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

Части суток.

«День – ночь».

«Когда это бывает?»

«Наш день».

«Что делает мальчик утром, днем, вечером, ночью?»

3.4.7. Литература

Цель: Знакомить детей с многообразием литературного творчества. Продолжать работу по формированию интереса к книге. Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Обогащать словарный запас. Воспитывать чуткость к художественному слову. Развивать эмпатию.

Русский фольклор

Песенки, потешки, заклички.

«Наш козел.»; «Зайчишка-трусишка.»;

«Дон! Дон! Дон.», «Гуси, вы гуси.»; «Ножки, ножки, где вы были?.»,

«Сидит, сидит зайка.», «Кот на печку пошел.», «Сегодня день целый.»,

«Барашеньки.», «Идет лисичка по мосту.», «Солнышко-ведрышко.»,

«Иди, весна, иди, красна.».

Сказки.

«Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Война грибов

с ягодами», обр. В. Даля; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр.

А. Н. Толстого; «Жихарка», обр. И. Карнауховой; «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова; «Лиса и козел», обр. О. Капицы; «Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В. Даля; «Петушок и бобовое зернышко», обр. О. Капицы.

Фольклор народов мира

Песенки.

«Рыбки», «Утята», франц., обр. Н. Гернет и С. Гиппиус;

«Чив-чив, воробей», пер. с коми-пермяц. В. Климова; «Пальцы», пер.

с нем. Л. Яхина; «Мешок», татар., пер. Р. Ягофарова, пересказ Л. Кузь-

мина.

Сказки.

«Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова; «Заяц и еж», из

сказок братьев Гримм, пер. с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака;

«Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе; братья

Гримм. «Бременские музыканты», нем., пер. В. Введенского, под ред.

С. Маршака.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия.

И. Бунин. «Листопад» (отрывок); А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат.»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало.» (из романа «Евгений Онегин»); А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка.»; Я. Аким. «Первый снег»; А. Барто. «Уехали»; С. Дрожжин. «Улицей гуляет.» (из стихотворения «В крестьянской семье»); С. Есенин. «Поет зима — аукает.»; Н. Некрасов. «Неветер бушует над бором.» (из поэмы «Мороз, Красный нос»); И. Суриков. «Зима»; С. Маршак. «Багаж», «Про все на свете», «Вот какой рассеянный»,«Мяч»; С. Михалков. «Дядя Степа»; Е. Баратынский. «Весна, весна» (в сокр.); Ю. Мориц. «Песенка про сказку»; «Дом гнома, гном — дома!»; Э. Успенский. «Разгром»; Д. Хармс. «Очень

страшная история».

Проза.

В. Вересаев. «Братишка»; А. Введенский. «О девочке Маше, о собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги); М. Зощенко. «Показательный ребенок»; К. Ушинский. «Бодливая корова»; С. Воронин. «Воинственный Жако»; С. Георгиев. «Бабушкин садик»; Н. Носов. «Заплатка», «Затейники»; Л. Пантелеев. «На море» (глава из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»); В. Бианки. «Подкидыш»; Н. Сладков. «Неслух».

Литературные сказки.

М. Горький. «Воробьишко»; В. Осеева. «Волшебная иголочка»; Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»; К. Чуковский. «Телефон»,«Тараканище», «Федорино горе»; Н. Носов.

«Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги); Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича — Длинный Нос и про Мохнатого

Мишу — Короткий Хвост»; В. Бианки. «Первая охота»; Д. Самойлов. «У слоненка день рождения».

Басни.

Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям.», «Мальчик стерег

овец.», «Хотела галка пить.».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия

В. Витка. «Считалочка», пер. с белорус. И. Токмаковой; Ю. Тувим. «Чудеса», пер. с польск. В. Приходько; «Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера; Ф. Грубин. «Слезы», пер. с чеш. Е. Солоновича; С. Вангели. «Подснежники» (главы из книги «Гугуцэ — капитан корабля», пер. смолд. В. Берестова.

Литературные сказки.

А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (главы из книги, пер. с англ. Б. Заходера; Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим» (главы из книги, пер. с англ. Э. Паперной; Т. Эгнер. «Приключения в лесу Елки-на-Горке» (главы, пер. с норв. Л. Брауде; Д. Биссет. «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерешевской; Э. Хогарт. «Мафин и его веселые друзья» (главы из книги, пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько.

Произведения для заучивания наизусть

«Дед хотел уху сварить.», «Ножки, ножки, где вы были?», рус. нар.

песенки; А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч.» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»); З. Александрова. «Елочка»; А. Барто. «Я знаю, что надо придумать»; Л. Николаенко. «Кто рассыпал колокольчики.»; В. Орлов. «С базара», «Почему медведь зимой спит» (по выбору воспитателя); Е. Серова. «Одуванчик», «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы»); «Купите лук.», шотл. нар. песенка, пер. И. Токмаковой.

Публикации по теме:

«Здоровье в порядке? Спасибо зарядке!» Конспект занятия НОД для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата Технология: здоровье сберегающая. Интеграция образовательных областей: «Познание». • Формировать знания о том, что полезно, а что вредно.

Игры для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста Исследования показывают что, дети с нарушением опорно — двигательного аппарата имеют ряд специфических особенностей: они отличаются отставанием.

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка 6 лет ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ Для воспитанника Артем Ш. Возраст ребенка 6лет Проблема Имеет средний уровень освоения программы.

Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка на первое полугодие 2014-2015 учебного года ОБЩИЕ ДАННЫЕ Ф. И. О. ребенка А. Витя.

Индивидуальный образовательный маршрут для детей первой младшей группы №п/п Фамилия, имя ребенка Основные направления развивающей, коррекционной работы Цели, задачи развивающей коррекционной работы Методы и.

Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ОВЗ Наше ДОУ общеобразовательного вида посещают дети с тяжёлыми нарушениями речи, имеющие заключение ГПМПК. В соответствии с Законом Российской.

Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка .

Оздоровительная и коррекционная работа с детьми с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата посредством подвижных игр Оздоровительная и коррекционная работа с детьми имеющих нарушения функций опорно-двигательного аппарата через подвижные игры. С самого.

Пальчиковый бассейн как средство коррекции речи у детей с нарушениями опорно-двигательного аппаратаПальчиковый бассейн как средство коррекции речи у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата У большинства детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата возникают значительные проблемы с формированием речи. Нарушения речевой.

Консультация «Профилактика нарушения осанки и опорно-двигательного аппарата» ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ И ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В программе воспитания в детском саду предусматривается целый ряд мероприятий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуальный образовательный маршрут для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Часть 4
Опубликовано: 18 января 2016 в 20:22
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Индивидуальный образовательный маршрут для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Часть 4» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Золотова (УИ 269402) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД