Ирина Гурова
Пальчиковый бассейн как средство коррекции речи у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
▼ Скачать + Заказать документы
У большинства детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата возникают значительные проблемы с формированием речи. Нарушения речевой деятельности обуславливаются органическим поражением центральной нервной системы. Они вызываются и повреждением двигательных механизмов речи, и расстройством смежных психических функций, и спецификой взаимодействия больного ребёнка с окружающими.
Публикация «Пальчиковый бассейн как средство коррекции речи у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Формирование полноценной речевой деятельности у данной категории детей – это сложный процесс, который должен сочетать лечение, логопедическое воздействие, коррекцию психофизического и личностного развития.
Каждый специалист, работающий с детьми этой категории, заинтересован в поиске наиболее оптимальных средств специального обучения в работе по совершенствованию методов коррекции и компенсации патологии речевого развития дошкольников. Одним из эффективных средств решения коррекционных задач в работе с детьми является «пальчиковый бассейн».
Игры и упражнения с тренажёром «пальчиковый бассейн» увлекательны. Они всегда обеспечивают положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребёнка. Игры с сыпучими веществами позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, стабилизируют состояние нервной системы. Действительно, занимаясь с «пальчиковым бассейном», дети с различными нарушениями в развитии всегда чувствуют себя комфортно, с желанием проявляют творческую активность. Это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития.
«Пальчиковый бассейн» представляет собой большую прямоугольную коробку с невысокими бортиками, в которую насыпают фасоль или горох высотой в 6-8 см (2;17). Можно использовать и пластмассовые тазики, ванночки, детские надувные бассейны. Кроме сыпучих веществ для оборудования «пальчиковых бассейнов» педагоги применяют шарики, гладкие камешки, мелкие игрушки…
Проведение пальчиковой гимнастики в таком «бассейне» способствует развитию тактильного восприятия, активизации кинестетических ощущений, нормализации тонуса пальцев рук, развитию их движений. С помощью «пальчикового бассейна» в игровой форме можно решать и другие коррекционные задачи, причём некоторые из них одновременно.
Сама по себе возможность погрузить свои руки в ёмкость с фасолью, горохом, крупой, разноцветными шариками и т. п. очень заманчива для ребёнка, вызывает восторг. Очень часто ребёнок не нуждается в инструкции, когда играет с «пальчиковым бассейном». Играя самостоятельно, выполняя несложные движения руками (перебирая, сжимая в кулачках, перетирая фасоль между ладошками, закапывая руки и др., ребёнок сосредотачивается на тактильных ощущениях, обеспечивает себе массаж, расслабляется и психически отдыхает. Имеет смысл показать ребёнку дополнительные возможности подобных игр: раскопать ямку, закопать её, спрятать руки, положить их на дно, «пройтись», «поскользить» ладошками (кулачками) по поверхности «бассейна», выполняя движения в разных направлениях, «прошагать» по поверхности отдельно каждым пальцем, погружая их на разную глубину, пошевелить пальчиками или сжатыми кулачками внутри. Игры в «пальчиковом бассейне» можно успешно сочетать с речью. Вот некоторые из них.
«Повар» Ребёнок выполняет круговые движения кистью в «бассейне» по часовой стрелке и против часовой стрелки: «Варим, варим, варим щи! Щи у Вани хороши.»
«Солим щи» Ребёнок выполняет перетирающие движения тремя (пятью) пальцами: «Мы посолим наши щи. Щи у Кати хороши.»
«Где наши ручки?» Педагог предлагает ребёнку спрятать обе руки в «бассейн», закопать их поглубже, подержать в покое, а затем достать:
«Где же, где же наши ручки?
Нету наших ручек…
Вот, вот наши ручки,
Пляшут наши ручки!»
Можно попросить ребёнка выполнить определённое действие в «бассейне» только правой или левой рукой. В таких упражнениях развивается умение ориентироваться на собственном теле.
В процессе игр для развития моторики с «пальчиковым бассейном» можно решать задачи по развитию слухового внимания. Сыпучие вещества «звучат» по- разному. В ходе упражнений целесообразно привлекать внимание ребёнка к этим звукам. Особенно детям нравится слушать, как «звучит» фасоль. Эти звуки хорошо сравнивать со звуками воды. Вот некоторые игровые упражнения.
«Море шумит» Ребёнок осуществляет движения руками внутри «бассейна» слева направо и слушает, как «шумит море». Если это делать с разной скоростью, то «море» будет шуметь по-разному.
«Ручеёк» Ребёнок проводит ладонью или пальчиком по поверхности «бассейна» и слушает, как «журчит ручеёк».
«Тучка и дождик» Ребёнок держит фасоль (горох, сильно зажав её в кулачке, т. е. с напряжением. Это «тучка». Затем кисть постепенно расслабляется и фасоль медленно падает на поверхность «бассейна». Это «дождик». Внимание ребёнка привлекается к издаваемым при этом звукам. Кисть можно раскрывать с разной скоростью, или вначале медленно, а потом быстро. Соответственно, «капли» будут падать медленно или быстро:
«Капля раз, капля два,
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом.»
«Ливень» Ребёнок набирает фасоль (горох) двумя руками, держит некоторое время. Затем через щёлку между ладонями выбрасывает её и слушает получающиеся при этом звуки.
Когда все эти движения и соответствующие звуки усвоены детьми, можно поиграть в «Звуковые загадки». Один ребёнок выполняет движение, а остальные угадывают, на что похож звук: на шум моря или журчание ручейка…Какой дождь прошёл: мелкий или крупный? Дети по очереди могут загадывать загадки друг другу.
Очень увлекают детей игры, в которых одинаковые небольшие ёмкости с крышками, например, бутылочки, наполняются разным количеством фасоли. При этом все бутылочки при потряхивании будут звучать по-разному. С ними проводится всем известная игра «Угадай по звучанию». Варианты этой игры с использованием «пальчикового бассейна» очень разнообразны. Так, один из интересных вариантов игры – «Парные звуки». Для этой игры создаётся набор ёмкостей, среди которых имеются «одинаковые по звучанию». Ребёнок подбирает пары, потряхивая ёмкости, прислушиваясь к издаваемым при этом звукам.
С целью развития у детей пальцевого гнозиса эффективны игры на выполнение статических упражнений внутри «пальчикового бассейна». Ребёнку нужно опустить руку в «бассейн» и изобразить что-то из пальчиков (создать позу) по заданию. Создание каждого образа можно сопровождать коротким стихотворением. После выполнения задания внутри «бассейна» ребёнок вынимает руку и проверяет себя визуально. Вот некоторые из упражнений.
Зайка
Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет,
Веселит своих зайчат.
Пальцы сжаты в кулак. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Коза
У козы торчат рога,
Может забодать она.
Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперёд. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим.
Гусь
Гусь стоит и всё гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет.
Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу.
Петушок
Петушок стоит весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой.
Указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены и подняты вверх.
Курочка
Курочка прыг на крыльцо:
«Я снесла тебе яйцо».
Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении (5;7-21).
Наиболее часто используются в работе с детьми игры и упражнения на поиск различных предметов внутри бассейна Именно эти игры и упражнения наиболее увлекательны для детей и могут преследовать разнообразные цели. Так, их можно использовать с целью развития стереогноза, слухового и зрительного внимания и памяти, мышления, закрепления навыков счёта, уточнения и активизации словарного запаса, формирования грамматического строя речи, развития слоговой структуры слова, автоматизации звуков, их дифференциации на слух и в произношении и др. Невозможно перечислить и описать все возможные варианты игр и игровых упражнений на поиск предметов внутри «бассейна». В качестве примера приведу только некоторые из них.
«Рыбаки» Морские гладкие камешки перемешиваются с фасолью (горохом). Камешки – это рыбки. Они плавают в море. Ребёнок должен найти как можно больше камешков, т. е. «поймать как можно больше рыбок». В игре могут участвовать несколько детей. После игры подсчитывается количество пойманных рыбок.
«Покормим птичек» Взрослый предлагает детям найти в «бассейне» фасоль определённого цвета, например, белую для белого игрушечного гуся, или найти горох среди фасоли для петушка… Сначала дети собирают фасоль (горох) в ладошку, а потом насыпают её в тарелочку или мисочку.
"Угадай игрушку" Взрослый прячет в «бассейне» одну игрушку или предмет. Ребёнок находит её и называет. Можно спрятать не одну, а несколько игрушек и попросить ребёнка найти конкретную по инструкции или достать все либо в произвольном порядке, либо в порядке, названном взрослым. Игрушки могут быть подобраны соответственно теме занятия. При этом, конечно, инструкции будут разными, например:
«Найди все предметы. Овощи положи на поднос, а фрукты на тарелку. Расскажи…»
«Найди все предметы и сосчитай их».
«Найди и назови только предметы, в названии которых есть звук [c]». (Собака, слон, лиса)
«Найди игрушку и скажи, где находится звук [л] в её названии: в начале, середине или конце?» (Лошадь, белка, волк, козёл)
«Доставай предметы из «бассейна» по одному. Те, в названии которых слышим [ш], складывай в мешок, а [с] – в сумку». (Кошка, лошадь, машина; лиса, собака, слива)
«Найди и определи количество слогов в слове».
«Найди предмет и назови его ласково». (Чашка – чашечка, тарелка – тарелочка)
«Найди животное и назови его детёнышей». (У кошки котята. У коровы телята)
«Найди и сравни». (Яблоко гладкое, а лимон шершавый)
«Найди предмет и придумай предложение о нём» и т. д. и т. п.
Дети лучше усваивают забавное, интересное. «Пальчиковый бассейн» помогает превратить традиционные задания в необычные и увлекательные для них. «Пальчиковый бассейн» можно применять в работе с детьми раннего, дошкольного и даже младшего школьного возраста. Логопеды, дефектологи, воспитатели, учителя могут использовать его в соответствии со своими учебными планами, учитывая взаимосвязь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития детей.
Список использованной и рекомендуемой литературы
1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 1998.
2. Дедюхина Г. В., Яньшина Т. А., Могучая Л. Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. – М. : Гном-Пресс, 1999.
3. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М. : Изд. центр «Академия», 2001.
4. Смирнова И. А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
5. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. : Лань, 1996.